фото предоставлено министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Елена Воробьева: «Образование — это не самоцель, это средство формирования человека»

«Семьеведение», отказ от телефонов в учебное время, развитие «Точек роста» и акцент на профориентации — все это ждет школьников Краснодарского края в новом учебном году. О том, через сколько лет школы Кубани перейдут к учебе в одну смену, сколько педагогов не хватает региону и почему более половины девятиклассников не идут в десятый, на пресс-конференции журналистам рассказала министр образования, науки и молодежной политики региона Елена Воробьева.

— Немного статистики. Сколько школ откроется в 2024 году? Сколько в них пойдет учеников? А первоклассников?

— У нас достаточно большая система образования: по разным оценкам, мы занимаем третье-четвертое место в России. В новом учебном году у нас 790 тыс. школьников — это серьезная цифра. Сейчас функционирует 1251 школа. Очень важно для нас и то, что откроют двери девять новых школ, которые примут порядка 10 тыс. школьников.

Всего в школах края 44 тыс. педагогических работников, из них 38 тыс. — учителя. То есть это действительно масштабная структура, хоть и не очень однородная, за счет таких городов, как Краснодар. Каждый третий школьник на Кубани — это краснодарец. Безусловно, также есть Новороссийск, Анапа, Сочи — наши большие города, где комплексно представлена вся система образования. В целом и большие, и малые города для нас очень важны.

В этом году у нас 76 тыс. первоклассников — это меньше, чем в прошлом году, когда было 80 тыс. учеников. Тем не менее две школы Краснодара традиционно имеют по 23 первых класса в параллели. При этом у нас есть ряд муниципалитетов, где в школах всего один первоклассник.

— В Краснодарском крае ежегодно вводят инновации в школах: профильные классы, «Кванториумы» и другие. Как проходит развитие школ сейчас?

— С начала нового учебного года у нас благодаря нацпроекту «Образование» будут работать всего 605 «Точек роста». Это целая сеть кабинетов, оснащенных современным оборудованием для занятий физикой, химией, информатикой и другими направлениями. В этом году мы открываем 73 «Точки роста» в сельских школах.

Помимо этого, мы развиваем детские технопарки «Кванториум». В этом году будут работать 13 «Кванториумов» с филиалами с достаточно большим охватом. В них представлены всевозможные направления развития ребят — от робототехники до альтернативной энергетики.

В этом году край также продолжает работать над развитием дополнительного образования. Несмотря на то что пока каждая третья школа работает в две смены, в пяти муниципалитетах есть только одна смена. Соответственно, возможности школ позволяют давать дополнительное образование по разным направлениям: и спортивное, и интеллектуальное, и творческое. В школах есть медиацентры, где занимаются юные журналисты. Поэтому здесь наша задача — максимально развивать школьное пространство.

Планы относительно старшей школы — профильное образование, развитие инженерных классов. За последние три года их количество, к слову, увеличилось в три раза. Это почти 7 тыс. человек, которые получают инженерное образование с углубленным черчением, физикой и всеми важными технологическими предметами.

Это и медицинские классы, и агроклассы, и педагогические классы, а также курчатовские классы. В этом году мы заключили соглашение с Курчатовским институтом, и в реалиях школы с седьмого класса дети начнут изучать природоподобные технологии и генетику. За этим будущее.

— Какие новые предметы введут в текущем году в школах Кубани? Для чего они нужны?

— В этом году вводится обновленный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» с практическим модулем. Практический модуль будет проходить на базе нового центра «Патриот», который был открыт по поручению губернатора. Запланированы мероприятия в рамках патриотического и военно-патриотического воспитания.

В новом году в школах также начнут преподавать обновленный предмет «Труд (технология)». Он включает несколько модулей. Фактически это сочетание традиций и ручного труда. Например, девочек будут обучать готовить еду, мальчиков — забивать гвозди и так далее. Также в рамках курса запланировано изучение современных технологий.

Для преподавания этого предмета проведем инвентаризацию и дооборудуем кабинеты. Здесь важно не только оборудование, но и содержание: что закупить для мальчиков, что — для девочек. Через несколько лет мы получим учеников, которые умеют и готовить, и шить, и вышивать, и работать руками.

Очень много диспутов в прессе сейчас встречается о предмете «Семьеведение». Его будут изучать с пятого по одиннадцатый класс, это внеурочные занятия по укреплению формата семьи. Детям будут объяснять задачи семьи, рассказывать о традиционных ценностях. Таким образом решается демографическая задача, а также оговаривается важность брака и воспитания детей.

— Какие нововведения ожидают систему образования в 2024 году?

