Сегодня в России более 19 млн школьников посещают различные кружки и секции. Такие данные приводит национальный проект «Образование». Многие родители считают, что дополнительное образование нужно не только для развлечения детей, но и для развития личности, практических навыков и социальной адаптации.
«Различные социологические исследования показывают: почти 90% родителей уверены, что дополнительное довузовское образование нужно современному школьнику, и более 60% считают, что без него вообще невозможно сегодня обеспечить необходимый уровень качества образования для успешного поступления и обучения в вуз», — говорит доцент кафедры изобразительного искусства, к.п.н., руководитель Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки Академии архитектуры и искусств ЮФУ Наталья Терещенко.
«Деловая газета. Юг» узнала у представителей организаций дополнительного образования, как развивается сфера обучения детей, с какими проблемами сталкиваются учреждения и какие тренды можно выделить в этой области.
IT-программы для школьников: VR, AR, искусственный интеллект
Эксперты сферы образования отмечают, что среди школьников растет интерес к IT. С учетом развития технологий появляются новые направления обучения работе с искусственным интеллектом и виртуальной реальностью.
«С учетом последних тенденций и запросов на 2024/2025 учебный год введены новые обучающие программы: «Искусственный интеллект», «С++», «С#», «Алгоритмы и структуры данных», «Нейросети», «Основы программирования Scratch». На занятиях по разработке VR/AR-приложений ребята осваивают основные принципы создания виртуальной и дополненной реальности, создают симуляцию реального мира как в одиночку, так и в команде. Знания, умения и практические навыки решения актуальных задач, полученные на занятиях по разработке VR/AR-приложений, готовят учащихся к самостоятельной инженерной деятельности с применением современных технологий», — говорит старший методист ЦЦОД «IT-куб» Алия Уразгильдеева.
Она отмечает, что планируемая общая численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в 2024/2025 учебном году — 1348 человек. По сравнению с прошлым годом число школьников увеличилось на 5%.
Руководитель Школы юных гениев Galileo Валерия Часнык подтверждает, что сейчас в дополнительном детском образовании активно развивается IT-направление. Это связано с тем, что мир очень быстро цифровизируется, внедряется искусственный интеллект. Детям приходится учиться адаптироваться к нынешним условиям.
По статистике Forbs, в числе самых популярных направлений в обучении —программирование и робототехника.
«Недаром говорят, что стоит уделить 10 тыс. часов внимания какой-то сфере — и вы станете экспертом. Робототехника — это пять-шесть лет обучения в зависимости от возраста. Если мы хотим развить у ребенка техническое, инженерное мышление, этот процесс потребует времени. Чтобы обучиться основам программирования, детям младшего возраста понадобится порядка шести лет обучения», — рассказывает Валерия Часнык.
За последний год в Школе юных гениев Galileo обучались около 250 человек. В 2024 году рассчитывают принять 500 учеников.
Руководитель Championika Digital Татьяна Жеребцова говорит, что дети разного возраста приходят учиться навыкам программирования на разных языках, 3D-моделированию, дизайну, созданию сайтов, игр, презентаций, съемке и монтажу видео. Программирование развивает математические способности, логику, внимательность и умение учиться и самостоятельно мыслить.
«Младшие школьники чаще всего приходят с желанием создавать свои игры, ребята постарше хотят учиться делать сайты, а у некоторых уже есть идеи программ, которые они хотели бы разработать. Все приходят с целью стать программистами и вырасти в серьезных специалистов», — комментирует Татьяна Жеребцова.
Профнавыки для вуза или колледжа
Руководитель ростовской телевизионной Школы ТЭФИ имени Р. Я. Беспечной Татьяна Засорина уверена, что получение дополнительного образования помогает успешно пройти творческий конкурс в вуз на медиаспециальности и коммуникации. Во-первых, школьники собирают свои работы профессионального уровня в портфолио, которое потом могут представить комиссии. Во-вторых, они после обучения имеют представление о профессии, построенное на знаниях и практическом опыте.
«Половина обучающихся приходит из профориентационных соображений: познакомиться с миром медиа, журналистикой, понять, подходят ли им профессии мультимедиакоммуникаций. Четверть хочет освоить конкретные навыки: научиться снимать, монтировать, быть ведущим. И последняя четверть хочет красиво говорить, не стесняться, улучшить навыки общения в разных ситуациях, научиться работать в команде, ставить цели, планировать», — поделилась Татьяна Засорина.
