Историческая часть Ростова богата архитектурными памятниками XIX — начала XX веков. Чтобы подчеркнуть атмосферу той эпохи, городские власти во время проведения ежегодного международного фестиваля купечества и народной культуры «В Городском саду» устраивают не только тематические представления, но и усиливают ощущение погружения в прошлое с помощью декоративных элементов — вывесок, выполненных в дореволюционном стиле.
Современные же вывески нередко создают «визуальный шум» на фасадах зданий, особенно неприемлема «кричащее» оформление вывесок на зданиях, признанных объектами культурного наследия. «Деловая газета.Юг» выяснила у архитекторов, градозащитников и ростовской мэрии, кто контролирует установку этих конструкций в городе, почему единые правила не работают в объединенной зоне охраны Ростова-на-Дону и будет ли дизайн-код определять внешний вид вывесок – к чему готовиться бизнесу, расположенному в историческом центре.
На объекте наследия – буквы отдельно
Любые рекламные конструкции могут быть размещены на территории города только при наличии соответствующих разрешений. Вопросами оформления, выдачи и отмены разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, включая вывески, в Ростове-на-Дону занимается Управление наружной рекламы города.
В этом процессе также принимает участие Департамент архитектуры и градостроительства. Типы, виды рекламных и информационных конструкций, их установку и эксплуатацию на территории Ростова, а также требования к их размерам и местам размещения, определяет Положение о рекламных и информационных конструкциях. Нарушение правил может повлечь за собой административную ответственность. В декабре 2023 года в донской столице был утвержден проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия исторической части города. В этой зоне действуют уже совершенно другие правила.
«На данный момент параметры рекламных материалов в историческом центре регулируют регламенты, указанные в проекте объединенной зоны охраны — в первую очередь, и 834-м постановлением администрации города — во вторую. У нас нет проблем с документами, в которых указаны ограничения. Проблемы — с соблюдением уже того, что есть», — отмечает архитектор Александр Ломтев.
«Там, где вывеска размещается на объекте культурного наследия, их согласовывает Комитет по охране ОКН Ростовской области. А там, где здание не носит статус ОКН, размещение информационных конструкций регулирует Управление по наружной рекламе, которое работает совместно с Департаментом архитектуры города», — прокомментировал руководитель ростовского областного отделения «ВООПиИК» Александр Кожин.
По словам специалиста, все новые вывески сейчас обязательно проходят согласование. Интересное нововведение – в вывеске на здании, расположенном в историческом центре, каждая буква должна крепиться отдельно.
«Какого-то большого конфликта, столкновения интересов я здесь не вижу. Так, один предприниматель заказал для своего магазина очень стильную вывеску, но тут пришло новое Положение. Тогда он говорит: «зачем мне новое Положение, когда я все уже сделал по старому документу?». А ему отвечают: «у вас памятник архитектуры», поэтому нужно следовать Положению, за которое отвечает Комитет по охране ОКН». И тогда он пошел к руководителю Комитета, но в результате все-равно ему пришлось все поменять – прежняя вывеска шла единым блоком. И теперь на углу Большой Садовой и Журавлева каждая буковка надписи «Очки» стоит отдельно. Очень красиво, но отдельно», — приводит пример Александр Кожин.
Дизайн-код как новый регулирующий документ
Как рассказали «Деловой газете.Юг» в ростовской мэрии, правила размещения вывесок, дополнительного оборудования фасадов, средств размещения информации, рекламы и элементов благоустройства в ближайшее время будут регулироваться дизайн-кодом Ростова-на-Дону, над разработкой которого работает Региональная корпорация развития.
«Требования к вывескам, оформлению внешних поверхностей зданий и сооружений, включая их объемные и цветовые решения, будут закреплены в дизайн-коде города, который утвердят депутаты Ростовской городской думы. Проект дизайн-кода сначала представят для обсуждения экспертному сообществу, затем пройдут общественные слушания, после чего документ вынесут на окончательное утверждение Думой», — прокомментировали власти.
По мнению же архитектора Александра Ломтева, дизайн-код – это всего лишь модное словосочетание, которое само по себе ничего не изменит, если не поменяется подход к мониторингу по соблюдению уже разработанных норм.
«Я считаю, что вся эта шумиха насчет разработки нового документа с введением нового понятия «дизайн-код» кардинально ничего не изменит. Что же касается описания регламентов в проекте объединенной зоны охраны по итогу — к ним много вопросов, они накладывают ограничения там, где их можно было избежать, а где нужно было позаботиться о четкости трактовки — они предлагают смутные формулировки и вносят правовую неопределенность. Я бы предпочел вносить здравый смысл и корректировки в уже имеющиеся документы и организовывать контроль за соблюдением существующих норм», — подчеркнул архитектор.
Нет в законе понятия – ценность не определена
В настоящее время законодательно не определено понятие «советская вывеска», что затрудняет установление порядка определения их исторической ценности.Сегодня никакая из структур города не специализируется на сохранении и ремонте вывесок. Разве что градозащитники во время проведения своих акций обращают внимание общественности к судьбе этого «предпринимательского наследия» города.
Как отмечает реставратор Меружан Арутюнян, закон о рекламе не позволяет старинным предметам рекламы и информирования находиться на зданиях. Получить разрешение на размещение таких конструкций непросто. Именно поэтому спасенная вывеска советской эпохи хранится в мастерской художника, ожидая своего мецената.