фото: freepik.com / freepik.com

Как самозанятому участвовать в госзакупках

Рассказываем, что нужно самозанятым, чтобы участвовать в госзакупках

Госзакупки проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП), где участвуют не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые. Они имеют возможность наравне с другими представителями бизнеса предлагать свои товары, работы и услуги.

В июне 2020 года был принят Федеральный закон № 169-ФЗ, который распространил меры поддержки малого и среднего бизнеса на самозанятых.

В закупках по 223-ФЗ на самозанятых распространяются такие же льготы, что и на малый бизнес. Для субъектов малого предпринимательства (СМП), в госзакупках есть пять главных преимуществ:

— Самозанятые имеют право участвовать только в таких закупках, которые проводят исключительно для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО);

— Чтобы получить доступ ко всем торгам, малому бизнесу и самозанятым необходимо только зарегистрироваться на портале госзакупок. А вот крупному бизнесу будет немного сложнее, потому что для некоторых закупок по 223-ФЗ ему нужно отдельно регистрироваться на торговой площадке;

— В закупках размер обеспечения для малого бизнеса может быть ниже, чем у остальных участников, а иногда для субъектов малого предпринимательства обеспечение вообще не нужно;

— Вместо обеспечения исполнения контракта субъекты малого предпринимательства могут предоставить информацию о наличии соответствующего опыта. Для получения такой возможности бизнес должен за последние три года успешно реализовать как минимум три контракта, при этом общий объем цен этих контрактов должен быть не ниже начальной цены новых торгов;

— Срок оплаты контракта для заказчика составляет семь дней, если исполнителем является субъект малого и среднего предпринимательства, и десять дней для всех остальных исполнителей.

Самозанятые могут продавать товары только собственного производства, также как и выполнять работы или оказывать услуги. Например, самозанятый может торговать лично связанными варежками, шапками, оказывать услуги по созданию сайтов, проводить различные мероприятия или проводить ремонтные работы помещений или всевозможной техники.

Предприниматель, который принимает участие в госзакупках, получает:

  • Гарантированный рынок сбыта. Заказчики обязаны закупать не менее 25% от общего объема закупок;
  • Право на получение оплаты за оказанные услуги и поставленные товары в течение 7 рабочих дней;
  • Возможность выбора способа обеспечения. Это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на спецсчет;
  • Участие в закупках бесплатное, а победитель платит не более 1% от НМЦ, но не более 5000 рублей (без НДС);


Чтобы принять участие в госзакупках, необходимо:

  • Изучить рынок. Необходимо учесть затраты у исполнителей аналогичных закупок и закрытых сделок, а также провести изучение документации заказчика, сравнить рыночные цены и конкурентность, запланировать бюджет;
  • Оформить квалифицированную электронную подпись. Усиленная квалифицированная электронная подпись нужна всем участникам госзакупок;
  • Зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе в сфере закупок;
  • Открыть спецсчет;
  • Найти подходящий тендер;
  • Принять участие в закупке;
  • Получить независимую гарантию. Чтобы гарантировать исполнение контракта, банк поручается за исполнителя;
  • Заключить договор;
  • Исполнить контракт.


Самозанятым, как и другим поставщикам, следует тщательно изучить закупки и оценить свои силы и возможности перед участием в торгах. Нарушение условий контракта или его невыполнение может привести к попаданию в реестр недобросовестных поставщиков для любого участника.

Имеются ли ограничения

Существует ряд ограничений. Во-первых, годовой заработок самозанятого не может превышать 2,4 млн рублей. Если превысить указанный заработок, тогда статус самозанятого и специальный налоговый режим использовать будет уже невозможно. Действовать ограничение будет до конца отчетного периода, а тем временем с дохода будет взиматься НДФЛ в 13%. Во-вторых, нельзя участвовать в госзакупках, в которых для выполнения работ требуется лицензия.

Поиск госзаказов и ведение документооборота ведется с заказчиками через электронные торги. Для этого нужно иметь электронную подпись.

Оформить электронную подпись можно следующим способом:

  • Авторизоваться через логин и пароль для Госуслуг на МСП.РФ;
  • Выбрать удостоверяющий центр;
  • Срок изготовления электронной подписи от одного рабочего дня, нужно прийти в удостоверяющий центр за сертификатом и ключом.

На цифровой платформе МСП.РФ можно получить помощь в поиске госзакупок, подаче заявок, заключении договоров, а также защите интересов.

Статья подготовлена на основе материалов платформы МСП.РФ

Читайте нас в социальных сетях