фото: jcomp / freepik.com

Риски и штрафы: что грозит бизнесу за нелегальный табак

В Краснодарском крае с начала 2024 года зарегистрировали 56 преступлений экономической направленности в сфере незаконного оборота немаркированной табачной продукции, что на треть больше, чем годом ранее. Об этом «Деловой газете.Юг» сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

По данным ведомства, из общего числа преступлений 37 относятся к категории тяжких и особо тяжких, что в 2,5 раза больше показателя аналогичного периода прошлого года.

О том, какие риски несет предприятие, осуществляющее оборот немаркированного табака, какие за это предусмотрены санкции и какие органы контролируют работу предприятий в данной сфере, «Деловой газете. Юг» рассказал сопредседатель Краснодарского краевого отделения «Опоры России», управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Мурат Дударев.

Риски

По словам юриста, при продаже контрафактного табака малое предприятие несет риски уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ, поскольку данная статья, а конкретно части пятая и шестая, предусматривают ответственность не только за производство, но и за приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта и продажу немаркированных табачных изделий. 

«Для того чтобы считаться преступлением, действие должно быть совершено в крупном размере, а таковым признается стоимость немаркированных табачных изделий, превышающая 100 тыс. рублей. Особо крупным — 1 млн рублей», — сказал управляющий Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов.

Также ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ устанавливает ответственность за оборот табачных изделий, табачной продукции или никотиносодержащей продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка или нанесение такой информации обязательны.

Органы контроля

Мурат Дударев напомнил, что контроль в области производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для ее производства осуществляет Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками и ее территориальными органами в регионах. 

«Данная служба надзирает за деятельностью, действиями и бездействиями контролируемых лиц в сфере производства и оборота табачной, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования. Иными словами, она следит за деятельностью легальных предпринимателей, осуществляющих оборот табачных изделий», — пояснил он. 

В то же время контроль в сфере незаконного оборота табачных изделий осуществляют органы внутренних дел. Они проводят производство по делам об административных правонарушениях, а также оперативно-розыскные мероприятия и предварительное расследование по уголовным делам в данной сфере. «Теневых игроков» полиция обязана вычислять и привлекать к уголовной ответственности.

«В рамках производства по делам об административных правонарушениях полиция может производить административные расследования, отбирать объяснения у лиц, в отношении которых ведется контроль, у свидетелей, потерпевших, брать пробы и образцы, проводить экспертизы, направлять поручения и запросы в другие органы власти, использовать специальные технические средства. По итогам административного расследования выносится протокол об административном правонарушении, а по итогам всего производства выносится постановление о привлечении к административной ответственности», — сказал Мурат Дударев. 

При этом в рамках уголовного судопроизводства, по словам эксперта, полиция имеет серьезный инструментарий — от оперативных мероприятий до следственных действий. По итогам проверки сообщения о преступлении выносится постановление о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом. По итогам предварительного расследования, уголовное дело с обвинительным заключением направляется в суд, который рассматривает дело и выносит приговор. 

Штрафы

Наказание за оборот немаркированного табака, по словам эксперта, варьируется от штрафа в размере до 500 тыс. рублей и до лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тыс. рублей. В случае же, если будет признано, что нарушение совершено группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, то максимальное наказание за это составит лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. 

При этом то же деяние, совершенное в меньшем размере, попадает под административную ответственность, которую устанавливает ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно этой статье, оборот и производство контрафактного табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В то же время максимальный штраф за оборот табачных изделий без маркировки для юридических лиц составляет до 500 тыс. рублей с конфискацией предметов правонарушения.

Что усилит борьбу с нелегальным табаком

Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по экономической политике Сергей Алтухов, напомнил, что в табачной отрасли на федеральном уровне с 1 апреля 2024 года ввели санкции за нарушение требований к производству или обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

«Мы анализируем правоприменительную практику и видим некоторую апатичность регионов. От субъекта к субъекту очень по-разному выявляются такие нарушения. Конечно, большую роль здесь играет и близость границы и активность правоохранителей», — сказал парламентарий.

Он добавил, что косвенно стимулировать власти субъектов РФ более активно бороться с контрафактом в табачной сфере может принятие предложения отчислять часть акцизов в региональные бюджеты.

По мнению Мурата Дударева, предложение о передаче в бюджеты регионов от 5% до 10% табачных акцизов позволит обеспечить дополнительное финансирование региональных обязательств.

«На мой взгляд, данная инициатива хороша для региональных бюджетов и является замечательным предлогом, чтобы обеспечить дополнительное финансирование региональных обязательств», — сказал Мурат Дударев.

Как считает Сергей Алтухов, мощным стимулом должна стать забота о здоровье граждан — например, в части контроля за соблюдением правил продажи вейпов и табачных изделий. «Законодательная рамка есть достаточно жесткая, но мне, как депутату, регулярно поступают сигналы о нарушении действующих норм», — прокомментировал депутат Госдумы.

О том, какие меры помогут бороться с контрафактным табаком, говорили 30 сентября 2024 года в ходе круглого стола «Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции в Краснодарском крае: текущая ситуация и перспективы противодействия» в Краснодаре. 

Участники отметили, что передача части акцизов на табак в регионы и предоставление им больших полномочий для борьбы с нелегальным рынком может принести около 1 млрд рублей в год в бюджет каждого из субъектов РФ. Федеральный бюджет, в свою очередь, только за счет акцизов, получит почти 100 млрд рублей, которые сейчас идут в теневой сектор экономики.

Подробности читайте в материале: «Всерьез заняться проблемой»: что поможет бороться с рынком нелегального табака»