фото: ru.freepik.com / ru.freepik.com

Сила бизнеса: как корпоративная культура развивает компании

Эксперты по работе с персоналом дали советы, как выстроить корпоративную культуру, которая развивает бизнес и укрепляет коллектив

Почему не бывает компаний без корпоративной культуры и как ее формировать, чтобы избежать хаоса, что важнее — мотивация или зарплата, а также как предотвратить текучесть кадров в условиях дефицита сотрудников, «Деловой газете. Юг» рассказали HR-эксперты.

Корпоративная культура — невидимая сила компании

Корпоративная культура — свод правил, ценностей, убеждений, норм и практик, которые определяют поведение и взаимоотношения в организации. Они могут быть официально описаны и закреплены, а могут сформироваться негласно, говорит HR-стратег Элла Деткова.

Фото предоставила Элла Деткова

Поэтому, как утверждает эксперт, корпоративная культура имеется во всех организациях, даже если они этого не осознают и формально не прописывали никакие правила.

«Ошибаются те предприниматели, которые говорят, что у них нет корпоративной культуры. Она есть всегда. Если никто в компании не отвечает за корпоративную культуру, это значит, что она развивается хаотично», — пояснила эксперт.

Как отметила Элла Деткова, в силу многих причин сегодня на рынке наблюдается кадровый голод, поэтому работники выбирают компании, а не наоборот. Правильно выстроенная корпоративная культура, уверена HR-стратег, мотивирует сотрудников оставаться в компаниях, где они уже работают, либо делать выбор в пользу той организации, где атмосфера располагает к сотрудничеству.

Фото: ru.freepik.com / ru.freepik.com

В основе общение и ценности

Для формирования корпоративной культуры важно определить несколько понятий. Директор по персоналу Сергей Евдокимов выделяет три компонента культуры компании: ее цели (стратегии бизнеса), ценности и миссию.

Фото предоставил Сергей Евдокимов

«В малом бизнесе владелец или руководитель часто определяет основные принципы (как минимум миссию и цели), которые будут направлять поведение сотрудников», — объяснил Сергей Евдокимов.

При этом, как отметил эксперт, важно не просто сформировать ценности, но и создать общее понятийное поле. Стоит объяснять сотрудникам, почему компания придерживается тех или иных ценностей, иначе никто о них не будет помнить, считает директор по персоналу.

В то же время, отмечает Сергей Евдокимов, руководителям стоит подавать личный пример и демонстрировать желаемое поведение сотрудникам. Для этого в компании можно предусмотреть обучение руководителей управлению в соответствии с ценностями, посоветовал эксперт.

«Регулярно общайтесь с командой о важных аспектах культуры, поощряйте открытый диалог через опросы о вовлеченности. А ежемесячный дайджест новостей будет отличным дополнением к трансляции открытости компании», — посоветовал Сергей Евдокимов.

Фото: ru.freepik.com / ru.freepik.com

Помимо этого, в компании должна быть система обратной связи. Важно поощрять достижения сотрудников, связанные с целями и ценностями компании, считает эксперт.

Он также добавил, что прием на работу новых сотрудников должен основываться не только на профессиональных качествах, но и на соответствии корпоративным ценностям, а в некоторых случаях стоит смотреть еще и на человеческие качества.

По мнению HR-стратега Эллы Детковой, начинать выстраивать правильную корпоративную культуру стоит с назначения ответственного человека, который будет этим заниматься. Как правило, за корпоративную культуру в компаниях отвечают HR-менеджеры.

Как отметила эксперт, в малых и средних компаниях часто никто не занимается командой, и это приводит к низкой эффективности. Работу по выстраиванию корпоративной культуры Элла Деткова советует поручить специально обученным людям — менеджерам по персоналу, в задачи которых входят все вопросы формирования и развития команды.

Вторым шагом станет чекап бизнеса, то есть определение его слабых и сильных сторон, чтобы направить ресурсы на те направления, где требуется доработка, объяснила эксперт.

Третьим этапом будет составление плана, в котором прописаны все компоненты формирования корпоративной культуры, которые компания может себе позволить, исходя из готовности к изменениям и бюджетов.

Фото: ru.freepik.com / ru.freepik.com

Оптимизация HR-процессов

Оптимизация HR-процессов подразумевает повышение эффективности управления персоналом через внедрение систематизированных методов и инструментов, пояснил директор по персоналу Сергей Евдокимов.

Среди способов оптимизации эксперт выделил применение программного обеспечения для управления персоналом и автоматизацию рутинных задач. Например, оценки эффективности, управления отпусками.

Помимо этого, Сергей Евдокимов считает важным инвестировать в профессиональное развитие HR-отдела для повышения его компетенций и эффективности работы.

«Автоматизация и стандартизация процессов освобождают время для стратегических задач, в некоторых случаях влияют на сокращение фонда оплаты труда. К примеру, более точные и эффективные процессы подбора способствуют привлечению и удержанию талантливых специалистов, снижая затраты на повторный наем», — объяснил директор по персоналу.

