фото предоставлено Владимиром Саськовым

Владимир Саськов: «Мы не заметим налоговых изменений»

Государственная Дума приняла поправки к Налоговому кодексу РФ (НК РФ), которые вступят в силу в 2025 году. Изменения коснутся налона еа доходы физических лиц (НДФЛ), налогов на прибыль предпринимателей, систем налогообложения и др. Директор Ассоциации налоговых консультантов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов рассказал, отразится ли введение налога на добавленную стоимость (НДС) для компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН) на уровне инфляции, стоит ли воспользоваться возможностью получения амнистии за дробление бизнеса и какой новый налоговый режим поможет МСП законно не платить страховые взносы с зарплат работников.

— Тема, интересующая не только бизнес, но и физлиц, — прогрессивная шкала НДФЛ. Для чего, на ваш взгляд, нужно было введение прогрессивной шкалы? Стоит ли работникам переживать за размер своей зарплаты после данного нововведения?

— Ключевая цель, которую обозначил президент, — это налоговая справедливость. То есть люди с более высоким доходом должны платить чуть больше в бюджет, чем люди с низким доходом, по той простой причине, что деньги, которые будут дополнительно поступать в бюджет, направят на решение социальных задач. Сильный помогает слабому — таков закон общества. Собственно, в этом и суть данных нововведений: чтобы более обеспеченные люди поделились частью своих доходов для решения социальных задач.

Более того, мы ничего не изобретаем. Прогрессивная шкала действует практически во всех странах мира. На Западе это вообще устоявшаяся практика, и там прогрессивные ставки по НДФЛ очень высокие. У нас очень лояльные.

Беспокоиться ли работникам? Смотрите. Порог, с которого начинается прогрессия, — это 2,4 млн рублей дохода в год. По оценке Минфина, прогрессия затронет порядка 3% работающих граждан. Это достаточно высокооплачиваемые сотрудники, основной массы людей, более 90–97%, это вообще никак не коснется. Беспокоиться в этой связи совсем не стоит. По крайней мере, при текущем уровне доходов. Если резко будут расти зарплаты, то потом когда-нибудь, может, и можно будет побеспокоиться.

— В марте 2025 года вступят в силу изменения в ФЗ «О защите конкуренции», касающиеся самозанятых. Теперь плательщиков налога на профессиональный доход начнут рассматривать как полноправных субъектов конкурентных отношений, и на них станут распространяться все требования и ограничения антимонопольного законодательства. Как, на ваш взгляд, это отразится непосредственно на деятельности самозанятых? Будут ли у них новые преимущества, или, напротив, лишь станет больше ограничений?

— По большому счету, на самозанятых это не очень отразится. Ведь виды деятельности, которыми они занимаются, специфичны. Это, по сути, «кустарное» производство, оказание личностных маленьких услуг. Здесь тоже есть ограничения по годовому доходу — 2,4 млн рублей. Это настолько микробизнес, что никаких особых проблем с конкуренцией у них не должно возникать в связи с нововведениями. Просто идет уравнивание правил игры, упорядочение и не более того.
Может быть, для них расширят инструменты поддержки. Но посмотрим, как оно будет реализовываться на практике.

— Со следующего года некоторые компании и ИП на УСН обяжут уплачивать НДС. На кого, на ваш взгляд, лягут данные затраты?

— Да, со следующего года вводится система уплаты НДС для бизнеса на УСН. Если раньше компании на УСН полностью освобождались от НДС, то со следующего года они становятся плательщиками данного налога — при условии, если у них годовая выручка превышает 60 млн рублей. Причем при превышении 60 млн рублей НДС будет составлять 5%, если больше 250 млн рублей — 7%. А если более 450 млн рублей, то они переходят на общую систему налогообложения и платят обычную ставку по НДС.

По поводу затрат: НДС — это косвенный налог, его в любом случае перекладывают на конечного потребителя. Соответственно, компаниям этот НДС будет компенсировать тот, кто приобретает у них товары или услуги, и бизнес будет перечислять эти деньги в бюджет.

— То есть можно предположить, что продукция малых и средних предприятий, которые работают по УСН, подорожает на 5–7%?

— В идеале, по канонам математики, так оно и было бы. Но здесь смотрите, какой нюанс. Количество плательщиков УСН, у которых доходы более 60 млн рублей, — не более 3–5%, по оценкам Минфина и ФНС. То есть опять-таки львиная доля малого и среднего предпринимательства находится в нише дохода до 60 млн рублей, и они, соответственно, НДС платить не будут. А значит, подавляющее большинство потребителей их услуг, то есть нас, граждан, вообще не столкнется никак с изменением цен из-за НДС. В глобальном масштабе это не повлияет на серьезные инфляционные процессы.

