Фото: Анастасия Талызина.

Открывая промышленность: как заводы и фабрики становятся точками притяжения туристов

Что предприятия Ростовской области предлагают туристам посмотреть на производстве

В День туризма «Деловая газета.Юг» «открывает двери» известных донских предприятий и рассказывает, как проходят промышленные туры, зачем туристам видеть путь товара — от станка к складу и как промтуризм влияет на образ этого самого предприятия в глазах потребителей и будущих сотрудников — выпускников вузов и колледжей.

Открыты для туристов

Ростовская область два года подряд участвует в проекте АСИ по развитию промышленного туризма «Открытая Промышленность 3.0», задействованы 16 местных предприятий, сообщили в Агентстве по туризму и деловым коммуникациям. Как отмечают в агентстве, обычно компании проводят экскурсии, чтобы показать открытые и честные отношения с клиентами и продемонстрировать привлекательность современного производства для возможных соискателей.

На сегодня для туристов доступны производства Bonum, «Атоммаш», «Био-хутор Петровский», Информцентр Ростовской АЭС, «Лемакс», пивзавод «Южная заря 1974», «Ростсельмаш», «Семикаракорская керамика», «Технониколь», Усадьба «Саркел» и Центр тренажеростроения.

В определенной степени туристическими можно считать и пространства, разместившиеся на территории бывших заводов и фабрик. Среди таких пространств, доступных для посещения: Кластер «C52», культурный центр «D30 space», Лофт-пространство «Библиотека», «АRТ.BAZAR» в творческом кластере «Чурилин центр», «Вокруг Центр», арт-пространство «Таганрогский трамвай», а также парк «Сохум». Но все же специалисты относят их к креативным кластерам.

Предприятия глазами туроператоров

Среди туроператоров, организующих туры на промышленные предприятия Дона — «Авиасити», «Судаков Тревел», «ТКФ «Рейна Тур НТВ» и другие.

По словам директора по развитию компании «Судаков Тревел» Сергея Новикова, экскурсии подобного рода привлекают людей знакомством с историей предприятия.

«Промышленный туризм — это развитие одного из видов туризма и смежных отраслей, но и развитие предприятий, повышение рейтинга предприятия, рост доверия к продукции, проявления интереса у молодежи. Каждое предприятие несет свою историю, смысл и интерес для туристов. В первую очередь промтуризм нравится посетителям своей возможностью узнать историю производства, что способствовало необходимости строительства именно здесь этого завода или фабрики. Далее привлекает история настоящего и взгляд в будущее. В конце тура посетители могут побывать на дегустации, мастер-классе, раздаче или покупке сувениров», — рассказывает Сергей Новиков.

Экскурсии по производствам разнообразны. Так, завод «Семикаракорской керамики» интересен для всех возрастов своими мастер-классами по росписи, уникальными сувенирами, а пивзавод привлекает в первую очередь любителей этого напитка. Обычно промышленный тур длится от полутора до трех часов. За это время посетители узнают философию компании, видят все этапы производства и могут получить какой-то сувенир на память.

«Экскурсии длятся в зависимости от масштаба предприятия от полутора до трех-четырех часов. Если говорить о предприятии, которое связано с производством продуктов питания, то обязательно происходит дегустация продуктов. При наличии мастер-класса в программе время экскурсии увеличивается примерно на час», — говорит операционный директор ООО «Авиа-сити» Евгений Анисимов.

По его словам, как правило, промышленные туры проводятся непосредственно сотрудниками производства. Чаще всего об истории и этапах работы рассказывают технологи предприятия или люди, которые полностью знают процесс создания продукта.

От поля до печи

«Био-хутор Петровский» находится на стыке промышленного и сельского туризма. Поля и производственные объекты компании расположены в хуторе Петровском Ростовской области, для выращивания экологически чистых культур выделено 400 га земли.

«В рамках экскурсии показывают полный цикл производства сельскохозяйственной органической продукции: крупы, каши, муки и хлеба. Первым этапом становится посещение органических полей, где выращивают полбу, спельту и чечевицу. Следующий этап — это ангар с зерном, где мы рассказываем, как храним продукты. Следующий этап — это мука: гости узнают, как изготовить цельнозерновую муку. Затем следует посещение пекарни, где гости участвуют в ремесленном мастер-классе. В конце экскурсии идет посещение птицефермы», — рассказывает директор по коммуникациям первого на юге производителя органической продукции «Био-хутор Петровский» Дарья Соловьева.

Туры по виноградникам

Также туроператоры Дона также успешно развивают энотуризм, сотрудничая с локальными винодельческими хозяйствами: АО «Цимлянские вина», ООО «Ведерниковъ», Винодельня «Вина Бани», Донское винодельческое хозяйство «Эльбузд», «Усадьба Саркел», «Вина Арпачина», «Кантина» и другими.

Так, в винодельческом хозяйстве «Эльбзд» в Азовском районе Ростовской области экскурсии проводятся круглогодично.

