В России в сентябре 2024 года вступил в силу запрет на продажу немаркированных остатков одежды, промаркировать их и ввести в оборот производители должны были до 1 ноября.
«Деловая газета. Юг» узнала у южнороссийских производителей одежды о том, как они внедрили маркировку, сколько средств на это ушло и как новые правила учета повлияли на конечную стоимость их продукции.
Затраты
По словам производителей одежды, затраты на внедрение маркировки составили от 30 до 150 тыс. рублей.
«Введение маркировки потребовало значительных затрат. В среднем на оборудование и настройку процессов ушло около 100 тыс. рублей, включая покупку принтеров, сканеров и лицензий на программное обеспечение. Также были затраты на обучение сотрудника и настройку программных решений для интеграции с системой», — отметила президент бизнес-сообщества брендов юга, основатель бренда одежды с 2016 года, директор выставки «МодаФест» Татьяна Орган.
Она рассказала, что для внедрения маркировки бренд закупил:
— Принтеры для печати этикеток с QR-кодами и штрих-кодами, которые соответствуют требованиям системы. Важно, чтобы оборудование было совместимо с требованиями системы «Честный знак» и обеспечивало высокое качество печати кодов;
— Сканеры для проверки правильности нанесения маркировки и регистрации товаров;
— Специализированное программное обеспечение для работы с системой маркировки и учета продукции.
Владелец Ателье Мод «Юлия Инчина» Юлия Инчина подтвердила, что магазину одежды для работы с маркировкой необходим кассовый аппарат с фискальным накопителем, подключенный к нему сканер для считывания кодов маркировки и привязка учетной программы к сервису «Честный знак».
«Мы потратили около 150 тыс. рублей. Условно. Для большого производителя это будет ничего, но очень маленький бизнес, конечно, страдает. Но, с другой стороны, для фабрик, мне кажется, нужен отдельный человек с зарплатой, который будет заниматься этой маркировкой, и на это также нужно выделять средства», — отметила она.
Инчина добавила, что 1 марка на 1 единицу продукции стоит 60 копеек.
Как маркируют одежду?
Как рассказала Юлия Инчина, для того, чтобы начать маркировку, дизайнеру необходимо получить электронно-цифровую подпись и установить специальную программу для работы с ней.
Затем следует зарегистрироваться в системе «Честный знак» самостоятельно или с помощью специалиста. Для продажи продукции потребуется учетная программа, которую можно приобрести или арендовать, что требует дополнительных вложений», — сказала дизайнер.
Далее следует зарегистрироваться в системе ГС1 РУС — ассоциации автоматической идентификации, заплатив взнос около 3 тыс. рублей. После этого, по словам Татьяны Орган, можно приступать к получению кодов маркировки для каждой единицы товара. Эти коды заказывают через систему и индивидуальны для каждого изделия.
«Потом необходимо нанести коды на продукцию. Коды могут быть нанесены на бирки, этикетки или упаковку товара. После этого нужно проверить все еще раз, и можно вводить товар в оборот. После нанесения кодов продукция регистрируется в системе, что позволяет проследить ее путь от производства до реализации», — отметила она.
Для автоматического выпуска и списания марок «Честный знак» необходимо будет привязать учетную программу к сервису, добавила Инчина. Это, с одной стороны, облегчит работу, с другой — производитель понесет дополнительные расходы на эти услуги.
При этом самым сложным в процессе маркировки, по словам Орган, стали адаптация производства и обучение сотрудников. Также возникли трудности с интеграцией программного обеспечения и настройкой всех систем так, чтобы они работали слаженно.
В пресс-службе ростовского бренда DNK Russia отметили, что трудности в сфере маркировки возникли из-за постоянных изменений в работе «Честного знака», а также из-за установки дополнительных программ для работы.
«Пока мы сами адаптируемся под условия работы, изучаем информацию и применяем ее на практике», — отметили в пресс-службе.
Без худа нет добра
В целом, по мнению президента бизнес-сообщества брендов юга, основателя бренда одежды с 2016 года, директора выставки «МодаФест» Татьяны Орган, маркировка одежды необходима для обеспечения прозрачности и отслеживания продукции на всех этапах — от производства до продажи конечному потребителю.
«Покупателям маркировка дает уверенность в том, что они приобретают оригинальные вещи высокого качества, а не подделку, что особенно важно в условиях растущей конкуренции и увеличения числа неофициальных копий на рынке», — сказала она.
В пресс-службе ростовского бренда DNK Russia добавили, что маркировка также помогает защитить права производителей.
При всех положительных моментах введения системы маркировки одежды, производители видят и негативное влияние на отрасль. Так, по словам владельца Ателье Мод «Юлия Инчина» Юлии Инчиной, маркировка приводит к удорожанию одежды.
«Чтобы сделать маркировку с нуля, требуются дополнительное время и денежные вложения. Чем меньше производитель, тем затратнее для него нести эти расходы. Чтобы окупить эти расходы, производители будут включать эти затраты в стоимость одной единицы продукции. Иначе не получится», — отметила Инчина.
Аналогичного мнения придерживается руководитель бренда «KristiKlo» Елена Клочкова. По ее словам, из-за обязательной маркировки продавцам, торгующим на маркетплейсах, пришлось возвращать себе множество товаров, что в итоге сильно повлияло на цену одежды.
«Когда маркировка стала обязательной почти для всех категорий товаров, конечно, это значительно усложнило жизнь продавцам на маркетплейсах. Нам товары приходится возвращать, переоформлять, перепаковывать и обратно отправлять. Что мне, как представителю малого бизнеса, все же, немного бьет по карману. Для наглядности: возврат одного товара со склада ВБ стоит 80 рублей. У меня этого товара чуть меньше 1 тыс. шт. Переупаковка каждой единицы без учета работы сотрудника – 25 рублей/шт. Маркировка 5 рублей. Отправка обратно на склад ВБ 10 тыс. рублей. Конечно, все эти затраты хотелось возместить. Придется поднимать стоимость товара, который не успеет распродаться до вывода с ВБ», — сказала Елена Клочкова.
Она добавила, что вопрос с маркировкой в офлайн-магазинах решился проще: для этого нужно было лишь передать коды менеджеру торговой точки и доплатить за работу.
Дарья Коробская