Исторические традиции, местные ремесла и теплый климат на протяжении веков оказывали воздействие на структуру южнороссийского бизнеса, определяя его специфику.
Как компании юга трансформируются под влиянием новых технологий, на какие модели бизнеса перейдут МСП и почему стоит делать ставку на персонализацию, «Деловой газете. Юг» рассказали представители бизнес-сообщества, предприниматели и эксперты.
Не только АПК
Исторически сложилось, что бизнес юга силен в таких сферах, как торговля и сельское хозяйство, считает представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) по направлению «Предпринимательство и технологии» в Ростовской области Сергей Андонов.
«Здесь, мне кажется, сильны наши купеческие традиции, которыми славится юг в целом. Когда Екатерина II переселяла греков и армян из Крыма, она стремилась не только развить экономику за счет их финансов, но и привнести их торговые и ремесленные традиции. Благодаря этим традициям процветали торговля и купечество», — рассуждает Сергей Андонов.
Климатические и природные условия всегда играли главную роль в развитии малого и среднего бизнеса юга, согласен доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Краснодарского края Александр Полиди.
«В аграрном секторе подавляющее большинство крестьянских фермерских хозяйств являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Безусловно, местные ресурсы, такие как плодородные почвы и производственная и транспортная инфраструктура, способствуют успешному развитию сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса», — отметил Александр Полиди.
По словам действующего бизнесмена, эксперта в области авторских практикумов для предпринимателей, рекомендованных Минэкономразвития РФ, Германа Крашенинникова, в Ростовской области сегодня в сегменте МСП больше всего развиты торговля, сфера услуг, в первую очередь общепит, развлечения, отдых на природе и бьюти-индустрия.
«Это связано с климатическими особенностями, устоявшимися традициями гостеприимства, культуры отдыха и привычного образа жизни как местного населения, так и приезжих, а также большим потоком транзитных туристов», — сказал Герман Крашенинников.
Как отметила исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Елена Пистунова, на Кубани развиты сектор услуг, производство, туризм и гостиничный бизнес, а также сферы торговли и сельского хозяйства.
«Юг славится своими плодородными землями и благоприятным климатом, что способствует развитию аграрного сектора. Производство овощей, фруктов, виноделие и животноводство — ключевые направления. А черноморское побережье и курортные зоны привлекают множество туристов, что создает спрос на услуги размещения, экскурсии и развлекательные мероприятия», — сказала Елена Пистунова.
Она добавила, что на юге часто встречаются предприниматели, работающие в сфере ремесел и сувениров.
«Местное сырье и традиционные ремесленные навыки играют значимую роль в становлении и развитии малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, стимулируя экономический рост и сохранение культурного наследия», — отметила Елена Пистунова.
Активное развитие и популяризация элементов местного колорита, исторических особенностей региона, казачьих традиций и этнотематики наблюдаются сегодня и на Дону, говорит Герман Крашенинников.
При этом, по словам Александра Полиди, под влиянием современных технологий традиционная структура МСП претерпевает изменения. Южный бизнес пробует себя в новых отраслях.
«Появляются новые компании в сфере медицины, IT и транспортных перевозок. Стоит отметить, что транспортные услуги охватывают не только перевозки, но и международную логистику и транспортный сервис, что свидетельствует о широком спектре представительств в этой сфере», — добавил Александр Полиди.
«Живые, как ртуть»
Южные предприниматели, по мнению Елены Пистуновой, отличаются от остальных своей адаптивностью и стремлением использовать местные ресурсы.
«Южные предприниматели часто отличаются высокой степенью адаптивности, креативностью и стремлением использовать местные ресурсы и традиции в своем бизнесе. Они активно участвуют в жизни своих сообществ и стремятся поддерживать местную экономику тех муниципалитетов, в которых проживают», — сказала исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края.
По словам Александра Полиди, средний возраст представителя МСП на Кубани — 40 лет. Как правило, это бизнесмен, в компании которого работает 10–15 человек.
На Дону же чаще всего можно встретить динамичных бизнесменов, которые извлекают выгоду из любой ситуации, считает представитель АСИ по направлению «Предпринимательство и технологии» в Ростовской области Сергей Андонов.
«Если говорить о среднем как о самом массово встречающемся типе предпринимателей, то тогда это очень динамичный, живой, как ртуть, предприниматель, который не сидит на месте. Мне нравятся слова одного нашего земляка, достаточно крупного предпринимателя, который говорил, что в момент первого кризиса 1997–1998 годов половина Ростова бездействовала, а другая половина подхватывала то, что первая половина готова была потерять. И это подчеркивает как раз таки хватку донских предпринимателей», — поделился Сергей Андонов.
По словам Германа Крашенинникова, местных бизнесменов также характеризует умение справляться с трудными ситуациями.
