Мама двоих дочерей и известный ростовский мозаичист по совместительству Марина Яблонская, восстановившая мозаику на скульптурной композиции «Рыбка и волна» и работающая сейчас над восстановлением мозаичного панно с ресторана «Балканы», вышла в финал федерального конкурса «Мама-предприниматель». На конкурсе Марина представляет свой новый проект – открытие смальтоварни — производства цветного стекла, используемого для создания мозаики.
Мозаичист поделилась с «Деловой газетой.Юг» планами по создании собственной мастерской, объяснила, какое значение для ее становления как профессионала имело художественное образование, а также почему сегодня наблюдается тренд на возобновление интереса к мозаикам и насколько сегодня в Ростове-на-Дону прибыльна профессия мозаичиста – можно ли зарабатывать, специализируясь только на создании мозаичных панно.
Основы композиции и цветоведения – в училище
По образованию Марина Яблонская – художник-живописец, окончила знаменитое училищем им. М.Б.Грекова. Но на пятом курсе училища она уже работала мозаичистом на производстве, где ее и научили всем «хитростям» профессии.
Марина Яблонская, мозаичист, художник-живописец
«Самое основное — это не техники выкладки, а именно художественное образование, которое дает главное понимание композиции, понимание взаимокомбинирующихся цветовых соотношений. Это все дает обучение в институте или в колледже. Только моими красками является цветное стекло. Вот и вся разница».
По словам мозаичиста, невозможно разрабатывать композицию, не зная ее основные закономерности, не понимая, как дополняется цвет, не зная, что такое визуальный центр, и не будучи в курсе, как работают все основные законы построения цветоведения.
Возрождение интереса к мозаике
По словам Марины Яблонской, сейчас интерес к мозаике в России снова возрождается – как это было когда-то в Советском Союзе.
«Сейчас наблюдает тренд по сохранению объектов культурного наследия. У нас было очень много советского монументального искусства, которое включало мозаику. Поэтому сейчас очень много заказов по Ростовской области и по Краснодарскому краю, в ЛНР и ДНР. Это мои основные направления, с которыми я взаимодействую по созданию новых мозаичных произведений», — рассказывает мозаичист.
В настоящий момент самым масштабным реализованным Мариной, в то же время и самым волнительным для нее проектом являются две восстановленные мозаичные ниши в городе Мелитополь. По словам мастера, эти ниши высокохудожественные с точки зрения композиции и сдержанные по палитре. Для работы с ними пришлось долго копаться с архивными материалами, чтобы перенести «портретное сходство» в стекло.
«Как реставратор я восстанавливала три больших керамических панно на территории бывшего аэропорта Ростова-на-Дону. Это была очень трудоемкая, кропотливая работа», — вспоминает Марина.
В течение полугода Марина проходила стажировку и работала над созданием бюста Иоанна Каподистирия. Одним словом, отмечает мастер, художественных проектов было очень много. Поступают Марине и коммерческие частные заказы – мозаика для бассейнов, хамамов.
«Рыбка», «Лиры» и «Балканы»
Особого слова в послужном списке Марины заслуживают проекты по восстановлению мозаичных скульптур и панно в Ростове-на-Дону вместе с общественным объединением «Том Сойер Фест».
Многие ростовчане о Марине Яблонской как специалисте по восстановлению мозаики как узнали по время реставрации любимой горожанами скульптурной композиции «Рыбка и волна» и фонтана «Лиры» на Пушкинской улице. Сейчас Марина руководит процессом реставрации масштабного мозаичного панно с бывшего ресторана «Балканы».
Фото: предоставлено Мариной Яблонской и Дарьей Максимович.
Реализовывать такие общественные проекты активистам и мозаичисту, как правило, помогают, частные спонсоры: банк «Центр Инвест» выделяет средства для закупки смальты, «Лемана Про» помогает со стройматериалами и техникой, фонд «Внимание» помогает решить разные вопросы и занимается сбором средств для реставрации.
Фото: предоставлено Дарьей Максимович.
Не остается в стороне и мелкий бизнес – донские и ростовские предприниматели активно поддерживают реставрационные проекты «Том Сойер Феста».
Прокачать навыки и открыть смальтоварню
По словам Марины Яблонской, она пришла на программу «Мама-предприниматель», которую проводит центр «Мой бизнес», чтобы освежить свои знания о построении финансовой модели предприятия — больше с целью обучения, чем с целью выиграть деньги на реализацию проекта. Для мастера было важно углубиться в атмосферу мам-предпринимателей, которые также как и она сама учатся и работают, ведут свой бизнес.
Фото: предоставлено Мариной Яблонской и Дарьей Максимович.
На финальной стадии участники конкурса в Москве прошли трехдневное обучение по построению финансовой модели и защитили свои проекты. Участие в программе позвонило ее участницам взглянуть на свои проекты с разных ракурсов и доработать их.
«Я хочу запустить производство цветного стекла (смальты) в Ростове-на-Дону. Для этого построила финансовую модель, чтобы понимать, сколько мне нужно инвестировать средств для старта. Один из основных пунктов затрат — это приобретение печей. На эти цели потребуется чуть больше 1 млн рублей. Также просчитаны затраты на аренду, заработную плату двух сотрудников и расходы на сырье», — рассказывает Марина.
По расчетам мозаичиста, производство смальты, а также сама мозаичная мастерская должны находиться вместе. Поэтому для их размещения потребуется площадь порядка 100 кв. м. После создания смальтоварни и новой мастерской в Ростове-на-Дону начнется новая история возрождения советских мозаик.
Редакция «Деловой газеты. Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции
Анастасия Талызина