Главными направлениями в развитии промышленной инфраструктуры в Ростовской области являются проекты, к которым относятся индустриальные и технические парки, кластеры и особые экономические зоны. Деловая газета.Юг» рассказывает, какие промышленные кластеры работают на территории Ростовской области.
Кооперация и импортозамещение
«У нас промышленность за последние 10 лет развивается положительными темпами. И это все можно посмотреть на макроэкономическом показателе: индекс промпроизводства за последние 10 лет растет, в текущем году у нас — 107,2%. Мы даже опережаем среднероссийский показатель», — сообщил на X промышленном форуме юга России заместитель министра промышленности и энергетики Ростовской области Гурген Малхасян.
Промышленный кластер представляет собой объединение производственных компаний или предприятий, которые связаны между собой кооперационными цепочками. Он позволяет обеспечить более эффективное взаимодействие между участниками и развивать импортозамещающие проекты.
«Критерии промышленного кластера – это не менее пяти производственных предприятий, из которых не менее одного предприятия занимается производством конечной продукции. В рамках кластера должно быть реализовано не менее 3 импортозамещающих проектов, и в кластере необходимо наличие специализированной организации промышленного кластера», — рассказывает директор Регионального фонда развития промышленности Ростовской области Ольга Калинина.
К таковым относится межрегиональный кластер радиоэлектроники «Бештау», внесенный в реестр Минпромторга. Он занимается производством мониторов, ноутбуков и моноблоков, тем самым создает кооперационную цепочку. В Азове расположено предприятие логических контроллеров, которые поставляются на завод в Батайске, где делают станки. Затем их отправляют в Ростов-на-Дону на кластер «Бештау».
Тот, в свою очередь, занимается производством печатных плат. В результате образуется цепочка: логические контроллеры и печатные платы используются для производства конечной продукции — мониторов и моноблоков. И эти проекты направлены на импортозамещение.
Для определения участника кластера достаточно обратиться к разделу обрабатывающих производств в классификаторе экономической деятельности. Специализированная организация промышленного кластера отвечает за сбор, подготовку и подачу документов в реестр Минпромторга. Она сопровождает деятельность объединенных предприятий, помогает искать новые ниши и партнеров, а также содействует участникам в получении государственной поддержки. При условии, что предприятия находятся в реестре Минпромторга, участники кластеров могут рассчитывать на меры государственной поддержки, такие как субсидии на закупку стартовой партии продукции и льготное кредитование.
«Первая мера — это возможность получить субсидию от государства на закупку стартовой партии продукции в размере не более 50% понесенных затрат и не более 150 млн рублей. На практике процесс выглядит следующим образом: происходит закупка продукции у партнера, заказывается продукция, возможно, по новому ТЗ. Далее изготавливается стартовая партия, на которую покупатели могут получить субсидию», — делится Ольга Калинина.
Следующая мера поддержки — субсидирование процентной ставки по кредитам. Кластерная инвестиционная платформа предназначена для предприятий, нуждающихся в финансировании от 2 млрд рублей до 100 млрд рублей, что в основном касается крупного бизнеса. Льготная ставка по кредитам, плавающая: 0,3 ключа + 3%. На сегодняшний день это составляет 9,3%. Ставка действует на период инвестиционной фазы проекта и еще 2 года.
По словам Ольги Калининой, предлагаемые для поддержки промышленности меры, интересны разнообразной целевой направленностью. Они не ограничиваются только приобретением оборудования и включают возможность проведения ремонтных работ и приобретения недвижимости. Это дает крупным предприятиям возможность объединить все свои кредиты в один и получить его по льготной ставке.
Участники проектов, заключившие специальные инвестиционные контракты, могут значительно снизить свои страховые взносы с 30,2% до 7,6%, а срок действия этих мер составляет до семи лет на понесенные затраты. Кроме того, существует возможность налогового мониторинга, который позволяет предприятиям работать с налоговой инспекцией как с консалтинговой компанией без риска штрафов за ошибки.
Важным аспектом также становится внедрение промышленной ипотеки с более доступными условиями финансирования, что способствует развитию производственных компаний. Однако текущие ставки по ипотеке значительно выросли, и есть предложения о возвращении к более льготным условиям для стимулирования роста в сектор.
Формирование промышленной инфраструктуры
В Ростовской области существует несколько видов промышленных технопарков. Основной тип — это промышленные технопарки, которые включают в себя различные подвиды. К ним относятся агропромышленные парки, экотехнопарки, технопарки в сферах электронной промышленности и высоких технологий.
Эти структуры создаются с учетом определенных показателей, таких как минимальная площадь земельного участка и промышленной застройки. Для индустриальных парков, например, требования более строгие: земельный участок должен составлять не менее 8 га, а площадь застройки — от 20 тыс. кв. м.
По словам руководителя проекта по развитию промышленной инфраструктуры Регионального фонда развития промышленности Ростовской области Романа Арнольдова, создание индустриальных и технических парков призвано решить проблему ограниченного доступа к современным производственным площадкам. Государство предлагает ряд стимулирующих мер, включая субсидирование строительства промышленных объектов, что позволяет обеспечить наличие необходимых земельных участков и помещений.
«Государством предусмотрено субсидирование строительства промышленных технопарков, индустриальных парков, под которыми законодатель подразумевает наличие земельного участка площадью от одного га и наличие промышленных помещений площадью застройки от 5 тыс. кв. м. Для того чтобы воспользоваться мерами государственной поддержки, необходимо, чтобы промышленные технопарки и индустриальные парки были включены в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», — говорит Роман Арнольдов.
Для получения стимулирующих мер необходимо создать управляющую компанию, которая будет нести затраты на промышленную инфраструктуру и получать земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды. Она обязана обеспечить строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также информационное взаимодействие с потенциальными резидентами парков.
Среди ключевых мер поддержки управляющих компаний и резидентов парков — возможность возмещения до 75% затрат на создание инфраструктуры или до 30 млн рублей на га общей площади территории индустриального промышленного парка или 90 тыс. рублей на кв. м. общей площади объектов индустриального промышленного парка, построенного для технопарков.
По словам Романа Арнольдова, возмещение затрат формируется из налогов, которые генерируют резиденты технопарков. Это денежные отчисления на прибыль организаций, НДС, ввозные таможенные пошлины и акцизы на легковые автомобили и мотоциклы. Получателями налоговых льгот являются как управляющая компания, так и резиденты индустриальных парков и промышленных технопарков.
Для создания технопарков в радиоэлектронной промышленности предусмотрена льгота авансирования строительства. Управляющая компания может получить до 900 млн рублей в течение 3 лет, что составляет 300 млн рублей ежегодно в рамках реализации проекта. Министерство экономического развития также предоставляет льготы на создание промышленной инфраструктуры, которые могут достигать 350 миллионов рублей, также в виде авансовых платежей.
Кристина Бочарова