«В настоящее время устойчиво функционируют предприниматели сферы торговли и услуг в возрасте в основном старше 30 лет с личным опытом прохождения собственными бизнесами различных кризисных явлений, включая пандемию и проблемы с поставками всевозможного сырья», — отметил эксперт.
Из малого в глобальный
Сегодня цифровизация, искусственный интеллект и автоматизация стремительно проникают в рабочие процессы южных предпринимателей. Как отметил представитель АСИ по направлению «Предпринимательство и технологии» в Ростовской области Сергей Андонов, эти тренды находят живой отклик среди местных бизнесменов.
«Мы рассматриваем технологические решения как динамичный импульс, который обеспечивает развитие. Предприниматели активно пользуются этими решениями», — сказал он.
Исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Елена Пистунова отметила, что цифровизация предоставила малым и средним предприятиям доступ к международным рынкам, который раньше был только у крупных корпораций.
«Создание интернет-магазина или использование платформ для продаж также стало доступным и относительно недорогим, что упрощает вход на рынок», — сказала Елена Пистунова.
Она подчеркнула, что рост числа участников на онлайн-рынке усиливает конкуренцию. Эксперт отмечает, что цифровизация и интернет-торговля предоставляют новые перспективы для малого и среднего бизнеса, но также ставят перед ним вызовы, требующие адаптации и инновационного подхода.
Чтобы успешно конкурировать на рынке, МСП необходимо активно развивать электронную коммерцию и предлагать разнообразные варианты доставки своих товаров и услуг, считает Герман Крашенинников.
«Преимущества получит тот, кто внедрит цифровые сервисы для повышения качества работы и контроля персонала», — сказал эксперт.
В целом, по словам доктора экономических наук Александра Полиди, цифровизация и растущая конкуренция создали основу для устойчивого развития компаний.
«Безусловно, современные технологии, такие как маркетплейсы, значительно ускоряют развитие бизнеса. Повышается технологичность процессов, не связанных с производством, но имеющих отношение к сбыту продукции, маркировке товаров и поиску клиентов. Это становится все более доступным для широкого круга предпринимателей», — сказал он.
Уникальность и коллаборации
В будущем, по словам Сергея Андонова, бизнес юга будет сочетать проверенные временем традиции с инновационными технологическими решениями.
«Нельзя утверждать, что перемены произойдут мгновенно и радикально, однако необходимо адаптироваться к вызовам современности. Надеюсь, в ближайшем будущем откроется воздушное пространство для дронов и беспилотных летательных аппаратов, что значительно повлияет на развитие агропромышленного комплекса и повысит уровень жизни населения, предоставив ценную поддержку предпринимателям. Область применения этих технологий обширна: сельское хозяйство, транспорт, лесоводство, картография. Технологический прогресс будет все глубже проникать в нашу повседневность», — сказал Сергей Андонов.
Исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Елена Пистунова считает, что в будущем на юге будут популярны гибридные модели бизнеса, объединяющие онлайн- и офлайн-деятельность. Также будет развиваться экологическое и устойчивое предпринимательство, а также коллаборации между компаниями.
«Коллаборации и партнерства способствуют формированию устойчивых связей, совместных инициатив, взаимовыгодных сделок и укреплению позиций на рынке. Мы часто видим, как участники начинают с потребления услуг друг друга, затем создают совместные продукты и даже устанавливают дружеские отношения за рамками наших проектов. Это ключевая тенденция, которая в перспективе приведет к экологически чистой конкуренции», — подчеркнула Елена Пистунова.
По словам Александра Полиди, бизнес-модели малых и средних предприятий будущего будут строиться на нишевости и масштабировании. Компании начнут фокусироваться на узких сегментах рынка, работая с четко определенной целевой группой потребителей, внедряя индивидуальный подход. Это позволит избежать конкуренции с крупными игроками, ориентированными на массовый рынок.
«Модель масштабирования предполагает использование МСП франчайзинговых схем для расширения в другие города и регионы, охватывая даже небольшие населенные пункты. Эта стратегия позволяет малому бизнесу расти благодаря стандартизированному, универсальному и экономичному предложению. Однако возможности такого развития ограничивает серьезная конкуренция с крупными компаниями», — отметил доктор экономических наук.
Он добавил, что на юге также активно будет расти число самозанятых.
По словам Германа Крашенинникова, сейчас бизнесу юга для развития необходимо ориентироваться на запросы потребителей.
«Нашим предпринимателям необходимо на данном этапе развиваться и совершенствоваться с учетом существующего устойчивого запроса потребителей на широкий спектр качественных товаров и услуг в сфере отдыха и развлечений с обязательным высоким уровнем сервиса и клиентоориентированности предприятий и организаций», — заключил эксперт.
Дарья Коробская