Франчайзеры из Краснодара рассказали «Деловой газете. Юг», как им удалось расширить бизнес за пределы региона, дали советы по разработке франшизы и поделились секретами успешного ведения дел.
Евгений Четвергов и Юрий Рой — сооснователи и франчайзеры сети бургерных «Краснодарский парень»
История сети бургерных началась с того, что Евгений и Юрий приняли решение открыть закусочную с греческим стритфудом. После запуска бизнеса они неоднократно меняли меню, добавляя новые позиции. Так в 2015 году в списке появились бургеры. Предприниматели заметили, что спрос на них начал расти, а на гиросы — падать. Тогда было принято решение провести ребрендинг и открыть полноценную бургерную, сделав ее моноформатным заведением.
фото предоставил Юрий Рой
Изучая варианты масштабирования бизнеса, Юрий и Евгений остановили выбор на франшизе.
«Было желание масштабироваться, но не было необходимых средств. Тогда родилась идея создать франшизу», — пояснил Евгений Четвергов.
Юрий Рой добавил, что есть три основных варианта масштабирования: реинвестирование прибыли, привлечение инвестора и запуск франшизы. Он отметил, что первый способ требует больших финансовых и временных затрат, второй вариант предполагает передачу доли компании инвестору. Рост через запуск франшизы, по его мнению, самый удачный вариант.
Первые желающие приобрести франшизу, говорят Юрий и Евгений, появились еще до ее запуска. Пакет документов предприниматели готовили самостоятельно, изучая информацию в интернете. Юриста привлекли только для составления договора.
«Вначале, чтобы не терять время, мы просто сделали, как могли. Это, я считаю, правильный подход, потому что он более быстрый. Лучше набить шишки быстрее и понять все, чем сидеть пять лет, что-то разрабатывать, доводить до идеала. Мы запустили такую модель, и она сработала. И мы сэкономили время себе, потому что был тренд на бургеры. Если бы мы потеряли один или два года, мы бы уже не достигли того, что есть сейчас», — сказал Юрий Рой.
«Вначале, чтобы не терять время, мы просто сделали, как могли. Это, я считаю, правильный подход, потому что он более быстрый. Лучше набить шишки быстрее и понять все, чем сидеть пять лет, что-то разрабатывать, доводить до идеала. Мы запустили такую модель, и она сработала. И мы сэкономили время себе, потому что был тренд на бургеры. Если бы мы потеряли один или два года, мы бы уже не достигли того, что есть сейчас», — сказал Юрий Рой.
Предприниматели отметили, что изначально при запуске франшизы учли не все моменты. Первоначально в договоре не было указано, что партнеры должны соблюдать правила основателей. Это привело к тому, что партнеры стали самостоятельно определять условия открытия точек, а у владельцев не оказалось механизмов влияния на ситуацию.
Первым городом за пределами региона, в котором появилась бургерная, стал Санкт-Петербург. Все началось с того, что маркетолог «Краснодарского парня» написал статью для крупного портала о результатах работы бренда, материал собрал много просмотров и привлек потенциальных франчайзи из Санкт-Петербурга.
фото предоставил Юрий Рой
Сейчас сеть бургерных «Краснодарский парень» насчитывает 30 точек. Помимо регионов России, заведения есть в Казахстане и Сербии.
Предприниматели отмечают, что, по их опыту, расположение точки не играет большой роли. Гораздо важнее качество работы филиала. Поэтому они уверены, что приносить прибыль может и заведение в городе с населением 100 тыс. человек.
Тем более, говорят Евгений и Юрий, рынок по этому направлению, по их оценкам, еще не заполнен.
«Когда мы начинали свой путь, появлялись маленькие бургерные сети, которые позже стали большими. Но на сегодняшний день многие с рынка ушли, а мы продолжаем работать. А что касается рынка, он заполнен не до конца. Еще смело можно работать, открывать интересные проекты», — сказал Евгений Четвергов.
фото предоставил Юрий Рой
При запуске франшизы предприниматели советуют максимально унифицировать бизнес. Юрий Рой считает, что адаптация к конкретным локациям может стать губительной для бизнеса и усложнить работу. Тогда как унификация позволяет использовать ресурсы централизованно и влиять на результаты всех партнеров.
