Российский урбанист, эксперт по комплексному развитию территорий, академический руководитель направления «Города будущего» в Глобальном университете Рыбакова совместно c Московским физико-техническим институтом Святослав Мурунов рассказал, как предпринимательские сообщества могут преображать город, как дискуссии могут становиться катализатором появления нового бизнеса и почему предпринимателям важно поддерживать хорошие отношения с жителями своего района.
Святослав Мурунов, российский урбанист, эксперт по комплексному развитию территорий, академический руководитель направления «Города будущего» в Глобальном университете Рыбакова совместно c Московским физико-техническим институтом.
Сначала обсудим, какие бывают предпринимательские сообщества и что такое сообщество. Что я под этим понимаю? Сообщество — это самоорганизованная группа людей, объединенная общими ценностями, целями, интересами. И так как это самоорганизованная группа, она имеет некий мотивационный паттерн для достижения целей. Такие сообщества — социальное явление, имеющее определенную структуру.
Кого я считаю предпринимателем? Предприниматель для меня социальная роль, в которой есть мощная личная мотивация для изменения чего-либо. Это всегда роль, связанная с производством, изменениями, с высокой степенью личной ответственности и принятием рисков. Цель таких людей — достижение абстрактного следующего уровня. Иногда цель может лежать за пределами их жизни. Например, определенное социальное изменение. То есть предприниматель всегда работает с будущим, даже если он этого не осознает.
Цель обычно является источником энергии предпринимателя, прибыль же — способ подтверждения движения к этой цели. Серийный предприниматель работает с изменениями в разных отраслях, как ему кажется, не связанных меж собой. На самом деле, если он их инициировал, значит, на интуитивном уровне он понимает, что эти сферы что-то объединяет. Например, социальная несправедливость, детская мечта и так далее. Предприниматель также чаще всего хочет быть максимально независимым, самостоятельным, героем-одиночкой. Поэтому нередко такие люди говорят о выгорании.
Текущая ситуация на постсоветском пространстве показывает, что предприниматели начинают объединяться не с целью извлечения прибыли, а для того, чтобы разделить боли, паттерны пережитого опыта ради нетворкинга. Предпринимательские объединения сейчас носят системный характер. Это хороший сигнал для постсоветских городов, потому что невозможность объединения городских групп ранее приводила к тому, что активисты, даже объединившись, не обладали возможностью влияния на ситуацию. Сейчас же это меняется.
Однако предприниматели еще не объединяются по отраслям и территориям, хотя для развития города очень важно появление именно таких объединений, в частности, в сфере услуг, что особо актуально для нас.
Стоит понимать, что в каждом районе есть своя специфика: число проживающих людей, общие запросы и уровень достатка. И в случае объединения можно как регулировать устойчивость бизнеса, так и отвечать на запросы района. Например, если жители моего района часто выезжают в центр за кофе, мне как предпринимателю стоит рассмотреть возможность открытия кофейни именно в своем районе. Как раз отсутствие коллективной аналитики не позволяет обеспечивать необходимым разнообразием услуг жителей конкретных районов, то есть мы не можем понять сам факт, что жители выезжают в центр.
Сервисная экономика как раз строится на достижении локальных договоренностей. Если же в район придут компании-франшизы, имеющие ресурс, они поодиночке выдавят предпринимателей. Поэтому важно объединяться в сообщества, чтобы иметь влияние и лоббировать изменения.
Проблемой является и отсутствие контакта с жителями районов. То есть предприниматель, даже приходя в бизнес-сообщества, выпадает из связи с соседями, из родительского комитета и так далее. Это происходит, потому что такие взаимодействия опускаются на уровень «не дергайте меня по вопросам, я занят». Получается так, что начинают отсутствовать некоторые социальные роли.
Это отсутствие социальной роли как подмена идентичности: «Я прежде всего предприниматель, а потом уже я горожанин, житель района, сосед, муж, отец и так далее». Такое явление приводит к тому, что слишком яркие, сильные идентификации предпринимателя только с предпринимателями не позволяют существовать многоролевой модели.