— Принято важное решение ограничить использование телефонов на уроках. Тоже очень актуальная тема. Причем в образовательном процессе компьютерные технологии, безусловно, используются. Телефон же будет только как средство общения во время перемен, чтобы ребенок смог поговорить с родителями.

Активно обсуждается развитие физкультуры. Предмет становится более разноплановым, с элементами фитнеса для девочек, например. То есть обновленный предмет, на наш взгляд, более отвечает потребностям современного ребенка.

Среди нововведений — снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Мы занимаемся этим уже второй год, поскольку чем меньше бумаг, тем больше живого общения между учителем и ребенком. Бюрократическими вопросами по большей части теперь будет заниматься администрация школы.

Также активно обсуждается еще одно главное нововведение — стандарт школьной формы. Это будут требования по части качества материалов: их экологичности, нетоксичности и гигроскопичности. Поэтому будем за этим активно наблюдать и внедрять. При этом единого стандарта внешнего вида для формы нет.

— Помимо недостатка школ в регионе, часто говорят и о нехватке педагогов. Сколько учителей сейчас необходимо школам Кубани? Какие меры поддержки действуют для педагогов в регионе? Как сейчас складывается ситуация с зарплатой педагогов?

— Нехватка кадров была, есть и будет. Мы, наверное, никогда не работали в ситуации, когда 100% штата было укомплектовано. Мы должны понимать, что один из демографических вызовов — кадры. Это касается не только учителей — это касается и администрации, и рабочих. Сейчас кадры востребованы везде.

Если говорить об учителях, то в целом сейчас потребность составляет около 1 тыс. человек. Конечно, самая большая потребность — в учителях начальных классов. Почему? Потому что структура детского контингента такова, что из 790 тыс. школьников больше трети — начальное звено. Так, в прошлом году у нас было 312 тыс. учеников первых — четвертых классов. Поэтому очень большая потребность — в учителях базовых предметов. Конечно, дефицит есть и среди учителей физики, потому что предмет становится популярнее за счет увеличения бюджетных мест на технических специальностях.

Относительно преференций — вы знаете о позиции губернатора, о нововведениях. В прошлом году учителям было добавлено 5 тыс. рублей к зарплате ежемесячно. Безусловно, к 1 сентября также сохраняется выплата 5 тыс. рублей для подготовки к новому учебному году. Также не менее важна выплата по ипотеке – 1 млн рублей педагогам для первоначального взноса. В прошлом году почти 500 человек воспользовалось этой преференцией. В Краснодаре учителям также выделяют по 20 тыс. рублей ежемесячно на погашение ипотеки. Помимо этого, в крупных городах действует компенсация за наем жилья для учителей.

По зарплатной части вы знаете, что есть указ президента от 2012 года, он у нас выполняется. Сейчас зарплата педагогов школ и организаций среднего профессионального образования — 100% от средней зарплаты по уровню экономики региона.

Мы предполагаем, что к 2026/2027 году система оплаты труда педагогов будет трансформироваться. В целом уже сейчас меняется сама структура формирования зарплаты. С нового года уже осуществлен переход на новую отраслевую систему оплаты труда педагогов. Рост гарантированной части заработной платы и отказ от зависимости оклада от наполняемости класса позволил нам выровнять зарплаты педагогами школ.

Всем хочется, в том числе и мне, чтобы с 1 сентября у всех была зарплата по 100 тыс. рублей. К сожалению, пока этого не произойдет. Но постепенно, я думаю, мы дойдем до этого. Собственно, самая главная задача сейчас — чтобы зарплата учителя соответствовала его реальному вкладу.

— В регионе периодически поднимают вопрос переполненности существующих школ. В каком году планируется перевести всех школьников на учебу в одну смену?

— Что касается законодательных требований к ликвидации второй смены — их нет. Это не регламентировано законом — это регламентировано здравым смыслом. Почему? Потому что в свое время, когда в 90-е годы была демографическая яма, большинство школ училось в первую смену. Благодаря этому хорошо была развита система дополнительного образования, поскольку вторую половину дня дети также проводили в школе.

Сейчас же в школах, где две смены, меньше времени и возможностей для качественной организации дополнительного образования, которое также очень важно. Оно развивает детский интерес и способности. Но, несмотря на то, что сейчас каждая третья школа учится в две смены, уже пять муниципалитетов не имеют второй смены. И, собственно говоря, мы с ними работаем по совершенствованию качества образования, поскольку у таких школ возникает дополнительный ресурс.

— Есть ли ужесточение по приему в десятый класс и ожидается ли снижение числа десятиклассников? Как много учеников сейчас выбирает среднее профессиональное образование (СПО)?