«Особо нет разницы. Вопрос предприимчивости. Если ты быстро реагируешь, гибко принимаешь решения, то отличия не ощущаются. Ты просто делаешь все то же самое, но в разных регионах. Могут отличаться погодные условия, каналы продвижения и маркетинг, но в целом все одно и то же», — отметил Евгений Четвергов.
Юрий Рой и Евгений Четвергов считают, что главный залог успешного бизнеса — не бояться.
«Все сложности в голове, просто бери и делай. И ты в процессе все поймешь и почувствуешь. Не надо усложнять, как говорится, у страха глаза велики, а в реальности, после того как ты прошел определенный путь, понимаешь, что не надо было бояться, не надо было ждать еще один месяц или год. Надо начать как можно раньше и как можно больше делать разных действий. Надо делать, делать, делать и ничего не бояться», — дали совет предприниматели.
Эвелина Реутова — основатель и франчайзер бренда селективной парфюмерии «Цвети и пахни»
Первый магазин бренда «Цвети и пахни» появился в Краснодаре. Все началось с парфюмерного хобби Эвелины, а затем девушка начала продвигать свою бизнес-идею. Развить свое дело предпринимательнице удалось быстро — конкуренция в нише была низкой. Сейчас бизнес Эвелины Реутовой включает в себя оптовую и розничную продажу парфюмерии, франчайзинг и собственное производство, где создают ароматы для дома и автомобиля, а также уходовую косметику.
фото предоставила Эвелина Реутова
Упаковкой франшизы Эвелина Реутова занималась самостоятельно. Затраты составили около 10 тыс. рублей, которые пошли на подготовку презентации. Спрос на франшизу основатель сети заметила не только среди людей из других регионов России — желающие находились даже в других странах, таких как Турция, Казахстан, Германия и США.
На данный момент в сети «Цвети и пахни» насчитывается 34 точки, которые работают по франшизе, расположены они по всей России. По объему дохода от франшиз Эвелина выделила Нижний Новгород и Ессентуки. Она подчеркнула, что бизнес в городе с небольшой численностью населения может приносить высокий доход. Важную роль играет подача: если во франшизу качественно вложены силы и средства, то результат оправдывает себя, считает предприниматель.
Владелица добавила, что рост спроса на парфюмерную продукцию в регионах за последний год в среднем составил 30%.
фото предоставила Эвелина Реутова
По ее оценкам, для запуска одной точки по франшизе потребуется от 2 млн рублей. Для продвижения Эвелина Реутова советует использовать личный бренд.
Она добавила, что конкуренция сегодня сохраняется на высоком уровне, несмотря на то, что требований к ведению парфюмерного бизнеса стало больше, включая появление маркировки продукции.
Советы по упаковке франшизы
- Сформировать уникальное товарное предложение и описать ценности своего бизнеса.
- Сформировать пакет документов и рассчитать стоимость франшизы. Она складывается из паушального взноса, роялти и страховых инвестиций. Размер паушального взноса формируют исходя из наполнения пакета франшизы. Если права на торговую марку принадлежат сразу нескольким франчайзи в одном городе, соответственно, паушальный взнос меньше. Роялти может быть фиксированным или рассчитанным как процент от дохода или чистой прибыли. Роялти советуют установить в размере от 2 до 5%. Если же франчайзи закупает товар у франчайзера, роялти может отсутствовать. Эксперты не рекомендуют ставить фиксированную сумму роялти, поскольку в таком случае при росте доходов франчайзи прибыль собственника франшизы останется на прежнем уровне.
- Продумать программу обучения и внедрения стандартов сети, а также систему сбора обратной связи и поддержки.
- Стоит быть готовым к тому, что сразу все процессы идеально отладить не получится, при запуске первых точек по франшизе могут возникать некоторые сложности. Также надо понимать, что по мере развития наполняемость франшизы будет меняться.
Анастасия Матевосова
Информационный обзор редакции
Редакция «Деловой газеты. Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.