В России растет вовлеченность компаний в корпоративные программы профилактических осмотров сотрудников, сегодня их реализуют почти 6,7 тыс. организаций из 85 субъектов страны. Об этом в рамках IX Всероссийской недели охраны труда, которая прошла в Сочи 10–13 сентября 2024 года, сообщила директор департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения РФ Екатерина Каракулина.
«На сегодняшний день 85 субъектов у нас охвачено корпоративными программами — более 1,3 тыс. городов-участников. Только с начала введения этого федерального проекта вовлеченность предприятий возросла в 12 раз: начинали мы с 527 предприятий, сейчас у нас охвачено корпоративными программами почти 6,7 тыс. предприятий», — приводит цитату Екатерины Каракулиной ТАСС.
О том, как корпоративные программы профосмотров персонала помогают удерживать сотрудников и избегать простоев оборудования в связи с болезнями людей, востребован ли сегодня среди компаний дежурный врач и почему среди МСП растет интерес к программам ДМС, «Деловой газете. Юг» рассказали представители медклиник и страховой компании юга.
Чекапы как превентивные меры
Основная цель профилактического медосмотра, или медицинского чекапа, — выявить заболевание на ранней стадии, а также составить полноценную картину состояния здоровья сотрудников. Многие заболевания на ранних стадиях протекают бессимптомно, и их раннее выявление значительно повышает шансы на благополучное и быстрое излечение, объяснил директор Южного регионального центра «АльфаСтрахование» Николай Дорофеев.
Как считает директор клиники Medical Home Екатерина Ушкало, профосмотры нужны не только для проверки здоровья сотрудников в возрасте. Такие заболевания, как рак молочной железы, тревожные или депрессивные расстройства, а также менее серьезные проблемы, отмечает эксперт, могут затронуть и молодых людей.
По словам Екатерины Ушкало, в последнее время растет число предложений по профилактическим обследованиям, к ним относятся скрининги и чекапы. В первом полугодии 2024 года количество медицинских услуг по таким комплексным программам выросло на 15–20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
«Такую динамику мы связываем с повышением информированности пациентов о важности профилактики и выявления заболеваний на ранних этапах. Современные пациенты осведомлены о рисках, которыми можно управлять, а современные врачи готовы предоставить актуальную медицинскую информацию на эту тему», — объяснила директор клиники.
Управляющая сетью клиник «Здрава» Мария Мостовая отметила растущий спрос на медицинские услуги, оплачиваемые работодателями. По своему опыту она уточнила, что чаще всего за чекапами обращаются из профессиональных спортивных клубов, для которых важна качественная медицина, либо представители сырьевых монополий, специализирующиеся на вахтовой работе.
Как считает директор Южного регионального центра «АльфаСтрахование» Николай Дорофеев, работодатели все чаще инвестируют в здоровье сотрудников с целью повышения производительности, привлечения и удержания ценных кадров.
«Среди тех, кто пользовался такой дополнительной опцией к пакету добровольного медицинского страхования в 2024 году, есть и IT-компании, и ресурсоснабжающие организации, банки, операторы мобильной связи и многие другие», — поделился Николай Дорофеев.
Телемедицина и дежурный врач на мероприятиях
По словам директора Южного регионального центра «АльфаСтрахование», среди компаний растет интерес не только к чекапам, но и к медицинскому сопровождению персонала. Цель такого сопровождения — снизить риск, а по возможности не допустить развития системных заболеваний и вывести в ремиссию выявленные болезни. Такие меры обеспечивает работодателю сокращение продолжительности больничных листов, простоя оборудования из-за болезней сотрудников, а также позволяют сократить выплаты сотрудникам, которые замещают болеющих.
Как считает директор клиники Medical Home Екатерина Ушкало, помимо массовых осмотров, предусмотренных законодательством, отличным вариантом будет мотивация сотрудников заботиться о своем здоровье с учетом индивидуальных факторов риска (возраст, наследственность, образ жизни).
Такие варианты сотрудничества могут предложить частные клиники, работающие в рамках современной научной медицины, поскольку профилактика заболеваний и управление рисками — это мероприятия, позволяющие сохранить здоровье, трудоспособность, а зачастую и жизнь, отметила Екатерина Ушкало.
Частные клиники, считает директор Южного регионального центра «АльфаСтрахование» Николай Дорофеев, сегодня предлагают достаточно широкий спектр услуг для работодателей. Так, компании могут обратиться за проведением предрейсовых медицинских осмотров водителей, за корпоративным медицинским обслуживанием для сотрудников по прямому договору, а также получить от клиник сезонную вакцинацию от гриппа, оформить дежурство бригады скорой медицинской помощи на корпоративных мероприятиях и договориться о предоставлении услуг телемедицины (обмен медицинской информацией с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. — Прим. ред.). Кроме того, есть варианты комплексных программ диагностики и даже организации для сотрудников лекций на тему сохранения здоровья.
Вместо медкабинетов на производстве
Сегодня со стороны крупных работодателей появляется тенденция добавления в соцпакет различных видов страхования, а среди малого бизнеса растет интерес к ДМС как к элементу конкурентного социального пакета, рассказывает о трендах директор Южного регионального центра «АльфаСтрахование» Николай Дорофеев.
В то же время, отмечает эксперт, доля малого и среднего бизнеса, предлагающего сотрудникам программы ДМС, в общей структуре сборов пока невелика.
Не пользуются большой популярностью и услуги медицинского аутсорсинга для компаний. Связано это с тем, что размещение специального кабинета и предоставление медуслуг в организации требует особой документации.
«Это обусловлено необходимостью получать лицензию на осуществление медицинской деятельности по адресу предприятия (лицензии выдаются на конкретный адрес) и соблюдать все лицензионные требования», — сказала управляющая сетью клиник «Здрава» Мария Мостовая.
По ее словам, гораздо быстрее работают прямые договоры сопровождения, когда на предприятии есть куратор (медработник или сотрудник HR-департамента), который напрямую обращается в клинику, где оперативно решаются вопросы по здоровью пациентов, а работодатель получает высокий уровень сервиса и максимально быстро возвращает сотрудников на рабочие места.
Также клиники сегодня предоставляют услуги индивидуального сопровождения сотрудников компаний. Как отметила Мария Мостовая, таким сервисом пользуются сельскохозяйственные предприятия, общепит, а также предприятия пищевого производства для удержания персонала за счет расширенного социального пакета.
Анастасия Матевосова