Эксперты также отмечают, что при приеме на работу новых людей важно не забывать о процессе адаптации и обучении.

Оптимизировать HR-процессы также поможет понятная система оплаты труда, при которой сотрудник знает фиксированную часть своей зарплаты, а также переменную. Важно прописать достижения, по которым сотрудники будут получать свою переменную часть, объяснила Элла Деткова.

Фото: yanalya / ru.freepik.com

Счастливая команда — прибыльный бизнес

Как объяснил директор по персоналу Сергей Евдокимов, формирование комфортной рабочей среды направлено на создание условий, при которых сотрудники чувствуют себя ценными и в безопасности. Это базовые потребности любого человека, считает эксперт.

По его мнению, работа с кадрами напрямую связана с прибылью компании. Комфортная среда способствует эмоциональному благополучию сотрудников, что увеличивает их лояльность и приверженность компании, а когда сотрудники чувствуют себя комфортно, они более сосредоточены и эффективны в выполнении своих задач, объяснил Сергей Евдокимов.

С ним согласна и HR-стратег Элла Деткова. По ее мнению, сотрудники, которые чувствуют себя комфортно на работе, работают более эффективно, и это приносит больший финансовый результат. Экологичная атмосфера способствует укреплению коллектива и облегчает проблему кадрового дефицита.

Важно помнить, что каждая незакрытая вакансия — это недополученная прибыль, говорит HR-стратег.

Поездки на природу и тимбилдинг

Эксперты уверены, что для построения корпоративной культуры крайне важно проводить внерабочие мероприятия, посвященные сплочению коллектива. Так, среди основных активностей они выделяют выезды на природу, походы в боулинг, проведение тимбилдингов, прохождение обучающих семинаров и мастер-классов, создание клубов по интересам.

Фото: wirestock/ ru.freepik.com

Вариантов для совместного времяпрепровождения может быть масса, главное, чтобы все они были направлены на сплочение коллектива, прояснение совместных целей и утверждение ценностей.

При этом, как отметила Элла Деткова, все мероприятия должны быть хорошо организованы, поскольку тщательно продуманная идея и сценарий принесут больше пользы для бизнеса, чем спонтанная встреча.

Почему сотрудники увольняются

Высокая текучесть кадров всегда негативно влияет на работу компании, и чем меньше команда, тем заметнее потеря даже одного сотрудника, объяснил директор по персоналу Сергей Евдокимов.

Самое первое, с чего стоит начать работу при высокой текучести кадров, — это анализ причин, по которым сотрудники увольняются. Можно проводить интервью с увольняющимися сотрудниками, чтобы понять и устранить проблемные моменты в дальнейшем.

«По опыту могу сказать, что, конечно, очень часто причина в зарплате. Обеспечьте справедливую и конкурентоспособную заработную плату, а также достижимую систему бонусов и поощрений. HR в свою функцию должны добавить мониторинг зарплаты», — рекомендовал Сергей Евдокимов.

Эксперт также советует формировать сотрудникам четкие перспективы профессионального развития и продвижения.

Как считает Сергей Евдокимов, на новое место работы люди могут переходить ради большей ответственности и новых задач, поэтому для предотвращения увольнения по этой причине стоит помнить о выражении признания своим сотрудникам.

«Признание — одна из важных частей мотивации и вовлечения, а если признание основывать еще и на ценностях компании, то это высший пилотаж», — отметил Сергей Евдокимов.

Фото: ru.freepik.com / ru.freepik.com

Помочь сотруднику расти

Создание карьерного пути, считает директор по персоналу Сергей Евдокимов, также важная часть корпоративной культуры. Она подразумевает планирование и поддержку профессионального роста сотрудников внутри компании — как горизонтального, так и вертикального.

Первым шагом станет определение прозрачных и справедливых критериев для карьерного роста, считает Сергей Евдокимов. Затем важно совместно с сотрудниками определить их профессиональные цели. Для создания карьерного пути сотрудника также важно предоставлять возможности для обучения, прохождения тренингов и получения новых компетенций с фиксацией конечного результата. Полезны будут программы менторства и наставничества.

HR-стратег Элла Деткова также считает, что в компании важно выстраивать систему, при которой сотрудники могут развиваться как вертикально, так и горизонтально. Последний способ становится наиболее популярным в последнее время.

Стоит помнить, что руководителю важно лично разговаривать с сотрудником, чтобы прояснять его цели, интересы и мотивацию. В случае если его личные цели и цели компании не совпадают, результаты работы будут неудовлетворительными.

«Мы можем развивать только тех, кто хочет сам развиваться, и в том направлении, к которому есть интерес и склонность. Усиливайте то, что уже получается хорошо. Поручайте вопросы развития профессионалам», — посоветовала Элла Деткова.

Анастасия Матевосова