Соответственно, отсутствие многоролевой модели приводит к жесткой сегрегации: все начинают делиться по слишком узким группам. А многие горожане, не имея своей ярко выраженной профессиональной идентичности, выпадают в просто «жители». Поэтому появление разных социальных форм, клубов и сообществ на локальном уровне позволяет предпринимателю чувствовать, что происходит, какие запросы у жителей.
Участие в клубах также позволяет экономить время на поиске персонала. Так, нужный сотрудник может оказаться соседом, который ищет работу, но так как отсутствует сообщество дома, то об этом можно и не узнать. Решение проблем приводит к тому, что мы слишком выделяем ближний круг, который становится очень узким. Разогревается рынок резюме. Между тем рядом с нами могут жить люди, которые профессионально либо по компетенциям подходят к работе. Хочу сказать, что у нас очень низкий уровень социальных связей, что приводит к высокому уровню издержек при найме на работу, при поиске персонала, при открытии новых точек.
В идеале, если я хочу что-то открыть в определенном районе, я прихожу в клуб местных предпринимателей или в местную ассоциацию локальных предпринимателей, знакомлюсь с ними и начинаю переговоры. Мол, ребята, а можно ли на вашей территории открыть бизнес? Как вы к этому отнесетесь, кто и как из вас готов в этом участвовать?
Потому что, с этой точки зрения, если рассматривать стратегически развитие города, то я, как предприниматель, привязанный к конкретному городу и ратующий за его развитие, понимаю, что конкуренция такого плана, например выдавливание слабых либо разрушение хрупких, приводит к тому, что теряется платежеспособный спрос.
Теряется локальный бизнес, который чаще всего рождает хтонические инновации, но не может их масштабировать. Поэтому городскому предпринимателю важно, чтобы развивались и локальные предприниматели. Они должны чувствовать поддержку городского бизнеса. Ассоциации же могут принимать инновации от локальных предпринимателей, если сами не могут удовлетворить входящий спрос.
В идеальном мире развитие локального предпринимательства и объединений несет в себе как плюсы, так и минусы. Но в целом предприниматель создает градообразующие рабочие места и является основным налогоплательщиком, то есть развитие предпринимательства является способом появления на конкретной территории коллективной прибыли и успеха.
Что важно знать предпринимателю, который хочет стать частью сообщества? Как минимум ему нужно быть готовым к регулярной практике. Собрания не разовая акция. Это регулярные встречи, для которых нужно иметь определенный навык коммуникации, традиции обмениваться и бытовой информацией, и новостями. Показывать, что ты не бездушная машина, которая только умеет зарабатывать.
Помимо этого, важно уметь участвовать в дискуссиях. Так, в сообществе предприниматели, обсуждая, могут приходить к новым идеям. Например, один ресторатор скажет: «В нашем ресторане сейчас тенденция такова, что приходят люди с ноутбуком. Они вроде покупают кофе, но долго сидят. Хорошо это или плохо?» С одной стороны — тактической, это еще одна его целевая аудитория, с другой — стратегической — видна потребность района в коворкинг-пространстве, и кто-то может зайти с таким бизнесом.
Какие локации могут стать местом для проведения собраний предпринимательских сообществ? Это может быть библиотека, музей и так далее. К слову, возможно, пришла пора переписать концепцию краеведческого музея, сделав его более человекоориентированным. Ведь опыт ныне живущих поколений тоже нужно признавать ценным, полезным для территорий.
В целом для существования территориального объединения не всегда нужен внешний модератор. Нужно небольшое количество предпринимателей, тесные отношения с людьми по месту жительства и хорошие взаимоотношения потенциальных участников, которые, возможно, идут из детства. Это позволит создать высокий уровень доверия и может привести к положительным результатам, отражающимся на городе.
Дарья Коробская