— По поводу ужесточения поступления в десятый класс — этого нет. Сейчас главная задача школ — набирать профильные и универсальные классы. Эту задачу, к сожалению, не все школы в этом году выполнили. В Краснодаре есть вопросы.

Профильность — это не просто название класса, это выбор предмета. Если вы хотите стать, например, журналистом, наверное, вам на профильном уровне математику и незачем изучать. И вам государство дает это право. Для вас есть гуманитарный класс, и вы идете и работаете в гуманитарном блоке, изучаете те предметы, которые затем повлияют на ваше будущее.

Понимаете? Потому что образование — это не самоцель, это средство формирования человека. Это только некая важная часть жизни и развитие умения учиться дальше. Поэтому с поступлением в десятый класс никаких ужесточений не будет. А то, что детям нужно в целом стараться учиться хорошо, — наверное, это тоже важно.

На самом деле, у нас 65% детей в прошлом году после девятого класса выбрали систему среднего профессионального образования. Многие хотят получить реальную профессию, быстрый заработок, становление. Поэтому после девятого класса выпускается пять классов — набирается десятых два. Выпускается четыре класса — набирается три. У нас очень большая плеяда детей, которые с хорошими баллами, с отличными аттестатами уходят в систему СПО, потому что система СПО сегодня трансформируется.

В частности, трансформация происходит благодаря федеральному проекту «Профессионалитет». На наш взгляд, уникальный проект, когда решена проблема, кого и для кого мы готовим. Рабочую программу вместе с нами пишет работодатель. Это вклад Федерации, самой системы образования, а также гарантия работодателя, что он трудоустроит не менее 85% выпускников. Такой истории в системе сближения экономики и кадрового обеспечения не было никогда.

— Важная часть процесса обучения — образовательные материалы. Как в текущем году изменятся учебники для школьников? Сколько всего учебников планирует закупить край? Сколько средств на это выделили?

— На самом деле учебник — это средство передачи знаний, и сейчас меняется требование к самой программе образования. Сейчас действуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Поэтому все школы страны и Кубани, соответственно, переходят на новые ФГОС, которые определяют формат обучения. Там есть и воспитательное содержание. В связи с этим трансформируются учебники.

Учебники обновляются, они покупаются поэтапно, с учетом «роста» стандарта. Примерно 2,5 млрд рублей выделили на новые учебники в текущем году. Также вы, возможно, знаете, что Федерация переходит на создание государственных единых учебников. Очень интересная тема. Первые такие учебники появились в прошлом году по истории. Мы купили всю линейку, на это выделили 100 млн рублей. Учебники переработаны и осовременены, в них есть QR-коды, чтобы у детей был дополнительный источник информации.

Единственная проблема, опять же, что дети к нам приезжают из других регионов в последние недели августа, и возникает вопрос дефицита. Поэтому мы открываем горячую линию по учебникам, будем решать в оперативном формате вопросы, если они будут возникать у родителей. Но, собственно говоря, учебники — это очень важно. Они требуются, безусловно, по всем программам. Это средство и помощник в коммуникации между учеником и учителем.

— С 2023 года в школах начали проводить внеурочные занятия по профориентации «Россия — мои горизонты» для учеников шестых — одиннадцатых классов. Насколько популярны эти занятия, оцениваете ли вы, какой эффект они дали?

— Мы говорим, что для нас очень важна профориентация. И она у нас есть в традиционном формате — это посещение предприятий. Сейчас Федерация также разработала профминимум, в нем есть базовые вещи, есть календарь профессий, справочник профессий. Это такая толстая книга, которую, наверное, не каждый ученик сможет просто пролистать, потому что возникают новые профессии, профессии будущего. Поэтому действительно в школах России и Кубани по четвергам введено такое занятие. Я была лично на них несколько раз. Когда они только начинались, это были первые шаги, и они еще были очень рамочные.

На самом деле, очень интересное, на наш взгляд, внеурочное занятие, которое погружает ребенка в мир профессии, позволяет ему рассуждать на эту тему и узнавать, что это такое.

В начале сентября у нас будет целый пласт занятий, посвященных востребованным профессиям в Краснодарском крае. Почему? Потому что мы с вами аграрный край, мы создаем туристическую сферу. Наш край в прошлом году занял четвертое место в России по развитию промышленности.

Например, Армавир — это техносфера, техноклассы, технопарки, наш промышленно-индустриальный город. Мы с вами аграрный, культурный центр. Поэтому здесь это занятие, думаю, будет очень эффективно.

Дарья Коробская