— Помимо этого, в 2025 году для МСП изменится порядок начисления страховых взносов по льготной ставке в 15%. Так, доля зарплаты, с которой будут начислять взносы по стандартной ставке, вырастет. Как это отразится на малом бизнесе и его работниках?

— Если начинать с начала, то в период пандемии малое и среднее предпринимательство платило страховые взносы ровно так же, как и крупный бизнес. То есть 30%. В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства правительством было принято экстраординарное решение — потому что это существенные выпадающие доходы для пенсионного и прочих фондов — установить ставку 15% с доходов, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Поэтому МРОТ облагается по ставке 30%, а все, что выше, стало облагаться по ставке 15%.
Сейчас фактически остается та же льгота, но теперь будет считаться 30% не с одного МРОТ, а с полутора МРОТ. А свыше опять-таки остается 15%. Поэтому здесь говорить о том, что это сильно надавит на бизнес, нельзя. Да, повышается налоговая нагрузка, но не столь значительно, как, представьте себе, если бы полностью отменили эту льготу.

— Одна из самых обсуждаемых тем в НК РФ — амнистия для участников схем дробления бизнеса. На ваш взгляд, многие ли недобросовестные налогоплательщики воспользуются данным правом и почему? Почему в целом государству удобно было ввести данную поправку на 2025–2026 годы?

— Почему удобно? Очень много налогоплательщиков злоупотребляют правом, по-другому не скажешь. Дробят бизнес на кучу разных лиц, чтобы оставаться в льготном режиме налогообложения. За каждым не набегаешься, и государство решило найти компромисс. Он заключается в следующем: человеку дают возможность «обелиться». Ему говорят: «Выходи из этой схемы, тебя за это не будут жестко преследовать, и работай себе спокойно дальше». При этом — я напомню, о чем мы говорили раньше, — порог по УСН поднимается до 450 млн рублей. Для многих становится более чем комфортно «обелиться» и дальше вести бизнес по УСН.

Но если налоговый контроль выявит дробление, то, помимо налогов, поступят пени, штрафы и даже возможна уголовная ответственность. Можно посмотреть на примере блогеров. Это удобно государству — дать возможность «обелиться» без риска уголовного или тяжелого финансового преследования. Потому что многие загнали себя в угол, зашли в эту схему дробления, так по ней и плывут. Государство предложило механизм. Выходите, заплатите налоги, какие положено, и работайте спокойно дальше в «белом» секторе. Это также экономит для государства ресурсы на проведении контрольных мероприятий.

Что касается того, кто захочет воспользоваться амнистией, — это надо смотреть на практике. Тот, кто обладает инстинктом самосохранения, безусловно, воспользуется этой налоговой амнистией. У кого до сих пор в голове каша и непонимание, куда двигается система налогового администрирования, те попытаются сохранить свой «черный» или «серый» режим работы.

Но это все временно. Почему? Потому что налоговые органы на сегодня обладают колоссальными информационными ресурсами и возможностью отслеживать достаточно большое количество информационных потоков, чтобы выявить и «дробленцев», и конечных налоговых выгодоприобретателей и прийти уже с налоговой проверкой со всеми неприятными последствиями. А это штрафы, пени и, возможно, уголовное преследование.

— Вы упомянули о том, что сейчас налоговая обладает достаточно большой информационной базой, автоматизированной даже в какой-то степени. И вот с 1 января 2025 года введут во всех регионах страны режим автоУСН. Для кого он будет удобен и почему? Каким компаниям он подойдет?

— АвтоУСН предполагает другие ставки. Классические ставки на УСН — 6%. Это если налоговая база считается по доходам. А если «доходы минус расходы», то 15%. АвтоУСН предполагает ставки не 6%, а 8%, не 15%, а 20%, но, повышая ставки, бизнесмен полностью отказывается от страховых взносов, а страховые взносы — это достаточно существенная статья налоговых расходов. Плюс не надо сдавать никакую отчетность в налоговые органы, они сами видят все доходы и расходы и способны посчитать за бизнес налоговые обязательства.

Для кого это удобно? Для тех, у кого очень высокий фонд оплаты труда. Там, где платят большие страховые взносы, выгоднее будет перейти на автоУСН, чтобы отказаться от их уплаты в пользу повышенной ставки по УСН.

Плюс это фактически снимает вопросы налогового контроля. Почему? Потому что здесь все рассчитывается налоговыми органами. По сути, они тотально контролируют все финансовые потоки. Бизнес абсолютно понятный, прозрачный, и вопросов не возникает. То есть снимается риск налоговых проверок, снимается фискальная нагрузка по страховым взносам, снимается бюрократия по отчетности. И за это я просто плачу по повышенной ставке. Тут надо считать, выгодна эта ставка или нет.

