фото: Drazen Zigic / freepik.com

Газпромбанк: «Надо повышать финансовую грамотность и не давать мошенникам шансов»

О том, как не стать жертвой мошенников и не лишиться собственных накоплений, рассказывают наши гости из Газпромбанка исполнительный Вице-Президент — управляющий по Южному региону Сергей Селютин и заместитель начальника Департамента защиты информации Алексей Плешков.

— Добрый день. Тема нашей беседы актуальна… Добавлю: к сожалению.

А. П.: Добрый день. Соглашусь: к сожалению. Сегодня сложно найти человека, который активно пользуется банковскими продуктами и услугами и при этом в той или иной степени не сталкивался с мошенниками в области финансов. Хорошо, что большая часть попыток обмануть потенциальную жертву заканчивается для мошенников неудачно.

— Какой процент попыток мошенников обмануть клиента заканчивается успешно для преступников?

А. П.: Процент небольшой. Конверсия у мошенников ранее была минимальной: успех наступал в менее чем 1% попыток обмана. Однако тенденция в настоящее время такова, что мошенники переходят от количества к качеству: в абсолютных цифрах количество попыток совершения мошенничества снижается, но эффективность работы мошенников растет в плане достижения успеха и увеличения доходов от попыток обмануть своих жертв. К примеру, в 2023 году двое из трех пострадавших от мошенничества теряли не более 20 тыс. рублей. Тем не менее порядка 4% жертв мошенничества сообщили от том, что в результате обмана потеряли более 1 млн рублей.

— И все же создается впечатление, что люди стали осторожнее и финансово грамотнее.

А. П.: Да, это так. Без ложной скромности скажу, что в этом есть и заслуга банковского сообщества. При высоком уровне конкуренции среди банков буквально за каждого клиента в вопросе противодействия мошенникам мы едины и заинтересованы в финансово грамотных клиентах. На примере Газпромбанка скажу, что мы принимаем целый комплекс эффективных мер, направленных против мошеннических схем. К этим мерам, помимо постоянного совершенствования сложных технических систем антифрода и непрерывного мониторинга подозрительных операций, можно отнести наши программы повышения осведомленности работников и клиентов банка в вопросах выявления попыток мошенничества и эффективного противодействия кибермошенникам. Газпромбанк выбирает такие пути донесения информации клиентам, как СМС-рассылки, уведомления в мобильном приложении, ведение блогов на сайте Газпромбанка и публикация предупреждений в телеграм-каналах, где мы на примерах демонстрируем безопасные сценарии поведения в ситуациях с мошенниками.

— Южный регион имеет какие-то особенности в части применения мошеннических схем?

С. С.: Если только учесть тот факт, что летом в нашем регионе много гостей. В период отпуска в атмосфере праздника человек тратит деньги, совершает переводы, иногда забывает о безопасности. Звонок мошенника в такой ситуации заставляет переживать и паниковать: человек вдали от дома, кроме того, рискует остаться без средств… В остальном схемы те же, что и на территории других регионов.

— Заставить потенциальную жертву нервничать и совершать необдуманные поступки — один из приемов мошенников.

А. П.: На этом основаны базовые методы социальной инженерии. Чаще всего мошенники сначала пугают своих жертв, помещая их в неожиданный контекст фразами по телефону в стиле «Вас привлекут к ответственности за финансирование терроризма и предательство», или «Ваших родственников посадят в тюрьму, если вы…», или «Ваши счета заблокируют, а имущество арестуют по суду, потому что вы…», или «Ваша жизнь под угрозой, за вами уже выехали агенты иностранных спецслужб, надо спешить». Все подобные фразы имеют единственную цель — испугать жертву, выбить опору у нее из-под ног, нащупать слабое место и продолжить психологическое давление в это место. Как только жертва дает слабину, телефонные мошенники тут же переходят к этапу закрепления и предлагают «руку помощи», принятие которой неизбежно приведет жертву к потере денежных средств или еще более значимым последствиям.

С. С.: Хочу добавить, что сотрудникам наших офисов не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда нужно стать на какое-то время настоящим психологом и по эмоциональному состоянию клиента сделать вывод, что мошенники применяют метод социальной инженерии и уже почти добились своего. Жертва мошенничества начинает опустошать свои счета, брать кредиты, чтобы перевести все деньги на «безопасные» счета, как их любят называть мошенники.

— Такая проницательность специалистов банка — ценное качество при работе с людьми.

