фото: freepik.com

Вырастить программистов и блогеров: какое допобразование популярно у школьников Юга

Сегодня в России более 19 млн школьников посещают различные кружки и секции. Такие данные приводит национальный проект «Образование». Многие родители считают, что дополнительное образование нужно не только для развлечения детей, но и для развития личности, практических навыков и социальной адаптации.

«Различные социологические исследования показывают: почти 90% родителей уверены, что дополнительное довузовское образование нужно современному школьнику, и более 60% считают, что без него вообще невозможно сегодня обеспечить необходимый уровень качества образования для успешного поступления и обучения в вуз», — говорит доцент кафедры изобразительного искусства, к.п.н., руководитель Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки Академии архитектуры и искусств ЮФУ Наталья Терещенко.

«Деловая газета. Юг» узнала у представителей организаций дополнительного образования, как развивается сфера обучения детей, с какими проблемами сталкиваются учреждения и какие тренды можно выделить в этой области.

IT-программы для школьников: VR, AR, искусственный интеллект

Эксперты сферы образования отмечают, что среди школьников растет интерес к IT. С учетом развития технологий появляются новые направления обучения работе с искусственным интеллектом и виртуальной реальностью.

«С учетом последних тенденций и запросов на 2024/2025 учебный год введены новые обучающие программы: «Искусственный интеллект», «С++», «С#», «Алгоритмы и структуры данных», «Нейросети», «Основы программирования Scratch». На занятиях по разработке VR/AR-приложений ребята осваивают основные принципы создания виртуальной и дополненной реальности, создают симуляцию реального мира как в одиночку, так и в команде. Знания, умения и практические навыки решения актуальных задач, полученные на занятиях по разработке VR/AR-приложений, готовят учащихся к самостоятельной инженерной деятельности с применением современных технологий», — говорит старший методист ЦЦОД «IT-куб» Алия Уразгильдеева.

Она отмечает, что планируемая общая численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в 2024/2025 учебном году — 1348 человек. По сравнению с прошлым годом число школьников увеличилось на 5%.

Руководитель Школы юных гениев Galileo Валерия Часнык подтверждает, что сейчас в дополнительном детском образовании активно развивается IT-направление. Это связано с тем, что мир очень быстро цифровизируется, внедряется искусственный интеллект. Детям приходится учиться адаптироваться к нынешним условиям.

По статистике Forbs, в числе самых популярных направлений в обучении —программирование и робототехника.

«Недаром говорят, что стоит уделить 10 тыс. часов внимания какой-то сфере — и вы станете экспертом. Робототехника — это пять-шесть лет обучения в зависимости от возраста. Если мы хотим развить у ребенка техническое, инженерное мышление, этот процесс потребует времени. Чтобы обучиться основам программирования, детям младшего возраста понадобится порядка шести лет обучения», — рассказывает Валерия Часнык.

За последний год в Школе юных гениев Galileo обучались около 250 человек. В 2024 году рассчитывают принять 500 учеников.

Руководитель Championika Digital Татьяна Жеребцова говорит, что дети разного возраста приходят учиться навыкам программирования на разных языках, 3D-моделированию, дизайну, созданию сайтов, игр, презентаций, съемке и монтажу видео. Программирование развивает математические способности, логику, внимательность и умение учиться и самостоятельно мыслить.

«Младшие школьники чаще всего приходят с желанием создавать свои игры, ребята постарше хотят учиться делать сайты, а у некоторых уже есть идеи программ, которые они хотели бы разработать. Все приходят с целью стать программистами и вырасти в серьезных специалистов», — комментирует Татьяна Жеребцова.

фото предоставлено Татьяной Жеребцовой

Профнавыки для вуза или колледжа

Руководитель ростовской телевизионной Школы ТЭФИ имени Р. Я. Беспечной Татьяна Засорина уверена, что получение дополнительного образования помогает успешно пройти творческий конкурс в вуз на медиаспециальности и коммуникации. Во-первых, школьники собирают свои работы профессионального уровня в портфолио, которое потом могут представить комиссии. Во-вторых, они после обучения имеют представление о профессии, построенное на знаниях и практическом опыте.

«Половина обучающихся приходит из профориентационных соображений: познакомиться с миром медиа, журналистикой, понять, подходят ли им профессии мультимедиакоммуникаций. Четверть хочет освоить конкретные навыки: научиться снимать, монтировать, быть ведущим. И последняя четверть хочет красиво говорить, не стесняться, улучшить навыки общения в разных ситуациях, научиться работать в команде, ставить цели, планировать», — поделилась Татьяна Засорина.

