фото: prostooleh / freepik.com

Профилактика конфликтов в коллективе: как избежать ссор среди коллег

Врач психиатр клиники Docbrain Елена Павленко рассказала «Деловой газете.Юг», как понимание причин и последствий конфликтов поможет создать благоприятные отношения в коллективе

Конфликт представляет собой особый тип взаимодействия между людьми, чьи интересы, цели или ценности противоречат друг другу. О том, какие виды конфликтов существуют, как их решать и предупреждать, «Деловой газете.Юг» рассказала врач психиатр клиники Docbrain, судебно-психиатрический эксперт высшей категории, заслуженный работник здравоохранения Кубани, член Российского общества психиатров Елена Павленко.

Эксперт выделила основные виды конфликтов в коллективе:

Межличностный — разногласия возникают между отдельными членами коллектива.

Личность и группа — конфликт между конкретным сотрудником и остальной частью команды.

Межгрупповой — противостояние между различными группами внутри организации.

Основные психологические причины конфликтов обычно обусловлены различиями в целях участников, внутренними психологическими противоречиями, манипуляциями и давлением со стороны отдельных лиц, намеренным искажением информации, а также столкновениями интересов и другими факторами.

Фото: freepik / freepik.com

Процесс развития конфликта состоит из четырех стадий:

– Стадия возникновения конфликтной ситуации;

– Стадия возникновения повода для столкновения;

– Стадия кризиса в отношениях;

– Стадия завершения конфликта.

Существуют две формы конфликта: открытая и скрытая. При скрытой форме внешне могут сохраняться нормальные отношения, однако завершение такого конфликта часто бывает непредсказуемым и неоднозначным.

«Надо учитывать, что при скрытой форме конфликта выход из конфликта одной из сторон часто приобретает затяжной характер, что способствует появлению множества отрицательных последствий – порождению новых конфликтных ситуаций, может возникнуть некий «замкнутый круг», – объяснила Елена Павленко.

Фото: freepik / freepik.com

Последствия конфликтов в коллективе

Последствия любого конфликта могут быть как негативные, так и позитивные.

В числе негативных последствий эксперт назвала ухудшение взаимоотношений в коллективе, снижение уровня сотрудничества между сторонами конфликта, недоверие среди сотрудников, попытки перетянуть внимание и ресурсы на себя, а также повышение уровня стресса и напряжения в команде.

Из позитивных последствий врач выделила возникновение стимула для решения рабочих моментов, объединение сотрудников для продуманного, совместного решения вопросов, понимание и осознание сторонами невыгодность углубления и усугубления конфликта, формирование здоровой моральной обстановки в коллективе.

«Не стоит забывать о том, что реальное соотношение дисфункциональных и функциональных последствий конфликта напрямую зависит от множества разных факторов: от мотивов, причин, порождающих конфликтную ситуацию, от умения руководителя предприятия управлять конфликтами и конфликтующими сторонами», – дополнила Елена Павленко.

Фото: Racool_studio / freepik.com

Методы управления конфликтами

Существует несколько методов управления конфликтами:

— Межличностные методы. Эти методы включают разработку сторонами конфликта приемлемых форм и стилей поведения, направленных на снижение негативного воздействия.

— Внутриличностные методы. Здесь акцент делается на умении правильно выражать собственное мнение и контролировать собственные эмоции.

— Структурные методы. Применяются при организационных конфликтах. Включают уточнение должностных обязанностей, координацию рабочего процесса, постановку четких целей и задач, а также системы мотивации сотрудников.

— Переговоры. Направлены на разрешение споров через поиск компромиссных решений.

— Ответные агрессивные действия. Это крайняя мера, которая включает применение силы, вплоть до физического воздействия, но используется только в исключительных случаях.

«Конфликт – это нарушение связей между людьми. А управление конфликтом – возможность не только разрешить проблемы и противоречия, а и возможность объединения и сплочения людей», – сказала Елена Павленко.

Фото: freepik / freepik.com

Конфликт в коллективе: как воздействовать

Эксперт рассказала об алгоритме воздействия, который позволяет более конструктивно и рационально решать противоречия между сотрудниками.

1. Признать существование конфликтной ситуации;

2. Определить возможность переговоров;

3. Согласовать процедуру переговоров. Необходимо отрегулировать все процедурные моменты ведения переговоров для совместного обсуждения проблемной ситуации;

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

5. Разработать варианты решений.

6. Найти оптимальный для обеих сторон вариант решения проблемы.

7. Выполнение конфликтующими сторонами совместных договоренностей.

В числе ошибок при управлении конфликтом эксперт назвала «замораживание» спорной ситуации.

Елена Павленко объяснила, что это может дать положительный эффект, но конфликт может возобновиться в любой момент.

Также результата, скорее всего, не будет, если неверно определены предмет конфликта и люди, которые попали в ситуацию. Если нет надлежащего психологического сопровождения оппонентов конфликта, решение проблемы может затянуться на долгое время.

Фото: freepik / freepik.com

Кроме того, добавила врач, если не остановить или хотя бы не локализовать спор, то может произойти расширение его зоны и вовлечение новых участников.

Как избежать конфликтов в коллективе

Для того чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций, эксперт советует соблюдать простые правила:

– Важно относиться ко всем сотрудникам одинаково и не выбирать любимчиков, выделяя их среди других участников коллектива. Члены коллектива, говорит Елена Павленко, чувствуют, если есть перекосы в отношениях начальства к сотрудникам.

– Старайтесь всегда пресекать спор и избегать скандалов. Не провоцируйте начало конфликта, не затевайте ссоры, не распускайте сплетни.

– Не пытайтесь урегулировать чужой конфликт, если он касается личных вопросов, а не рабочих;

– Уважительно относитесь ко всем своим коллегам

– Будьте уверенными в себе и своих действиях, не поддавайтесь на провокации.

Подводя итог, эксперт рассказала, что причин для конфликтных ситуаций существует довольно много. Важно не отпускать ситуацию на самотек и соблюдать вышеперечисленные правила и рекомендации.

Диана Клейн

Читайте нас в социальных сетях