С. С.: Не только проницательность, но еще и настойчивость и желание помочь. Ведь жертвы обмана не всегда готовы воспринимать правду и предостережения от банковских сотрудников. Их соответствующим образом готовят мошенники, они очень убедительно пугают жертву, запутывают, вынуждают к быстрым действиям, чтобы никто не помешал, а сама жертва не успела опомниться и проанализировать беседу. Поэтому очень важно сразу усомниться в том, что звонок из банка, правоохранительных органов, от портала «Госуслуги», и повесить трубку.

— Кстати, преступники тоже учатся, наверняка изучают опыт банков в борьбе с ними. Поэтому меняют схемы. Как часто это происходит?

А. П.: Довольно часто. К примеру, если они видят, что все меньше людей попадается на их уловки. Преступники изучают новостной фон, используют сезонный интерес к той или иной услуге, слухи и фейки. И тот факт, что банки часто предупреждают, что, к примеру, сотрудники Центрального Банка не звонят физическим лицам, заставляет мошенников создавать новые схемы. И они начинают представляться специалистами мобильного оператора, правоохранительных органов, даже пенсионных фондов и поликлиник.

С. С.: Звонки из поликлиники или пенсионного фонда часто выводят из равновесия пожилых людей, они начинают паниковать и выполнять все «советы» преступников. Поэтому важно провести дома соответствующую беседу с пожилыми членами семьи. Но надо помнить, что практически каждый человек уязвим и может поверить в ту или иную схему мошенников. Нам приходилось видеть и довольно молодых людей, которые стали жертвами обмана и лишились некоторой суммы. Излишняя самонадеянность далеко не всегда идет на пользу.

— Получается, что жертвой мошенника может стать каждый, если мошенник подберет правильный ключик?

А. П.: Скажем так: методы социальной инженерии бывают очень эффективны в руках преступников. И существуют действительно массовые схемы обмана, а бывают и такие, которые рассчитаны на небольшую группу людей или даже на одного конкретного человека.

— Однако есть универсальные советы, которые помогут не стать жертвой мошенников?

А. П.: Конечно. Придерживайтесь простых рекомендаций, и ваши денежные средства всегда будут в безопасности, а самочувствие — в спокойном состоянии, несмотря ни на какие звонки или обращения неизвестных вам людей.

Старайтесь не обсуждать в телефонном разговоре финансовые вопросы с неизвестными вам оппонентами вне зависимости от причин или характера звонка. Помните, что эти данные — это ваша личная чувствительная информация, в том числе персональные данные и банковские реквизиты, они должны быть известны только вам.

При первом подозрении на попытку совершения в отношении вас мошеннических действий по телефону немедленно прекращайте разговор — инициативно кладите трубку. Если разговор важный и нужный, вы сможете его продолжить, самостоятельно позвонив в ваш банк.

Помните, что сотрудники правоохранительных или государственных органов не звонят с мобильных номеров или через мессенджеры гражданам РФ по рабочим вопросам, особенно тем, которые ничего противоправного никогда не делали; работники правоохранительных органов присылают бумажные повестки или приходят к вам по адресу проживания лично.

Помните, что работники банка никогда не спрашивают у вас секретную информацию и не требуют подтверждения вашей личности по СМС в телефонном разговоре, — они прекрасно знают из внутренних систем, кому звонят, и продолжат разговор с вами в случае его обрыва по техническим причинам.

Ни в коем случае никому не сообщайте по телефону ничего из следующих чувствительных данных:

  • номер договора, банковского счета или реквизиты вашей банковской карты;
  • CVV-код (три цифры на обороте банковской карты);
  • логин и пароль для входа в мобильный и интернет-банк;
  • содержание одноразовых СМС-кодов.

А лучше всего сбросьте звонок и позвоните в свой банк по телефону, указанному на обороте банковской карты или на сайте вашего банка, чтобы уточнить, кто и для чего вам звонил. Если это действительно важно, предыдущий прерванный звонок найдут, продолжат и донесут до вас всю необходимую информацию — современные банковские технологии это позволяют.

С. С.: Я бы еще добавил, что в офисе банка всегда можно уточнить непонятные моменты, обсудить со специалистами. Ну или хотя бы можно поделиться информацией с близкими людьми, посоветоваться. И не принимать поспешных решений под влиянием мошенников. Это важно.

Читайте нас в социальных сетях