фото предоставлено Татьяной Засориной

По ее словам, после пандемии в Школе ТЭФИ набирают группу из 14 юных ТВ-журналистов, а также группы по компьютерной мультипликации (10–12 человек) и пластилиновой анимации (до 8 человек). В прошлые годы, с 2012-го по 2018-й, было три группы по 12 человек. Если после первого года обучения набирается минимум 8 участников, получивших приглашение на второй год, то в расписание добавляется еще одна группа из 8–10 человек. Стоимость обучения в 2024 году выросла на 5,6%.

По словам руководителя Детской архитектурной школы Регионального центра архитектурно-художественной довузовской подготовки Академии архитектуры и искусства ЮФУ Натальи Терещенко, за последнее время в вузах Ростова-на-Дону увеличилось общее количество мест на архитектурно-художественных направлениях подготовки и творческих специальностях, для поступление на которые требуется сдача творческих вступительных экзаменов, таких как: рисунок, живопись, композиция, черчение и другие. Одной из основных льгот для поступления являются олимпиады, входящие в Перечни Минобрнауки и Министерства просвещения, поэтому уже с 6 класса дети готовятся и принимают участие в нашей Южно-Российской межрегиональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, живопись, композиция, черчение). Победа или призовое место в олимпиаде позволяет выпускникам школы поступить без вступительных испытаний или получить баллы за индивидуальное достижение.
«Для тех школьников, которым нужна дополнительная подготовка и они стремятся в будущем стать архитекторами, дизайнерами или художниками, мы ежегодно открываем новые группы и отделения ДАХШ в спальных районах города и принимаем более 600 новых учащихся, при этом еще около 200 детей каждый год остаются в листе ожидания свободных мест», — комментирует спрос на образовательные услуги Наталья Терещенко.

Фото предоставлено Натальей Терещенко

Также некоторые организации помогают школьникам в подготовке к всероссийским проверочным работам (ВПР), ОГЭ и ЕГЭ. В июле 2024-го по сравнению с тем же периодом прошлого года число предложений для репетиторов в Ростовской области увеличилось в три раза, или на 200%, сообщают аналитики «Авито Работы».

«Еще один тренд в образовании — курсы по подготовке к успешной сдаче ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. С нового учебного года мы реализуем программы подготовки по основным школьным предметам: физике, химии, биологии, математике и русскому языку. Занятия будут проходить в малокомплектных группах один раз в неделю, продолжительность — полтора-два часа в зависимости от класса», — отмечает соучредитель, директор ООО «Академия почемучек» Татьяна Субботникова.

Стать известным блогером

По словам экспертов, новый тренд дополнительного образования — обучение детей навыкам ораторского искусства и основами блогинга. Согласно исследованию Brand Analytics, в 2024 году количество авторов в социальных сетях в России увеличилось до 69 млн, что является рекордным показателем за все время наблюдений.

«Дети сейчас очень заинтересованы в освоении блогерских навыков, для которых необходимо писать не только интересно, но и грамотно. Также популярность набирает курс обучения игре на музыкальных инструментах и вокалу. Красивый голос и умение артистично себя подать — это сейчас тоже в духе времени. Дети, с одной стороны, стали более раскрепощенными, но, с другой стороны, все равно имеют свои трудности в общении, так как каждый хочет быть именно лидером», — говорит руководитель центра «Крылья» Жанна Рулева.

Основатель музыкальной школы «Практика» Денис Ефименко отмечает, что количество учеников постоянно растет. Дети от 6 до 18 лет обучаются игре на гитаре (акустическая, электро-, бас-гитара, укулеле), фортепиано, ударной установке (барабаны), а также учатся вокалу. Музыкальные курсы позволяют школьникам участвовать в конкурсах, давать собственные концерты и выступать на публике.

фото предоставлено Денисом Ефименко

Кроме того, интересуются таким направлением, как каллиграфия. По мнению директора ООО «Академия почемучек», умение красиво писать — важный навык для школьников.

«Письмо — это сложный навык, в формировании которого участвует практически весь мозг. Более того, для аккуратного и грамотного письма нужно, чтобы «включалось» и тело: четкие слух и зрение, слаженная работа мышц рук и спины. Не менее важное значение имеет скорочтение. Хорошая скорость чтения у школьника способствует лучшему восприятию материала и его глубокому запоминанию», — сказала Татьяна Субботникова.

По словам руководителя центра «Крылья» Жанны Рулевой, спрос на дополнительное образование был всегда, сейчас он носит немного другой характер. К дополнительным занятиям сейчас относятся более ответственно и серьезно. Это связано с изменением подачи информации, она стала более интересной и направлена на то, чтобы ребенок серьезно воспринимал занятия и был настроен каждый раз узнавать все больше и больше, заключила эксперт.

Кристина Бочарова

Информационный обзор редакции