Фото предоставлено AVA, школа им. МОБУ гимназия №9 имени Н. Островского в Сочи.

Доступ в одно касание и голографические классы: как строятся школы будущего

Застройщики Краснодарского края рассказали о том, какие подходы используются при строительстве современных школ и как модернизируется учебное пространство

Сегодня на юге России идет активное строительство новых школ. Чем современные образовательные учреждения отличаются от зданий, возведенных 20–30 лет назад, как работают интеллектуальные системы безопасности и что можно встретить в школах нового поколения, «Деловой газете. Юг» рассказали представители строительных компаний.

Современные планировки

Современную школу в первую очередь отличают гибкие планировочные решения. Типовые здания ушли в прошлое, а на их место пришли учебные заведения по индивидуальным проектам, говорит руководитель отдела строительства соцобъектов ГК «ССК» (Краснодар) Владимир Ковалевский.

По его словам, сейчас при проектировании учитывают особенности местности и окружающего жилого массива. «Проектирование объекта происходит комплексно и включает связь с транспортной инфраструктурой, инженерными сетями и доступностью, в том числе для маломобильных групп населения», — сказал эксперт.

фото: freepik.com

По словам генерального директора девелопера AVA в Сочи Сергея Бердина, отличия современных школ от тех, которые возводили еще 20–30 лет назад, колоссальные. В первую очередь, это применение инновационных технологий и акцент на комфорт. Так, сегодня используют автоматические потолочные системы электроснабжения, в спортблоке предусматривают мягкую обивку на стенах, чтобы занятия были максимально безопасными. Также в новых школах можно встретить цифровые лаборатории, лаборатории для проведения экспериментов по физике, химии, естествознанию. В медицинском кабинете можно увидеть даже стоматологическое оборудование.

«Пример такого проекта представлен в Сочи — новый корпус гимназии № 9. В некоторых школах есть трансформируемая мебель. Для развития у ребенка творческих способностей — театр, танцевальная студия, например, в муниципальной школе в жилом комплексе «Министерские озера» и в Раздольном (Сочи)», — отметил генеральный директор девелопера AVA в Сочи.

Также проекты школ включают в себя кабинеты для изучения технических направлений: робототехники, технологий беспилотных летательных аппаратов, инженерной графики, 3D-моделирования и прототипирования, ландшафтного дизайна, в школах также проектируют голографические классы.

фото: freepik.com

Требования к строительству современной школы

Изначально для возведения школы подбирают участок, подходящий по площади и виду разрешенного использования, объяснил руководитель отдела строительства соцобъектов ГК «ССК» Владимир Ковалевский.

Помимо учебного блока, проект должен включать зоны для обеспечения питания, занятий спортом и проведения культурных мероприятий.

«В строительстве применяются высококачественные негорючие современные материалы. Отделка и оснащение инженерными сетями помещений осуществляются в зависимости от назначения. Например, различия будут у класса литературы и класса химии», — пояснил Владимир Ковалевский.

Как отметил коммерческий директор строительной компании «СК 10» Валерий Чайка, проектирование объектов образовательной деятельности строго регламентируется. Школьные здания должны соответствовать нормам, включая пожарную безопасность, эвакуацию и защиту от стихийных бедствий. Обязательно должны быть спортивный стадион с круговой и прямой беговыми дорожками, площадки для волейбола и баскетбола, библиотека и информационный центр, актовый зал, а также помещения для трудового обучения.

фото: freepik.com

«При проектировании такого здания важно понимать, что для малышей нужны одни условия, а для подростков — другие», — добавил коммерческий директор «СК 10».

Гендиректор девелопера AVA в Сочи Сергей Бердин пояснил, что к образовательным объектам всегда было повышенное внимание и строгие требования, ведь речь идет о детях. В первую очередь школы должны быть безопасными и комфортными. Помимо этого, обязательно соблюдение санитарных норм и правил.

В приоритете — комфорт учеников

При проектировании современных школ больше внимания уделяется комфорту учеников, считает руководитель отдела строительства соцобъектов ГК «ССК» Владимир Ковалевский. В связи с этим в проекты включают зоны рекреации, оборудованные удобной мебелью, интерактивными досками, музыкальными инструментами, книгами и журналами.

Как подчеркнул гендиректор девелопера AVA в Сочи Сергей Бердин, при планировании учебных помещений сейчас, помимо СанПиН, важна каждая деталь.

«Мы учитываем любые особенности расположения и климата. Так, в одной из школ заменили материалы, предусмотренные проектом, на влагоустойчивые. Для черноморских городов это актуально. Выбирая место для строительства, мы также учитываем специфику местности. Учебные пространства должны быть многофункциональными, поэтому у нас традиционные классы сочетаются с современными зонами отдыха, кабинетами-практикумами, лекториями-амфитеатрами, местами свободного творчества и активных игр», — добавил гендиректор девелопера AVA в Сочи.

изображение создано с помощью ИИ/ freepik.com

Учитывают все мелочи вплоть до цветовой гаммы, поскольку она влияет на мыслительные процессы и концентрацию внимания. По словам Сергея Бердина, яркие цветовые решения внутри здания используют только в качестве акцента крупными пятнами на стенах, оформленных нейтральными оттенками.

Помещения начальных классов и старшей школы также имеют свои цвета. Начальная школа оформлена в светлых тонах, для малышей создают наполненные воздухом интерьеры с желтыми, солнечными цветами. При оформлении классов старшей школы используют более сдержанные монохромные оттенки, сказал гендиректор девелопера AVA в Сочи Сергей Бердин.

Отдельное внимание уделяют благоустройству территорий. Не менее 50% территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, отводится на озеленение.

«Требуется озеленять 50% площади территории, свободной от застройки и площадок. Спортивно-игровые зоны должны иметь твердое покрытие, а футбольное поле — травяной покров», — рассказал коммерческий директор «СК 10» Валерий Чайка.

Умные технологии внедряют еще на этапе проектирования. По словам руководителя отдела строительства соцобъектов ГК «ССК» Владимира Ковалевского, при возведении школы предусматривается наличие интерактивных досок в учебных классах. Помимо этого, в современных школах устанавливают турникеты с измерением температуры и доступом по ладони, широкие коридоры оснащают информационно-маркерными поверхностями, графическими элементами, развивающими настенными панелями.

фото: freepik.com

Безопасность на первом месте

Для формирования безопасной и инклюзивной городской среды в современных школах на стадии проекта предусматриваются системы тревожной и пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, внутреннего и внешнего видеонаблюдения, контроля доступа в здание и пропускная система для автотранспорта с функцией распознавания госномера, говорит руководитель отдела строительства соцобъектов ГК «ССК» Владимир Ковалевский.

Как отметил гендиректор девелопера AVA в Сочи Сергей Бердин, для обеспечения безопасности школы важен комплексный подход, который также включает обустройство постов охраны, установку интеллектуальной системы видеонаблюдения.

«Например, в одной из школ Сочи, над которой мы работали, 32 камеры внутри, 26 — снаружи, 17 дополнительных — в классах. Безопасность и комфорт обеспечат системы контроля учета доступа по периметру и внутри здания, экстренной связи с оперативными службами», — заключил Сергей Бердин.

Анастасия Матевосова