По ее словам, после пандемии в Школе ТЭФИ набирают группу из 14 юных ТВ-журналистов, а также группы по компьютерной мультипликации (10–12 человек) и пластилиновой анимации (до 8 человек). В прошлые годы, с 2012-го по 2018-й, было три группы по 12 человек. Если после первого года обучения набирается минимум 8 участников, получивших приглашение на второй год, то в расписание добавляется еще одна группа из 8–10 человек. Стоимость обучения в 2024 году выросла на 5,6%.
По словам руководителя Детской архитектурной школы Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки Академии архитектуры и искусства ЮФУ Натальи Терещенко, за последнее время в вузах Ростова-на-Дону увеличилось общее количество мест на архитектурно-художественных направлениях подготовки и творческих специальностях, для поступление на которые требуется сдача творческих вступительных экзаменов, таких как: рисунок, живопись, композиция, черчение и другие. Одной из основных льгот для поступления являются олимпиады, входящие в Перечни Минобрнауки и Министерства просвещения, поэтому уже с 6 класса дети готовятся и принимают участие в нашей Южно-Российской межрегиональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, живопись, композиция, черчение). Победа или призовое место в олимпиаде позволяет выпускникам школы поступить без вступительных испытаний или получить баллы за индивидуальное достижение.
«Для тех школьников, которым нужна дополнительная подготовка и они стремятся в будущем стать архитекторами, дизайнерами или художниками, мы ежегодно открываем новые группы и отделения ДАХШ в спальных районах города и принимаем более 600 новых учащихся, при этом еще около 200 детей каждый год остаются в листе ожидания свободных мест», — комментирует спрос на образовательные услуги Наталья Терещенко.
Также некоторые организации помогают школьникам в подготовке к всероссийским проверочным работам (ВПР), ОГЭ и ЕГЭ. В июле 2024-го по сравнению с тем же периодом прошлого года число предложений для репетиторов в Ростовской области увеличилось в три раза, или на 200%, сообщают аналитики «Авито Работы».
«Еще один тренд в образовании — курсы по подготовке к успешной сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. С нового учебного года мы реализуем программы подготовки по основным школьным предметам: физике, химии, биологии, математике и русскому языку. Занятия будут проходить в малокомплектных группах один раз в неделю, продолжительность — полтора-два часа в зависимости от класса», — отмечает соучредитель, директор ООО «Академия почемучек» Татьяна Субботникова.
Стать известным блогером
По словам экспертов, новый тренд дополнительного образования — обучение детей навыкам ораторского искусства и основами блогинга. Согласно исследованию Brand Analytics, в 2024 году количество авторов в социальных сетях в России увеличилось до 69 млн, что является рекордным показателем за все время наблюдений.
«Дети сейчас очень заинтересованы в освоении блогерских навыков, для которых необходимо писать не только интересно, но и грамотно. Также популярность набирает курс обучения игре на музыкальных инструментах и вокалу. Красивый голос и умение артистично себя подать — это сейчас тоже в духе времени. Дети, с одной стороны, стали более раскрепощенными, но, с другой стороны, все равно имеют свои трудности в общении, так как каждый хочет быть именно лидером», — говорит руководитель центра «Крылья» Жанна Рулева.
Основатель музыкальной школы «Практика» Денис Ефименко отмечает, что количество учеников постоянно растет. Дети от 6 до 18 лет обучаются игре на гитаре (акустическая, электро-, бас-гитара, укулеле), фортепиано, ударной установке (барабаны), а также учатся вокалу. Музыкальные курсы позволяют школьникам участвовать в конкурсах, давать собственные концерты и выступать на публике.
Кроме того, интересуются таким направлением, как каллиграфия. По мнению директора ООО «Академия почемучек», умение красиво писать — важный навык для школьников.
«Письмо — это сложный навык, в формировании которого участвует практически весь мозг. Более того, для аккуратного и грамотного письма нужно, чтобы «включалось» и тело: четкие слух и зрение, слаженная работа мышц рук и спины. Не менее важное значение имеет скорочтение. Хорошая скорость чтения у школьника способствует лучшему восприятию материала и его глубокому запоминанию», — сказала Татьяна Субботникова.
По словам руководителя центра «Крылья» Жанны Рулевой, спрос на дополнительное образование был всегда, сейчас он носит немного другой характер. К дополнительным занятиям сейчас относятся более ответственно и серьезно. Это связано с изменением подачи информации, она стала более интересной и направлена на то, чтобы ребенок серьезно воспринимал занятия и был настроен каждый раз узнавать все больше и больше, заключила эксперт.
Кристина Бочарова
Информационный обзор редакции