Работа с маркетплейсами стремительно набирает популярность среди предпринимателей, стремящихся расширить возможности в области продаж товаров и услуг. Однако успех на этих платформах зависит не только от качественного управления бизнесом, но и от грамотного подхода к налогообложению. Правильное понимание налоговых обязательств позволяет избежать ненужных рисков и оптимизировать финансовые результаты деятельности.
При торговле на маркетплейсах рекомендуется выбирать ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или информационно-коммуникационной сети интернет».
В качестве дополнительных видов деятельности можно выбрать:
— 47.99 «Торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков»;
— 53.20.31 «Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта»;
— 82.92 «Деятельность по упаковыванию товаров».
Продавать товары на маркетплейсе могут как самозанятые граждане, так и индивидуальные предприниматели или компании. Для каждого типа продавца предусмотрены различные схемы уплаты налогов, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Как происходит налогообложение
Между маркетплейсом и поставщиком заключается агентский договор, согласно которому поставщик обязуется выплачивать комиссию маркетплейсу за предоставленные услуги.
Организации и индивидуальные предприниматели, работающие с маркетплейсами, уплачивают такие же налоги, как и компании, ведущие торговлю в офлайне. Виды и размеры налоговых платежей определяются выбранной системой налогообложения.
Существует два вида договоров с маркетплейсами:
FBO (англ. fulfillment by operator — фулфилмент от продавца) — логистические операции (прием, хранение, комплектация, упаковка заказов, доставка до покупателя и обработка возвратов) — у маркетплейса.
FBS (англ., fulfillment by seller — фулфилмент от продавца) — логистические операции делятся между маркетплейсом и продавцом:
— хранение товара, сбор заказов — продавец;
— продажа, доставка, расчеты — маркетплейс.
Как поступает доход
— Деньги поступают на расчетный счет агента (маркетплейса);
— С каждой продажи маркетплейс удерживает определенный процент;
— Маркетплейс предоставляет отчет, который состоит из суммы совершенных сделок, стоимости комиссии и итоговой суммы, которая будет перечислена на счет продавцу.
Однако налог компании и ИП обязаны платить с общей суммы продаж, без учета комиссии. Исключение составляют только юрлица и индивидуальные предприниматели на УСН «Доходы минус расходы».
Согласно разъяснениям Минфина РФ, моментом признания дохода является дата получения денежных средств на расчетный счет предпринимателем.
Возврат товара
Если возврат был в том же месяце, что и продажа, то маркетплейс учитывает это в своем отчете и пересылает на счет предпринимателя деньги с учетом возврата.
В случае, если возврат был в другом месяце и попал в один из следующих отчетов площадки, то настоящая запись делается с минусом. Важно понимать, что возврат товара не является расходом.
Статья подготовлена с помощью материалов онлайн-портала «Мой бизнес»