— С 2025 года субъекты смогут вводить туристический налог. В частности, некоторые города Кубани решили заменить им курортный сбор. В чем принципиальная разница между этими двумя видами платежей и для чего, на ваш взгляд, был предусмотрен такой налог, когда существует курортный сбор? Обязаны ли власти тратить турналог на развитие туристической инфраструктуры?

— Если глобально брать курортный сбор, то он был экспериментом. Правительство сочло, что эксперимент достаточно удачный, и дало возможность регионам вводить туристический налог.
В городах Краснодарского края, из-за того что действовал курортный сбор, по сути, ничего не изменится. Просто теперь отдыхающие будут платить не курортный сбор, а туристический налог. Но во многих регионах, притягательных для туристов, не было курортного сбора. И теперь государство говорит: «Если у вас есть туристы, если вы хотите развивать свою туристическую инфраструктуру, вот вам возможность. Вот вам налог, который введен уже именно как налог со всеми вытекающими». Имеются в виду налоговая база и все элементы налогообложения. Это другой уровень управляемости, другой уровень планирования и организации.

Что касается того, куда его будут направлять, — это в любом случае всегда на совести региональных и местных органов власти. Если они захотят использовать его на развитие туристической инфраструктуры, например на набережные, дороги и парки, то они и будут стремиться вкладывать деньги в эти направления для повышения привлекательности и увеличения туристического потока.

Если органы власти будут относиться безалаберно к использованию этих средств и потратят их на другие цели, не вложив в инфраструктуру, то они просто потеряют туристический поток. Они потеряют потенциальных плательщиков этого налога, то есть туристов.

— Еще одно нововведение — предоставление торговых мест на рынках только при наличии контрольно-кассовой техники. На ваш взгляд, поможет ли это «обелению» рынков?

— Будет ли это благо? Безусловно. У нас на сегодня, как бы то ни было, достаточно высокая доля расходов идет «вчерную». Мы же все сталкиваемся с тем, что, когда приходим на рынок, нас просят заплатить наличными или переводом на карту. Нововведения же позволят увеличить контроль за товарооборотом, за выручкой предпринимателей, и с них будут справедливо взимать налоги. Естественно, это будет пополнять региональные бюджеты. Это абсолютно правильная мера.

— Если обобщать все налоговые нововведения, то как бы вы их охарактеризовали? Стоит ли переживать предпринимателям и обычным людям из-за поправок? Как это в принципе отразится на экономике?

— Во-первых, переживать вообще никогда не надо. Жизнь у нас одна. Во-вторых, те, на кого эти нововведения могут оказать относительно негативное воздействие, — это люди и бизнес, которые уж точно не просто выживают. Это может оказать влияние на устоявшийся бизнес, который вполне способен адаптироваться к налоговым изменениям.

Государство же получает дополнительные источники финансирования экономических и социальных проектов, в том числе для введения новых мер поддержки. Например, скоро будет действовать новый вычет для семей. И дальше государство, несмотря на рост расходов из-за различных факторов, сдерживающих доходы бюджета, будет сохранять социальные программы, развивать нацпроекты. А нацпроекты — это и рабочие места, и развитие регионов.

Что касается граждан, здесь очень много спекулянтов в средствах массовой информации, которые на любое налоговое действие начинают поднимать волну. Мол, все, мы сейчас все будем платить много и дорого, и государство нас обдирает. Элементарные расчеты показывают, что налоговые нововведения не окажут на тот же ценовой рост сколь-нибудь значимого влияния по той простой причине, что во всех секторах, которые будут затрагиваться, эти налоговые изменения вторичны.

Вот пример: гораздо в большей степени негативное влияние на цены, например, на автомобили окажет новый утильсбор. Он — да, окажет негативное влияние на иномарки. Отечественные производители будут подтягивать цены. А изменения в НДС — это малая категория, прогрессивная шкала НДФЛ — малая категория.

Поэтому здесь надо просто спокойно, не ведясь на провокации и людей, которые психологически заточены на негатив, жить и работать. Мы не заметим этих налоговых изменений.

Но заметят их в первую очередь те, кто живет за счет схем, за счет агрессивного обмана бюджета, уклонения от уплаты налогов. Они на себе должны будут почувствовать всю волну новых изменений. Все должны работать в равных условиях. Выживает тот, кто более предприимчив, талантлив, деятелен и, в конце концов, трудолюбив.

Беседовала Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях