Фото: предоставлено Анастасией Вейшторт.

Без теплиц и «танцев с бубном»: как на Дону выращивают батат и другие необычные овощи

Жительница Ростова-на-Дону Анастасия Вейшторт фермерским делом занимается десять лет, свой проект «О, батат» она создала в 2014 году. Ростовчанка рассказала «Деловой газете.Юг», книга о круглогодичном земледелии вдохновила ее стать фермером, почему она отказалась от реализации овощей оптовикам и как приходится конкурировать за урожай батата с дикими кабанами.

Проект «О, батат» ростовчанка Анастасия Вейшторт основала в 2014 году, сегодня им занимаются несколько участников. Фермеры возделывают 3 га земель в пригороде Ростова-на-Дону и в Красносулинском районе, площадь теплиц составляет 0,53 га.

«Батат был первой очень необычной культурой, которую мы вырастили на своей ферме. Без теплиц, досветов и «танцев с бубном». Эта культура нам очень понравилась, мы едим ее с удовольствием. Однако батат не очень стабилен в нашем регионе, не каждый год удается получить урожай. Прошлой осенью, например, его выкопали дикие кабаны. Но мы продолжаем его с любовью выращивать и ждем осенью с новым урожаем», — объясняет выбор такого необычного названия фермер.

Фото: предоставлено Анастасией Вейшторт.

В начале октября 2024 года в открытом грунте Анастасия выращивала 30 разнообразных сельскохозяйственных культур, в том числе: томаты, помидоры черри, огурцы, цукини, перец, тыкву, кольраби, огурцы, брокколини, микс красной и желтой свеклы, капусту белокочанную салатную, дайкон пурпурный, редис «Красный великан», редис молодой с ботвой, халапеньо, сельдерей, лук-порей, лук-шалот, репу белую, микс-салат, руколу, мизуну зеленую, салат «Пак Чой бейби», горчицу ажурную, кинзу, микс базилика, кейл тосканский, кейл кудрявый, мангольд, петрушку. Список культур за сезон насчитывает порядка 70 видов.

«В 2024 году все эти культуры мы вырастили в открытом грунте, потому что в теплицах был сильный перегрев. Закрытый грунт мы только начинаем засаживать, и с него получать продукцию. Летом из-за жары в теплицах практически не было никакого урожая», — объясняет Анастасия.

Книга о «пионерах» круглогодичного земледелия

Погружаться в овощеводство Анастасия начала примерно 12 лет назад. Но тогда она не планировала создавать ферму, не могла даже и подумать, что ферма станет основной ее профессиональной деятельностью.

«Очень большое вдохновение я получила, прочитав о ферме, расположенной в США. Эта ферма находится на территории со схожим климатом. Книга рассказывает об истории фермеров, которые тоже были пионерами в своем деле. В аналогичном нашему климату они создали ферму, которая занималась круглогодичным выращиванием овощей и зелени, не привлекая дополнительного отопления либо привлекая его в минимальном объеме. То есть они были экспериментаторами — подбирали культуры, которые могут в этих условиях расти и развиваться либо сохраняться в условиях долгой зимы», — вспоминает Анастасия.

Без химии

Анастасия сразу стала внедрять на своем участке нехарактерные для интенсивного сельского хозяйства методы выращивания — она не использовала «химию» и минеральные удобрения. Хотя десять лет назад было сложно разобраться, где химия, где микробиология, а где натуральные препараты и вытяжки. Тогда даже понятия «органическое земледелие» не существовало, не было понимания, как выращиваются овощи в интенсивном сельском хозяйстве, не было закона об органическом земледелии.

Фото: предоставлено Анастасией Вейшторт.

«Все открывалось и узнавалось в процессе выращивания, поэтому наш можно назвать экспериментальным. Мы не подозревали, что можно столько всего вырастить, сколько сейчас выращивают проекты «О, батат!». Когда проекту было примерно 3-4 года, мы уже поставляли свои овощи людям. Выращивание овощей с самого начала занимало основную часть нашего времени, даже когда деньги на жизнь мы зарабатывали в другом месте. Но тогда мы еще не были уверены до конца, что этот проект будет существовать. У нас не было уверенности в том, что затраченные нами усилия стоят того, чтобы этим заниматься, насколько людям интересен такой экспериментальный продукт», — вспоминает Анастасия.

Личные продажи

Продвигать свои овощи фермеры изначально стали в социальных сетях, но скоро заработало «сарафанное радио». Сегодня в Ростове Анастасия старается напрямую продавать продукцию своей фермы своим заказчикам. Разве что свежие овощи попадают в ростовские рестораны la fabrica и di pasta, которые используют фермерскую продукцию в приготовлении своих блюд.

«В самом начале своего пути мы столкнулись с проблемой, что если мы будем продавать свою продукцию через посредников, то мы на ней ничего не заработаем. Когда в первый раз, когда я принесла на продажу на оптовый рынок руколу, зная, что килограмм стоит 700 рублей, мне предложили продать по цене 70 рублей за килограмм. С тех пор мы поняли, что мы должны найти способ продавать свою продукцию напрямую», — рассказывает Анастасия.

По ее словам, ее ферма ориентирована в первую очередь на частного клиента, на семью.

«У нас сейчас есть адресная доставка в Ростове и Москве, нам интереснее выращивать овощи сразу для конечного потребителя, иметь с ним контакт и обратную связь. Интересно открывать новые культуры и сорта, делиться ими с людьми. Это очень увлекательно и вдохновляет. Мы мечтаем создавать среду единомышленников, для которых вкус, польза и разнообразие является неотъемлемой частью жизни. Поскольку еда сильно влияет на качество жизни. Мы рады, что можем сделать жизнь многих проще», — подчеркивает Анастасия ценности своей фермы.

В Москве же другая ситуация: там продукты ростовской фермы заказывают специализированные магазины органической продукции: «Рожь да лен», «Еда природа», «Натуромама», «Эколакомка», «Поспелино» и «Амбар».

Сейчас в планах у Анастасии — разрабатывать целинную землю в Ростове-на-Дону и продолжать строительство фермы, настраивание процессов и инфраструктуры.

Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Редакция «Деловой газеты. Юг» поддерживает малый и средний бизнес и рассказывает истории создания локальных брендов. Этим некоммерческим проектом в рамках озвученной президентской политики мы хотим поддержать предпринимателей, которые решились на создание своего дела. Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.

О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост.

«Нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса», — заявил глава государства. Также ранее Владимир Путин обозначал необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.

Читайте нас в социальных сетях