Проблемы со зрением, уход от реальности и трудности с концентрацией внимания — последствия компьютерной зависимости у детей. Как регламентировать время использования ребенком гаджетов, почему важно прислушиваться к нему в вопросах пользования ноутбуком и как предупредить ухудшение зрения, «Деловой газете. Юг» рассказали эксперты.
Время за гаджетом
По словам клинического психолога «Клиники Глазуновой» Юлии Иорданиди, сейчас дети начинают играть в компьютерные игры в раннем возрасте и для них это так же привычно, как для более старшего поколения — пользоваться шариковой ручкой. При этом даже недолгое пребывание за компьютером может улучшить концентрацию внимания, в то время как чрезмерное, определенно, ухудшит этот показатель.
«Чтобы компьютер не повредил здоровью, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за экраном. Чтобы предотвратить негативное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено сразу», — советует Юлия Иорданиди.
При этом психолог добавила, что время, которое ребенок проводит за компьютером, следует определять исходя из его деятельности за гаджетом.
«В своей работе достаточно часто встречаю детей, которые не проявляют интереса к гаджетам так, как это представляют родители. Дети часто сообщают, что они берут телефон или планшет, чтобы пообщаться со сверстниками, обменяться новостями, все обсудить. В современном мире для всех нас это естественный метод общения. И представьте, если в минуты диалога у родителей «срабатывает положенное время» и гаджет забирают просто на полуслове. Дальше реакция зависит от индивидуальности ребенка. Возникнет злость, слезы, обиды, а возможно, и борьба с родителями за свою свободу», — сказала она.
Юлия Иорданиди добавила, что важно находиться в контакте с ребенком и знать его особенности психического и эмоционального развития. Так, если в некоторых случаях переживать о компьютерной зависимости не стоит, то в других ситуациях может потребоваться полное ограничение контакта с гаджетами.
По словам врача-офтальмолога клиники 3Z Светланы Георгиевой, допустимое время пользования компьютером варьируется в зависимости от возраста ребенка. Так, например, для детей первых-вторых классов время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 20 минут, третьих-четвертых — 25 минут, школьникам с пятого по десятый класс допустимо непрерывно работать за компьютером не более получаса, старшеклассникам — 35 минут.
«Это важно не только для создания благоприятных условий формирования зрительной системы, но также и для гармоничного психоэмоционального развития ребенка», — сказала Светлана Георгиева.
Предупредить проблемы со зрением
В числе главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям, — большая нагрузка на зрение, считает клинический психолог «Клиники Глазуновой» Юлия Иорданиди. По ее словам, поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, зрительное утомление сразу сказывается как на физическом, так и на психологическом состоянии ребенка.
«Очень полезно будет научить ребенка специальной гимнастике для глаз, а также грамотно организовать место для удобного расположения за компьютером», — сказала психолог.
Как рассказала врач-офтальмолог клиники 3Z Светлана Георгиева, помещение, в котором находится ребенок, должно быть оборудовано компьютерным столом и креслом с высокой спинкой и подлокотниками. Это важно для обеспечения правильной рабочей позы.
«При работе за компьютером важно соблюдать допустимое расстояние между глазами ребенка и экраном монитора. Оно должно быть не менее 50 см и не более 60 см. При этом настройки яркости дисплея и размер шрифта устанавливаются индивидуально. Для оптимального уровня освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу рассеянного света. Немаловажными являются температура и влажность воздуха в комнате. Не стоит злоупотреблять кондиционерами: они сушат воздух, что также может сказаться на увлажненности глаз. Также важно регулярно проветривать помещение», — рекомендует Светлана Георгиева.
В целом, по словам врача-офтальмолога, для профилактики переутомления глаз помогут частые пешие прогулки не менее двух часов в день, а также занятия подвижными видами спорта. Все это позволит поддержать гармоничное развитие здоровья ребенка.
«Важно помнить, что эти меры не могут полностью обезопасить ребенка от возникновения тех или иных нарушений зрения. Факторов, провоцирующих их возникновение, достаточно много. Один из самых частых — это наследственная предрасположенность. По данным внутренней аналитики группы компаний 3Z, за семь месяцев текущего года число детей с диагнозом «близорукость» на 8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Родителям важно помнить, что дети очень редко жалуются на проблемы со зрением, поэтому рекомендую посещать детского офтальмолога минимум один раз в год», — сказала Светлана Георгиева.
Отвлечь от игр
Самый эффективный метод отвлечь ребенка от гаджетов, по словам детского психолога клиники Docbrain Златы Баловой, — это искреннее любопытство родителя. Так, чтобы переключить внимание ребенка, можно предложить ему обсудить то, что важно для него сейчас, а также задать вопрос о той игре, в которую ребенок играет.
«Дети, как правило, всегда все рассказывают и незаметно переключаются на общение. Тут же можно ему предложить сменить положение, например: «Ой, пошли я чаю себе и сока тебе налью, а ты мне расскажи пока, а то так интересно, а я не понимаю…» — и далее по такому принципу переходим на общение, какой-то рассказ про свой опыт. Похвалите способности ребенка. Таким образом вы используете психологическую технику «присоединения» в контакте со своим ребенком, а он в свою очередь становится внимательным к вашим словам», — дала совет специалист.
Злата Балова добавила, что дети любят быть важными для взрослых, что может помочь родителям в переключении внимания ребенка.
«На мой взгляд, сегодня только живая — во всех смыслах этого слова — коммуникация может победить цифровой мир, а через живую установленную коммуникацию, как через мостик, можно уже предлагать любую другую деятельность, будь то спорт, учеба, кубики, рисование и так далее», — сказала психолог клиники Docbrain.
Работа с проблемами
Порой длительное пребывание ребенка в виртуальном мире может привести к серьезным психологическим проблемам. По словам клинического психолога «Клиники Глазуновой» Юлии Иорданиди, выявить компьютерную зависимость можно по следующим критериям:
- ребенок отказывается разговаривать, скрытен, застенчив, робок;
- возникают социальные проблемы: поступки не соответствуют возрасту, ребенок не ладит со сверстниками, страдает от насмешек;
- наблюдается странное поведение: отсутствует чувство вины, появляется плохая компания, ложь, побеги из дома;
- проявляется агрессивное поведение: ребенок спорит, придирчив к окружающим, нападает на людей или ломает чужие вещи;
- ребенок тревожен или находится в депрессии: несчастлив, печален, подавлен, беспокоен;
- ребенок чувствует себя никчемным: нервозен, напряжен;
- присутствуют проблемы с вниманием: ребенок не способен сосредоточиться, не может сидеть спокойно, пребывает в состоянии замешательства;
- есть ментальные проблемы: ребенок слышит или видит что-то нереальное, ведет себя странно, озвучивает странные идеи;
- фиксируются соматические жалобы: ощущение головокружения, переутомления, головные боли.
В данном случае следует провести клиническое обследование ребенка, которое направлено на оценку поведения, когнитивных функций и эмоций, а также внешних обстоятельств, которые могут быть связаны с имеющимися у него проблемами.
«Также следует изучить роли семейной системы, сложных отношений внутри семьи и взаимные влияния различных семейных подсистем, так как, возможно, происходит своеобразный уход ребенка от реальности в другой мир, и с этим уже точно не нужно затягивать. Нужно понимать, что это само никак не пройдет. Важно подобрать стратегию поведения для вашего ребенка, учитывая его особенности», — отметила клинический психолог «Клиники Глазуновой».
Она добавила, что психическое развитие ребенка и подростка протекает неравномерно, поэтому важно не только заметить начальную стадию компьютерной зависимости, но и предположить у ребенка сдвиги в эмоциональных состояниях и оказать соответствующую помощь.
«Если вы решили провести беседу с ребенком, то разговор лучше начинать с описания того, что, с вашей точки зрения, происходит и как это сказывается на жизни. Потом переходите к тому, что бы вы хотели видеть вместо этого. Скажите, что вы хотите выслушать мнение сына или дочери и обсудить вместе предложения о том, как изменить ситуацию. Возможно, вы услышите много нового о своем ребенке», — заключила Юлия Иорданиди.
Дарья Коробская