фото: drobotdean / freepik.com

Как собственнику магазина работать с системой маркировки

Маркировка представляет собой специальный контрольный идентификационный знак (КИЗ), который наносится на упаковку или этикетку продукта. Этот знак позволяет отличать оригинальную продукцию от поддельной. Государство использует его для борьбы с контрафактными товарами и защиты потребителей от низкокачественной продукции.

Все сведения о маркированных продуктах фиксируются в государственной информационной системе «Честный знак». Предприятия обязуются вносить соответствующие данные в эту систему, что позволяет прослеживать путь каждого товара – начиная от момента его создания и заканчивая моментом продажи конечному потребителю.

Как работать с маркировкой

Для работы с маркированными товарами розничным магазинам необходима контрольно-кассовая техника, 2D-сканер, усиленная квалифицированная электронная подпись, возможность работы с электронным документооборотом и программное обеспечение, способное работать с маркированными товарами. Для вывода из оборота потребуется установить на кассе систему ОФД.

Регистрация в системе

В случае если все вышеперечисленное есть у магазина, необходимо зарегистрироваться в системе ГИС МТ («Честный знак»). Для этого понадобится сертификат электронной подписи, телефон и адрес электронной почты.

После того, как удастся получить подтверждение заявки о регистрации, можно будет войти в личный кабинет по электронной подписи.

Личный кабинет

После регистрации в системе розничному магазину станет доступна полноценная работа с маркированными товарами. Работа с QR-кодами продукции для ритейла включает в себя прием товара, вывод товара из оборота и списание.

Приемка товара

Принимать продукцию необходимо вместе с электронными накладными, универсальными передаточными документами (УПД), где указаны все товары и их коды маркировки. УПД будет приходить в личный кабинет оператора электронного документооборота, где его необходимо подписать электронной подписью.

В целом, чтобы принять УПД, необходимо сверить коды на товарах с кодами в накладной. Для этого можно отсканировать их 2D-сканером.

В случае если коды не совпадают, товар можно вернуть поставщику. Если же коды сходятся, нужно подписать документ в личном кабинете оператора электронного документооборота (ЭДО). «Честный знак» автоматически получит данные.

Сведения о получении маркированного товара необходимо внести в течение трех дней с момента передачи продукции в магазин.

Вывод из оборота

Вывод маркированной продукции из оборота проводится путем ее реализации. Чтобы зафиксировать этот момент, необходимо отсканировать QR-код на продукте на кассе. При наличии договора и поручения система ОФД на кассе ежедневно предоставляет данные в ГИС МТ.

Если же договора с ОФД нет, передавать сведения необходимо самостоятельно через личный кабинет в ГИС МТ в ручном режиме или загрузкой файла в формате csv или xml в течение 30 календарных дней со дня продажи товара. Для этого необходимо:

  1. Авторизоваться в личном кабинете ГИС МТ;
  2. Перейти в раздел «Чеки»;
  3. Нажать кнопку «Загрузить»;
  4. Загрузить чеки в одном из поддерживаемых форматов;
  5. В модальном окне «Загрузка чеков» нажать кнопку «Подписать и отправить».

Списание

При утере, уничтожении или других обстоятельствах, не позволяющих реализовать продукцию, необходимо составляет акт списания. Его необходимо подать в ГИС МТ с указанием причины.

Так, следует:

  1. В «Главном меню» товарной группы личного кабинета перейти в раздел «Документы»;
  2. Нажать кнопку «Создать» и выбрать в выпавшем меню «Списание»;
  3. Заполнить поля ввода данных в «Списании»;
  4. Нажать на кнопку «Подписать и отправить».

Работая с маркированными товарами, магазину следует внимательно следовать всем установленным правилам и процедурам. Использование системы маркировки существенно увеличивает прозрачность логистической цепочки, улучшает качество продуктов и защищает покупателей от фальсификаций.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях