фото: jcomp / freepik.com

«Всерьез заняться проблемой»: что поможет бороться с рынком нелегального табака

Передача части акцизов на табак в регионы и предоставление им больших полномочий для борьбы с нелегальным рынком может принести около 1 млрд рублей в год в бюджет каждого из субъектов РФ. Федеральный бюджет, в свою очередь, только за счет акцизов, получит почти 100 млрд рублей, которые сейчас идут в теневой сектор экономики. Об этом в ходе круглого стола «Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции в Краснодарском крае: текущая ситуация и перспективы противодействия» говорили участники рынка регулирования табачной продукции.

«Если всерьез заняться проблемой контроля нелегального рынка, на Краснодарский край может приходиться порядка 1 млрд рублей дополнительных поступлений — сумма немалая. Можно себе представить, что эта сумма могла бы поступить на модернизацию трамвайного парка или любой другой проект в регионе», — подчеркнул доктор экономических наук и модератор круглого стола Александр Полиди.

В то же время директор АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Ирина Бушина сообщила, что в 2023 году минимальные потери госбюджета от нелегального оборота табака составили 99,5 млрд рублей, а за I кв. 2024 года – уже 24,95 млрд рублей.

«При этом наибольший ущерб бюджету приносит незаконный оборот в Центральном и Южном федеральных округах — 9,24 млрд рублей и 4,84 млрд рублей соответственно… На территории Краснодарского края — 1,62 млрд рублей», — добавила она.

Замглавы департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Дмитрий Юшкин подчеркнул, что неконтролируемый оборот табачных изделий представляет угрозу для экономических интересов страны.

«Рост нелегальной торговли приводит к сокращению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, удару по законопослушным производителям и ритейлерам, насыщению рынка продукцией сомнительного качества и происхождения и, что особенно тревожно, доступу несовершеннолетних к сигаретам», — отметил Дмитрий Юшкин.

Он сообщил, что, хоть законодательство в сфере регулирования рынка табачной продукции не стоит на месте, существующий набор инструментов не в полной мере может остановить поток нелегальной продукции.

«Имеющийся разрыв в уровнях ставок акцизов на табачную продукцию подталкивает недобросовестных предпринимателей зарабатывать на контрафактной табачной продукции. <…> Cтоит усилить работу, направленную на выявление и изъятие незаконного оборота табачной продукции сотрудниками контрольно-надзорных и правоохранительных органов», — подчеркнул Дмитрий Юшкин.

Управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева отметила, что при контрольных надзорных мероприятиях фокус правоохранителей должен быть на нарушителях, а не на законопослушном бизнесе.

«С 21 сентября 2024 года вступили в силу ряд изменений в 336-е постановление правительства, которое позволяет Роспотребнадзору проводить внезапные проверки без уведомления контролируемых лиц при выявлении индикаторов риска. <…> Безусловно при контрольных надзорных мероприятиях хочется, чтобы фокус был на нарушителях, а не на законопослушном бизнесе, и чтобы от дополнительных действий не страдал наш законопослушный бизнес, который соблюдает законодательство», — пояснила она.

Алиса Андреева добавила, что следует усилить работу с маркетплейсами, ввести ответственность за транспортировку нелегальной продукции компаниями и перевозчиками, приостанавливать деятельность торговых точек, которые неоднократно были замечены в продаже табачной продукции несовершеннолетним, и ввести за это уголовную ответственность.

«Мы со своей стороны готовы продолжать ту работу, которую уже много лет мы ведем. Это взаимодействие власти, бизнеса и общества. Останавливаться нельзя. Многое сделано. Должно идти только вперед и усиливать это взаимодействие», — подчеркнула управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России.

Участники круглого стола также подчеркнули, что необходимо создавать стимул для регионов более активно бороться с нелегальным рынком, в том числе за счет передачи части акцизов в региональные бюджеты.

«Первое и самое главное — это гармонизация ставок акцизов, усиление экспортного контроля, введение лимитов для физических лиц для ввоза из стран-членов Таможенного союза немаркированной никотиносодержащей и табачной продукции. Дополнительные полномочия для правоохранительных органов, а также включение табачной продукции в перечень стратегически важной, что также позволило бы предусмотреть применение уголовной ответственности за незаконный ввоз табака из ЕАЭС», — сказал менеджер по работе с органами государственной власти JTI Роман Трошкин.

Он добавил, что также необходимо ускорить реализацию Соглашения ЕАЭС о применении навигационных пломб для отслеживания перемещения табачной и никотинсодержащей продукции, а также повысить ответственность продавцов контрафакта и ввести несудебную блокировку интернет-ресурсов таких торговцев.

«Это действительно проблема, потому что на сегодняшний день один из основных каналов реализации нелегальной табачной и никотиносодержащей продукции — это интернет-ресурсы. Поэтому здесь требуются, конечно же, изменения законов и ужесточения ответственности, связанной с подобными нарушениями», — заключил он.