Фото: rawpixel.com / freepik.com.

Путешествия с новыми технологиями: как ИИ и VR становятся помощниками туроператоров

Современные инструменты в виде VR, AR и искусственного интеллекта (ИИ) активно используются в сфере туризма.

Бизнес продолжает активно интегрировать искусственный интеллект (ИИ) в свою деятельность. Согласно ежегодному исследованию международной консалтинговой фирмы McKinsey, в 2022 году около 50-60% предприятий использовали ИИ в своей работе, что почти в два раза превышает показатели 2017 года.

Компании, использующие искусственный интеллект, отмечают значительное снижение затрат и повышение доходов. Российский бизнес также следует глобальным тенденциям и активно внедряет передовые технологии. Среди лидеров по использованию ИИ выделяются такие отрасли, как финтех, розничная торговля, маркетинг и реклама. Туризм тоже не отстает: здесь широко применяется технология виртуальной реальности. Туристические агентства освоили VR-технологии и предлагают клиентам «прогулки» с использованием очков дополненной реальности.

Корреспондент «Деловой газеты.Юг» посетила форум «Развитие туризма. Дорога в будущее 2.0» и узнала, как туроператорам эффективно применять новые технологии в виде VR, AR и ИИ, а также как компании используют современные возможности в своей деятельности.

Как работают экскурсии с виртуальной реальностью

С основами использования виртуальной реальности в туризме представителей отрасли познакомил основатель Arvizio Олег Васильков. По словам эксперта, виртуальная и дополненная реальности позволяют под новым углом посмотреть на обыденные места и попасть в любую точку мира.

При этом виртуальная реальность (VR) — это инверсивная технология, помогающая изолироваться от физического мира и погрузиться в другие пространства. Дополненная реальность (AR) — это добавление цифровых объектов в действительный мир с помощью различных устройств, таких как смартфоны и плоские экраны. Однако AR не предоставляет полного погружения в другие пространства. Смешанная реальность (MR), в отличие от AR, позволяет взаимодействовать с объектами в виртуальном пространстве, но требует более сложных и дорогостоящих устройств.

«Мы используем технологии виртуальной реальности, в первую очередь, в туристических проектах, а также в сферах культуры, образования и других гуманитарных областях. Обычно контент в VR-очках не показывается непрерывно. Его сопровождает рассказ гида или ведущего. Мы смотрим определенные эпизоды в очках», — отмечает основатель Arvizio Олег Васильков.

При использовании гарнитуры виртуальной реальности часто уходит время на то, чтобы разобраться, как с ней работать. Когда устройство берется в руки в первый раз, настройка занимает всего 2-3 минуты. Особенно это важно для больших групп, например, до 50 человек, когда времени на подготовку и инструктаж очень мало.

По данным Василькова, экскурсии с применением виртуальной реальности привлекают гораздо большее количество представителей молодежи нежели классический вариант этого мероприятия. Это связано с тем, что туристы могут по новым углом посмотреть на привычные архитектурные объекты или побывать за границей.

Основные виды нейросетей и их применение в сфере туризма

Не менее востребованы сегодня в работе туристических агентств искусственный интеллект и нейросети. По данным эксперта по нейросетям в бизнесе Майи Галицкой, нейросети в сфере туризма помогают решать все вопросы создания контента, разработки стратегий, аналитики информации, автоматизации деятельности сотрудников.

«Например, Т-банк или «Яндекс. Путешествия» используют ИИ и ботов в искусственном интеллекте для того, чтобы взаимодействовать со своей аудиторией. Совсем недавно я была в путешествии, и мне потребовался возврат средств. В «Яндекс. Путешествиях» в два часа ночи решала вопрос о возврате средств. И я явно видела, что отвечает искусственный интеллект. Сейчас перманентно все компании внедряют его», — рассказывает Майя Галицкая.

Среди графических нейросетей Майя Галицкая называет ChatGPT и LLama. По словам эксперта, текстовые технологии решают задачи анализа аудитории, написания текстов, обработки данных и многое другое. Графические нейросети создают фотографии, которые сложно отличить от реальных. Нейросети также могут генерировать качественные видеоматериалы. Звуковые технологии позволяют создавать песни по заданному промпту .

Промпт — это язык команд для взаимодействия с искусственным интеллектом. По словам Майи Галицкой, сейчас даже появилась новая профессия — промпт-инженер, который обучает людей работать с искусственным интеллектом.

В ChatGPT можно загрузить собственные материалы, которые нейросеть проанализует, а после выполнит задачи, поставленные в промпте. 

«Фишка ChatGPT в том, что вы можете загрузить в него любые знания: информацию о вашей компании, проекте, продукте, клиентах, а также проведенные анализы аудитории и конкурентов. Представьте, что вы нанимаете маркетолога и предоставляете ему эту информацию. Теперь у вас есть инструмент, доступный круглосуточно, который не выгорает, не болеет и работает в любое время. Вы можете общаться с ним без ограничений», — делится Майя Галицкая.

Нейросеть Gamma может меньше, чем за минуту, сгенерировать презентацию, сайт или документ. Все картинки и тексты подбираются автоматически. Готовая презентация скачивается в формате PowerPoint или PDF. Материал далее можно редактировать самостоятельно.

Звуковая нейросеть Suno позволяет генерировать песни по заданному тексту за 30 секунд. Это может быть гимн компании или поздравление для сотрудников. На мероприятиях у спикеров появляется возможность выходить под песни, созданные нейросетями.

Midjourney можно интегрировать в различные чат-боты и таблицы для получения результатов. Это генератор изображений, который создает реалистичные картинки. Runway — нейросеть для работы с видео.

«Например, у меня есть фотография с сафари в Африке. Как вы знаете, на сафари нельзя выходить из машины для фотографий. Я решила сгенерировать снимок со своим лицом на фоне сафари. Эта фотография мне очень нравится, и я часто показываю ее на презентациях», — рассказала Майя Галицкая.

Виртуальная реальность (VR) и нейросети значительно облегчают работу туроператоров, так как предоставляют новые инструменты для улучшения клиентского опыта и оптимизации бизнес-процессов. С помощью VR-технологий туристы смогут по-новому взглянуть на направления в путешествиях. Нейросети помогают анализировать большие объемы данных о предпочтениях клиентов, прогнозировать спрос и делегировать рутинные задачи. Новые технологии позволяют туроператорам более эффективно управлять ресурсами, предлагать персонализированные предложения и повышать уровень обслуживания.

Кристина Бочарова

Информационный обзор редакции

16+

Читайте нас в социальных сетях