Проверки бизнеса в России претерпели значительные изменения благодаря реформе контрольно-надзорной деятельности, что привело к сокращению числа проверок более чем в четыре раза. Также наблюдается снижение административной нагрузки на предпринимателей.
«Деловая газета.Юг» на основе материала «Объясняем.рф», рассказывает, как действует новая система проверок бизнеса в Российской Федерации.
Современная система государственного контроля стала предметом обсуждения на V Всероссийском форуме контрольных органов, который проходил в Калининграде с 31 октября по 2 ноября. В ходе форума особое внимание уделялось цифровизации процессов и снижению издержек для бизнеса.
Вице-премьер – руководитель аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко отмечал, что на пленарной сессии форума рассматривались предложения по дальнейшему совершенствованию системы оценки и управления рисками в процессе проверок.
«Правительство внимательно рассмотрит возможность их законодательного закрепления. Такие инициативы — это хороший знак и сегодня было важно зафиксировать, что регионы готовы дальше принимать самое активное участие в реформе контрольной деятельности и совершенствовать риск-ориентированный подход», — сообщал Дмитрий Григоренко.
Реформа контрольно-надзорной деятельности в России
В 2019 году в Российской Федерации была инициирована реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД). Все компании поделили на шесть групп в соответствии с уровнем риска:
- Чрезвычайно высокий риск — плановые проверки должны осуществляться минимум один раз в год, при этом не более двух раз в год;
- Высокий риск — средняя частота проверок составляет не менее одного раза в четыре года и не более одного раза в два года;
- Значительный риск — средняя частота проверок составляет не менее одного раза в четыре года и не более одного раза в два года;
- Средний риск — минимальная частота проведения плановых контрольных мероприятий — не менее одного контрольного мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного мероприятия в три года;
- Умеренный риск — минимальная частота проверок составляет не менее одного раза в шесть лет и не более одного раза в три года;
- Низкий риск — не предусмотрено осуществление контрольных мероприятий.
Одной из важнейших инноваций стала система оценки по индикаторам риска. Теперь инспекции будут проводиться преимущественно в тех случаях, когда существует высокая вероятность нарушений обязательных требований.
Примеры индикаторов риска
К примеру, киоск с газетами будет отнесен к объектам с минимальным уровнем риска, тогда как учебное заведение, расположенное в деревянном здании с печным отоплением попадет в категорию высокого риска.
Если фармацевтическая компания вдвое чаще, чем в прошлом году, отзывает определенные партии лекарств из магазинов, это может указывать на проблемы в производственном процессе.
Регулярное неправильное срабатывание системы пожаротушения более трех раз в течение одного месяца может указывать на ее неисправность.
Присутствие строительной техники на участке, когда застройщик не сообщил о начале работ, является сигналом нарушения строительных норм.
Действие контрольно-надзорной деятельности до реформы и после
В предыдущие годы в России отсутствовало единое законодательство в области контрольно-надзорной деятельности (КНД), а также общая база обязательных требований. Эффективность контрольных органов оценивалась по количеству наложенных штрафов, не проводилась профилактика нарушений. Обязательные требования не пересматривались, в результате чего множество из них уже не соответствовало действительным показателям. Преобладал бумажный документооборот, что затрудняло взаимодействие между бизнесом и контролирующими органами.
В настоящее время действует мораторий на проверки бизнеса, а требования к нему регулярно пересматриваются. Контролирующие органы уделяют особое внимание профилактическим визитам, а система индикаторов риска позволяет проводить проверки только в случае наличия реальных угроз нарушения обязательных требований.
Все данные о проверках собираются в единой цифровой системе, что значительно упрощает документооборот. Количество видов контроля сократилось с 250 до 141, при этом полномочия полиции и контролирующих органов больше не дублируются.
Согласно статистике, количество проверок значительно снизилось: в 2019 году было проведено 1,5 млн проверок, в 2022 году — 339 тыс., а за девять месяцев 2024 года — 284 тыс. При этом общий уровень безопасности остался на прежнем уровне, что свидетельствует о положительных результатах реформы.
Кристина Бочарова