«Мы круглый год с удовольствием проводим экскурсии по самим виноградникам, по производству, по всем этапам производства. Обо всем рассказываем и показываем, на каком оборудовании происходят все процессы», — рассказал директор по развитию ООО ДВХ «Эльбузд» Владимир Гончаров.

По его словам, посещаемость туристами хозяйства по сравнению с 2023 годом выросла приблизительно на 15%, в том числе благодаря созданию нового туробъекта — площадка для проведения выездных мероприятий.

Новые проммаршруты

Список промпредприятий, готовых открыть свои двери туристам, представлен на сайте Агентства по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области. Время от времени его дополняют. Сегодня идут переговоры по созданию новых тематических экскурсионных маршрутов.

В частности, возможность организации экскурсий обсуждают с компанией «Бастион», занимающейся радиоэлектроникой. Экомаршрут прорабатывается с участниками акселератора: «Техно», с посещением заказника «Горненский», с опциональным посещением парка «Малинки».

«Во время посещения данного маршрута у посетителей есть возможность изучить природу донских степей, узнать о бережливом производстве и о производимой в Ростовской области продукции данного предприятия, миссией которого является рациональное потребление и использование ресурсов», — рассказали в агентстве.

Новым предприятием, вход в которое был открыт для туристов в 2024 году, стала «Ростовская мануфактура сантехники».

Фото: предоставлено Марией Горбачевой.

«На экскурсии мы показываем промышленные технологические лайфхаки. Конечно же, рассказываем о технологии экономии воды, которой гордимся. Для людей это часто «вау», что существует дефицит воды и что можно тратить ее гораздо меньше. Для кого-то важна экологическая составляющая, для кого-то — экономическая: что можно сэкономить на коммунальных платежах. Во время экскурсии можно узнать, как делается смеситель, как их проверяют на брак под давлением. Кроме того, происходит демонстрация возможностей нашего склада», — сообщает специалист по устойчивому развитию, экологизации и связям с сообществами компании «Ростовская мануфактура сантехники» Мария Горбачева.

Сколько стоит зайти в цеха

Экскурсионное обслуживание на многих предприятиях бесплатное. В стоимость входят только мастер-классы, в зависимости от их сложности и ресурсопотребления. На некоторых предприятиях, таких как «Ростсельмаш», есть устоявшийся ценник на предприятии по проведению экскурсий. Он зависит от размера группы, поскольку компания использует транспорт, который перемещается по предприятию.

«Стоимость тура может меняться только в том случае, если это поездка в другой город. То есть, если школьники из Ростова едут в Таганрог, а таганрогские ребята едут в Ростов-на-Дону, то транспортная составляющая и услуги по сопровождению и путевой информации оцениваются», — уточняет операционный директор ООО «Авиа-сити» Евгений Анисимов.

По его словам, цены на посещение туристами предприятий сильно не изменились: 25-30% — это максимальное повышение цены, связанное, прежде всего, с удорожанием стоимости топлива и соответственно проезда. Стоимость экскурсионного обслуживания и услуг самих экскурсоводов выросла лишь на 15%.

Школьники и студенты выбирают профессию

По данным туроператоров, чаще всего экскурсии посещают организованные туристы: школьные классы или студенческие группы. На предприятие обычно приходят от 10 до 25-30 человек, не больше. Принять большее количество посетителей не позволяют принципы безопасности и ограничения, связанные с производственным процессом на предприятиях.

«Основная целевая аудитория, которая пользуется программой промышленного туризма, — это школьники и студенты. Промышленный туризм развивается как профориентационный. Поэтому это дети, которые в первую очередь смотрят, где они могут работать, куда смогут устроиться. Уже на этапе экскурсии они начинают задумываться о своей будущей профессии», — комментирует Евгений Анисимов.

Учащихся интересует, каким образом происходит производство тех или иных видов продукции, как собирается та или иная техника в Ростовской области.

По словам Сергея Новикова, сегодня такие компании как IT-компании, «Лемакс», «Ростсельмаш» и «Тагмет» интересны выпускникам школ как профориентационная история и взгляд на свое будущее.

«Школьники и студенты смотрят не только на рабочий процесс, но интересуются об условиях, зарплатах, социальных плюсах данного предприятия. Детям же экскурсии привлекают самим процессом производства — когда из разных деталей собирают котел или комбайн. А сталеплавильные печи привлекают своей мощью», — считает Сергей Новиков.

Поэтому сегодня все представители индустрии сходятся во мнении, что промышленный туризм однозначно развивать нужно.

«Мы все понимаем, что страна сейчас испытывает кадровый голод. И для того, чтобы привлечь все большее количество молодых специалистов на те или иные предприятия, мы должны их показывать, должны рассказывать о том, как ведется работа, чем живут, как живут сотрудники тех или иных предприятий», — подчеркивает Евгений Анисимов.

Кристина Бочарова, Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях