Фото: freepik / freepik.com.

Как открыть частную школу

При планировании открытия собственной частной школу необходимо учесть несколько важных факторов, а также соблюсти все законодательные нормы.

Читайте в «Деловой газете.Юг» (по материалу журнала «Бизнес-секреты»), как запустить свое образовательное учреждение, подключить необходимые инструменты и собрать пакет документов.

Виды частных школ

Существуют два основных типа частных школ:

1. Учебное заведение с лицензией на основную программу обучения и аккредитацией.

2. Учебное заведение с лицензией на дополнительные образовательные программы.

Частная школа с лицензией на основное образование и аккредитацией.

Этот тип школы не сильно отличается от государственных учебных заведений: учащиеся здесь имеют право сдавать все виды государственных экзаменов и получать аттестаты о среднем образовании. Государство предлагает поддержку владельцам таких школ в виде грантов и инвестиций.

В статусе индивидуального предпринимателя или коммерческой фирмы основать подобное учреждение невозможно, потребуется создание и регистрация некоммерческой организации (НКО). Образование — это некоммерческая деятельность.

Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения на использование денежных средств. Так, бюджет, полученный от родителей учеников, можно использовать исключительно на развитие учебного заведения. Если основателем школы является физическое лицо, его доходы ограничиваются лишь заработной платой за работу в школе, например, в качестве директора или преподавателя.

Школа с лицензией на дополнительное образование. Этот вариант проще по сравнению с получением полноценной лицензии на образовательную деятельность, доступной только государственным школам. Индивидуальные предприниматели и коммерческие структуры могут претендовать только на лицензию на дополнительное обучение, например, для организации кружков или языковых курсов.

Ученики официально зачисляются на семейную форму обучения, однако осваивают программы в учреждении частного сектора образования. В таких школах учащиеся не имеют права сдавать государственные экзамены и проходить финальные аттестации. Для этого разрабатывается договор с партнерской школой, обладающей аккредитацией и лицензией на основную образовательную деятельность. В ней ученики проходят годовые аттестации, ОГЭ или ЕГЭ, и получают аттестаты о среднем образовании.

Шаг 1. Оформление статуса бизнеса

Для запуска учебного заведения с официальной лицензией на предоставление дополнительного образования существует возможность выбора между ИП или организацией в форме компании.

ИП. Этот путь требует меньше бухгалтерской отчетности по сравнению с компанией и позволяет привлекать бухгалтерские услуги по аутсорсингу. Также ИП обладает свободой распоряжения прибылью и может использовать ее на свое усмотрение: либо растратить на личные нужды, либо вложить в бизнес. Подходит для тех, кто планирует запустить школу без привлечения соучредителей.

Компания. Этот формат требует более обширной бухгалтерской отчетности, что предполагает наличие бухгалтера в штате. Владелец компании не вправе бесконтрольно извлекать средства из бизнеса и ограничен получением прибыли через зарплату и дивиденды. В то же время компания предоставляет возможность разделить долю владения между несколькими лицами, что позволяет действовать в партнерстве и привлекать инвестиции.

Шаг 2. Определение налогового режима

Выбор налоговой системы определяет, какую сумму налоговых отчислений предстоит осуществить. После процедуры регистрации все юридические лица и индивидуальные предприниматели автоматически включаются в обычную систему налогообложения (ОСН). Эта система предполагает сложную налоговую отчетность и выплату значительного количества налогов. Как правило, сразу после начала работы с ОСН предприятия переходят на более упрощенный режим.

Существуют три специальных налоговых режима, которые могут быть подходящими для частной школы:

— Упрощенная система налогообложения (УСН). Предприятие платит единый налог с доходов. Ставка налога может варьироваться от 6% с доходов при использовании УСН «Доходы» до 15% с прибыли при использовании УСН «Доходы минус расходы».

— Автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН). Предполагает автоматическую расчетную формулу для определения налоговой базы.

— Патентная система. Подходит для индивидуальных предпринимателей и предполагает фиксированную плату за право ведения деятельности.

Шаг 3. Выбор ОКВЭД кодов

При подаче документов на регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица необходимо указать четырехзначные коды ОКВЭД. Эти цифры помогают налоговому органу, банкам, партнерам и Росстату понять сферу деятельности компании.

Компания имеет право выбрать один код ОКВЭД, отражающий основную деятельность, а также любое количество дополнительных кодов, отражающих другие виды активности. Ключевой код — это то, от чего компания ожидает наибольшего дохода.

Если в будущем компания решит расширить спектр деятельности, то через личный кабинет на сайте налоговой службы можно добавить новые коды или удалить те, которые больше не актуальны.

Шаг 4. Подключение необходимых инструментов

Для старта деятельности компании важно организовать открытие расчетного счета в банке, а также наладить работу онлайн-кассы и системы приема платежей через эквайринг. Корпоративный счет необходим для осуществления платежей за аренду помещений, коммунальные услуги, налоговые отчисления, получение оплаты за образовательные услуги и выплату заработной платы сотрудникам. Для открытия счета потребуется предоставить набор документов, что возможно в любом банковском учреждении.

Эквайринг для коммерческих операций необходимо интегрировать с корпоративным счетом, чтобы клиенты имели возможность оплачивать услуги с помощью банковских карт или через QR-коды.

Онлайн-касса представляет собой миниатюрное устройство, которое производит распечатку чеков и передает информацию в налоговую службу. Практически все платежи от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должны осуществляться через онлайн-кассу. Это устройство можно взять в аренду у банка.

