Руководитель центра знаний «Машук» Антон Сериков рассказал, как программы наставничества могут применяться для развития предпринимательства, чем отличается «русский менеджмент» и для чего в России формируют библиотеку наставнических практик.
— В начале года президент России Владимир Путин дал целый ряд поручений по развитию наставничества. Среди них разработка концепции развития наставничества до 2030 года, проведение конкурса «Наставник года» и другие. Почему, на ваш взгляд, именно сейчас наставничеству уделяется столько внимания даже на самом высоком уровне?
— Наставничество представляет собой не только инструмент профессионального роста. Это еще и возможность оказать поддержку самым разным социальным группам. Существуют программы наставничества для трудных подростков, участников предметных олимпиад. В предпринимательской деятельности наставничество на вес золота. Опытный бизнесмен может предупредить начинающего о возможных ошибках. Через наставника можно познакомиться с потенциальными инвесторами, партнерами и клиентами, что значительно расширяет горизонты и ускоряет рост нового дела.
Наставничество как технология и форма взаимодействия позволяет установить связь между старшим поколением и молодежью. Жизненные навыки в вопросах построения семьи, воспитания детей часто передаются нам от старших родственников или других значимых фигур. И это тоже наставничество.
— Согласны ли вы с тезисом, что наставником может быть каждый?
— Думаю, что потенциально каждый человек может стать наставником, но для этого нужно пройти определенный жизненный путь. Необходимо овладеть профессией, успешно завершить проект или пережить опыт, которым действительно стоит поделиться с другими.
Первое, что требуется от наставника, — это глубокое понимание и владение конкретной областью деятельности. Второе — наличие педагогических и наставнических качеств. К таким качествам относятся эмпатия, искреннее желание делиться знаниями, готовность тратить время на ученика. Часто говорят, что наставничество должно быть «по любви». Действительно, так и есть, невозможно принудительно передавать знания.
Также отмечу, что принцип, заложенный в клятве Гиппократа, — «не навреди» — актуален и в наставничестве. Когда достигаешь границ своего профессионализма и осознаешь, что следующий шаг лежит вне твоей компетенции, важно вовремя остановиться.
— Можно ли рассматривать наставничество как стиль управления?
— Когда мы начали глубже изучать наставничество, оказалось, что оно может стать полноценным стилем управления. Сейчас у нас даже разработаны специальные курсы для руководителей, где мы обучаем их использовать инструменты наставничества в работе с подчиненными. В шутку мы называем это «русским стилем управления», или «русским менеджментом». Уже давно ведутся разговоры о национальном подходе к менеджменту, и наш подход действительно отличается: это управление с душой.
Он подразумевает, что руководитель подходит к управлению не только как к координации шестеренок в механизме. Важно видеть в каждом человеке индивидуальность и учитывать его потребности, поддерживая не только профессиональный, но и личностный рост.
Этот наставнический стиль управления требует значительных временных затрат. Однако если изначально посвятить время и внимание сотруднику, впоследствии будет намного проще делегировать ему более сложные задачи. Когда вы совместно с подчиненным проходите через определенные этапы его профессионального пути, вам становится гораздо легче доверить ему важные функции. Это одно из несомненных преимуществ такого подхода.
— Центр «Машук» работает над созданием первой в России базы лучших практик наставничества. Как именно будут отбираться эти лучшие практики?
— Эти практики мы собираем совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей», нашим давним другом и партнером. Совсем скоро состоится заседание коллегии, на котором подведут итоги конкурса «Наставник России». На протяжении последних шести месяцев специалисты из различных областей — образования, профессионального становления и других сфер — имели возможность представить свои практики наставничества. Некоторые рассказывали о собственном опыте в роли наставников, другие представляли описания конкретных методик и подходов. Это могли быть примеры наставничества в школах, на промышленных предприятиях или в любых других контекстах. Все эти материалы сейчас внимательно изучает жюри. Наша задача — отобрать лучшие из них для включения в общую библиотеку успешных практик наставничества.
Зачем нужна эта библиотека? Чтобы любой заинтересованный человек мог обратиться к ней и найти полезную для себя информацию. Например, вас интересует наставничество в подготовке к патриотическим мероприятиям или в создании экологических проектов. Вы сможете узнать, как правильно организовать работу с детьми, с чего начать, как поддержать экологическое сознание через наставничество. Затем вы сможете попробовать применить полученные знания на практике, реализуя подобные проекты у себя.
— По вашим наблюдениям, в каких сферах сегодня появляется больше всего наставников и почему?
— Традиционно наставников много в сфере образования. Образование и наставничество тесно взаимосвязаны: качественное обучение невозможно без грамотного наставника. На производственных предприятиях также немало наставников среди опытных специалистов. Судя по количеству запросов, интерес вызывает наставничество в сфере предпринимательства. Мы уже провели несколько мероприятий в этом направлении и заметили, что молодые люди, обладающие предпринимательской жилкой и стремящиеся попробовать себя в бизнесе, активно ищут наставников. Мы понимаем, что невозможно заставить опытного бизнесмена тратить свое время на наставничество против воли. Это требует значительных усилий и ресурсов. Поэтому наша задача — убедить и мотивировать крупных предпринимателей поделиться своим опытом, показав им, насколько ценной может быть их поддержка для начинающих бизнесменов.
— Совет Федерации одобрил закон о доплате за труд работников, которые выступают наставниками для коллег, нормы вступят в силу 1 марта 2025 года. Как, на ваш взгляд, принятие этого закона скажется на эффективности наставнической деятельности и, как следствие, решении проблемы дефицита квалифицированных кадров?
— Наставничество — один из инструментов повышения квалификации. Важно, чтобы эта работа действительно оплачивалась, в этом случае результативность будет значительно выше. Однако мы в центре «Машук» подчеркиваем, что наставничество не сводится исключительно к материальному стимулированию.
Как в советские времена, когда система наставничества была хорошо налажена, так и в современной России наставническая деятельность должна основываться на заинтересованности и желании делиться опытом.
— Какие еще нововведения на законодательном уровне были бы полезны в контексте наставничества?
— Пока еще преждевременно говорить о разработке полноценного законопроекта, но важно обозначить два момента. Прежде всего, стоит задуматься о создании кодекса наставнической деятельности, включающего принципы, аналогичные принципу «не навреди». Это важно сделать. Если мы планируем внедрять наставничество в широкие массы, нужно четко определить, как будет регламентироваться эта деятельность.
Второе важное направление — интеграции наставника в процессы воспитания. У нас есть разные концепции воспитательной деятельности, есть закон об образовании, где воспитание описывается как отдельный вид деятельности. Нам нужно закрепить статус наставника в этих законодательных актах.