Шаг 5. Разработка бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой ключевой документ, в котором предприниматель или организация детально рассматривает свою деятельность: предлагаемые услуги, предполагаемые издержки и потенциальные доходы, исследование рынка, целевую аудиторию и стратегии привлечения клиентов.

Этот план является инструментом для оценки необходимых инвестиций в старт-ап и для ежемесячных расходов, а также для определения сроков окупаемости инвестиций. При неготовности составления собственного бизнес-плана, стоит рассмотреть вариант приобретения франшизы частной школы. Это даст возможность использовать опыт и поддержку более опытного партнера.

Перед написанием бизнес-плана следует выполнить следующие шаги:

— определиться с количеством классов в школе;

— провести анализ спроса на предлагаемые услуги;

— выбрать специфическую нишу и методики обучения;

— проанализировать действующих конкурентов;

— оценить общие затраты на запуск и поддержание бизнеса.

Шаг 6. Выбор подходящего пространства для школы

Для того чтобы разместить свое учебное заведение, предприниматель или организация имеют два основных варианта:

1. Заключение договора аренды помещений у действующих государственных или частных школ. Согласно законодательству, школы имеют право сдавать в аренду свои помещения. К примеру, если в крупном учебном заведении имеются свободные классы, или когда частная школа переезжает в более просторное здание, оставляя свое место другим образовательным учреждениям.

2. Аренда независимого здания или отдельного помещения. Этот вариант может оказаться более затратным, так как потребуется проведение ремонта для соблюдения СанПиНа. В нормах четко определены требования к площади учебных классов, местам для отдыха, вспомогательным помещениям, освещению и так далее.

Перед выбором места стоит ознакомиться со следующими санитарными нормами:

— СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Шаг 7. Оснащение помещения мебелью и техническим оборудованием

Выбор мебели и учебного оборудования должен учитывать нормы СанПиН. Необходимо предоставить школьникам учебную мебель, интерактивную и классную доски, компьютерную технику, учебники и канцелярию.

Шаг 8. Найти образовательный коллектив и специалистов технического обслуживания

В частной школе нужны:

— директор;

— заместители директора по учебно-воспитательной и хозяйственной части;

— преподаватели — начальных классов и предметники;

— администратор;

— методист;

— психолог;

— логопед;

— бухгалтер;

— охранник;

— уборщица;

— медсестра.

Директор отвечает за организацию и контроль образовательной деятельности. Для этой роли требуется опыт в области образования, умение руководить коллективом, знание принципов методики и психологии, а также понимание бухгалтерского учета и правовых аспектов.

Заместитель директора является основным связующим звеном между школой и родителями, отвечает на вопросы, связанные с обучением их детей, занимается разрешением инцидентов на территории учебного заведения, а также улаживает конфликты между учителями, родителями и учащимися.

Учителя, как в частных, так и в государственных школах, должны обладать педагогическим образованием и каждые пять лет проходить процедуру аттестации, чтобы подтвердить свою квалификацию для работы в образовательной сфере.

Шаг 9. Создание учебного плана

Учебный план – набор документов, которые четко определяют сроки обучения, список предметов и курсов, которые будут осуществляться в школе, количество часов, отведенных на каждый из них, а также материалы, используемые в процессе обучения.

Компания самостоятельно разрабатывает учебный план. В состав учебного плана должны входить методическое руководство, детальное описание и программа курсов, графика их освоения и ожидаемые результаты после завершения курса.

При создании школы с лицензией на дополнительное образование, учебные программы также должны соответствовать этой категории. Согласно законодательству, преподавание общеобразовательных предметов доступно только в учебных заведениях, работающих в формате НКО.

Шаг 10. Подготовка документов для оформления лицензии

Для начала образовательной деятельности необходимо получить лицензию. Важно отметить, что она универсальна и не зависит от характера образовательной работы, будь то основная или дополнительная. Стандартные процедуры получения лицензии применимы к некоммерческим организациям, коммерческим структурам и индивидуальным предпринимателям.
Лицензия служит гарантией того, что государственные органы проверили деятельность заведения и подтвердили ее безопасность для общества. Выдачу лицензии осуществляет Рособрнадзор или соответствующее региональное образовательное управление. Информацию о том, какое именно ведомство отвечает за выдачу лицензии в вашей области, а также о перечне необходимых документов, можно найти на портале государственных услуг.

Шаг 11. Разработка договора о предоставлении образовательных услуг

Для каждого ученика и его родителей школа подписывает договор, который регулирует порядок предоставления образовательных услуг. Это актуально для школ, имеющих лицензию на дополнительное образование, где условия договора должны соответствовать установленным нормам.

В тексте договора необходимо ясно обозначить, за какие именно услуги родители обязаны оплачивать. В частных учебных заведениях в договоре может быть предусмотрено указание следующих пунктов:
— Осуществление дополнительного образовательного процесса;
— Организация ухода и надзора за детьми;
— Поддержка и сопровождение учащегося во время прохождения аттестационных мероприятий.

Договор служит закреплением обязательств бизнеса в части предоставления услуг дополнительного образования, что является корректным действием.

Стоит избегать включения в договор услуг, которые школа не имеет права предоставлять в соответствии с действующим законодательством. К примеру, без наличия лицензии на общее образование она не может осуществлять образовательные процессы.
 
Кристина Бочарова

Читайте нас в социальных сетях