Фото: donland.ru.

Главные «боли» российских маркетплейсов назвали в Ростове

Решит ли законопроект о платформенной экономике проблемы работы маркетплейсов

Участники межрегиональной конференции «Социальные и экономические аспекты развития цифровых платформ в России», организованного редакциями «Ведомости Юг» и «Ведомости Северо-Запад» в Ростове-на-Дону обсудили ключевые проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес из-за несовершенств регулирования работы маркетплейсов на государственном уровне.

Регулируют ли сегодня платформы качество продаваемого товара, и как новый законопроект о платформенной экономике может решить все существующие проблемы?

Отсутствие региональной витрины, принуждение к способу хранения и доставки

Заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области Александр Нечушкин основной сложностью для МСП при работе с федеральными маркетплейсами назвал отсутствие региональных витрин для продажи товаров, невозможность выбрать способ доставки, навязывание условий хранения и проведения акций. По его мнению, правила работы на цифровых платформах и маркетплейсах отстали от времени, поэтому их нужно обновить.

Александр Нечушкин. Фото: Глеб Садов.

«Мы понимаем, что нужно, прежде всего, руководствоваться интересами потребителя. Позиция малого бизнеса сегодня оказывается очень незащищенной. Очевидно, что нам необходимо убрать барьеры в части принудительных скидок и акций, а также требований по специальному оборудованию, если мы говорим о хранении. Также должна быть устроена справедливая система разграничения ответственности платформ и партнеров за качество услуг и товаров», — отметил Нечушкин.

По словам эксперта, сегодня на маркетплейсах есть алгоритмы, которые расставляют карточки товаров в определенном порядке. В результате потребители видят на маркетплейсах только несколько первых карточек, остальные же остаются вне торговли.

«Поэтому донской бизнес просит, чтобы маркетплейсы могли устраивать отдельную «региональную витрину», где мы могли бы показывать наши региональные товары. Это бы открывало новые возможности для отечественного потребителя. Конкуренция должна быть справедливой особенно сейчас», — отметил специалист.

Еще одной проблемой малого бизнеса Ростовской области Александр Нечушкин назвал навязывание маркетплейсами условий хранения и логистических услуг, когда предприниматель не имеет возможности заготовить достаточное количество товара, не успевает оперативно отреагировать на увеличение спроса или не рассчитал, что его товар вызовет определенный ажиотаж. Право свободы выбора места хранения товара должно быть закреплено законом, считает зампредседателя Общественной палаты.

Третьей проблемой в работе маркетплейсов Александр Нечушкин считает тот факт, что маркетплейсы не дают возможности выбрать способ доставки товара: на дом, куда его может доставить курьер, или же в пункте выдачи заказов. Система выдачи заказов в пункте маркетплейса успешно работает в городе, где такие точки размещены чуть ли не в каждом многоэтажном доме. В селах нужно разрешить выбирать способ доставки, считает эксперт.

Монополия «гигантов» и возможность без причины вернуть товар

Вопросы к работе маркетплейсов есть и у депутата петербургского парламента, лидера фракции «Новые люди» в Петербурге Дмитрия Павлова, который предложил запретить открывать новые пункты выдачи товаров тех маркетплейсов, которые занимают более 25% рынка. Так, в 2023 году общий объем онлайн-продаж четырех крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, «Мегамаркет» — составил 4,3 трлн рублей, в том числе Wildberries — 2,14 трлн рублей, Ozon — 1,56 трлн рублей, Яндекс Маркет — 370,6 млрд рублей, «Мегамаркет» — 312,7 млрд рублей. 

Фото: Глеб Садов.

«Если это будет монопольная структура, то она будет выставлять любые цены для производителей, и им просто некуда будет деваться. Наша задача как законодателей – обеспечить грамотное регулирование деятельности маркетплейсов на благо жителей и бизнеса. Чтобы было как можно больше этих площадок, чтобы у потребителя был выбор. Чтобы потребители, которые на них размещаются, могли выбирать стоимость и удобство размещения на этих площадках», — предложил депутат.

По словам Дмитрия Павлова, конкуренция – это двигатель торговли и комфорта, при конкуренции потребители смогут получать справедливые цены, а предприниматели – комфортные условия для продвижения своих товаров. Поэтому при разработке закона о платформенной экономике законодателям нужно брать пример с правил работы офлайн-магазинов, где прописано отсутствия монополии и доминирования той или иной сети.

Большим недостатком в работе маркетплейсов член Генерального совета, председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России» Андрей Гребенюк считает право потребителя вернуть товар без объяснения причины. Производителям сегодня важно знать, что нужно исправить в товаре, чтобы он понравился покупателю. Сейчас выяснить, что в товаре не так, невозможно.

«В результате вы создали общество потребления, где можно только потреблять и потреблять. Однако герой нашего времени – это производитель. Сегодня горизонт планирования у производителя – месяц или даже неделя, на его работу постоянно влияют разные факторы: подняли ставку, опустили ставку, «выросло» сырье, «опустилось» сырье… Поддержать производителя очень важно», — подчеркнул эксперт.

По словам Гребенюка, сегодня торговля на маркетплейсе является трендом: «в пандемию маркетплейсы спасли и покупателей, и производителей». При этом, отмечает Гребенюк, маркетплейсы не взялись из воздуха, они приложили много усилий, чтобы стать востребованными: и логистику наладили, и склады построили. Однако многие продавцы сегодня не считают экономику выхода на маркетплейс, почему и остаются в минусе. Расходы маркетплейсов должны быть обоснованы, для чего нужно задействовать ресурс тарифных комиссий.

Социальная незащищенность работников маркетплейсов

О социальной незащищенности сотрудников всех уровней экосистемы маркетплейсов рассказала председатель профсоюза «Новый труд» Дарья Митина, по мнению которой сама структура и контент нового законопроекта о платформенной экономике диктуют необходимость требовать справедливости.

«Социальные аспекты в новом варианте законопроекта, представленном Министерством экономического развития, практически пропущены. И в этом плане нынешняя версия законопроекта уступает тому законопроекту о платформенной занятости, который достаточно пристально разрабатывался в течение почти трех лет со всеми сторонами социального партнерства, и, к сожалению, в процессе ведомственных согласований практически повис в воздухе», — отметила Дарья Митина.

По словам эксперта, сейчас не очень понятен статус того массива нормативно-правовых актов к этому законопроекту, который есть, непонятно, окончательно ли закон о платформенной занятости снят с рассмотрения или он станет законом-спутником. Дарья Митина отметила, что изначально планировалось, что будет действовать один рамочный закон и несколько законов-спутников по различным вопросам. Сейчас же имеет место быть промежуточный вариант: рамочный закон и масса законов-спутников или один большой кодифицирующий закон, «способный объять необъятное». Последний вариант, продолжает Митина, «мог бы стать разумным вариантом, поскольку платформенная экономика – отдельный вид экономики.

При этом мнение Дарьи Митиной о том, что если есть закон о платформенной экономике, то отдельно должен быть и закон о платформенной занятости, поддерживают многие профсоюзные организации и общественные организации.

Регулирование продаж БАДов

Большой проблемой работы маркетплейсов в России сегодня является отсутствие ответственности самих площадок за качество продаваемого товара. Чем пользуются продавцы, размещая на площадках товар сомнительного качества и содержания. Так, участник круглого стола, депутат Госдумы от Краснодарского края, зампредседателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев недавно направил главе Роспортребнадзора РФ Анне Попова с просьбой проверить состав аромаинголяторов, которые получили большое распространение среди несовершеннолетних. 

«Последние полтора года вопросы работы цифровых тревожат умы многих, поскольку мы все пользуемся цифровыми платформами. Мы, депутаты, как и все обычные люди, читаем соцсети. Мы увидели, что подростки пишут, что они покупают аромаинголяторы, которые предназначены «для устранения насморка». По мнению экспертов, эти аромаинголяторы –  скрытые наркотики», — заключил эксперт.

В связи с чем Дмитрий Гусев обратился в Роспотребнадзор, чтобы выяснить, что это за аромаинголяторы и что у них находится внутри. Одновременно он обратился к маркетплейсам и к Ассоциации интернет-торговли с просьбой до получения результатов исследования с прилавков их прилавков убрать. В результате такие маркетплейсы как Wildberries и Ozon пообещали убрать эти товары с виртуальных «прилавков».

«Одновременно во избежание подобных ситуаций мы, депутаты всех фракций, вносим в Госдуму на рассмотрение законопроект о контроле при продаже БАДов на маркетплейсах», — рассказал Гусев.

По его словам, сейчас БАДы на маркетплейсах продаются по другим правилам, чем если бы они продавались в обычной аптеке. Так, в аптеке любой товар имеет все необходимые сертификаты, владелец аптеки несет ответственность за любой проданный товар. Маркетплейс же не несет ответственности за товары продавца.

Ирина Гусейнова. Фото: Глеб Садов.

С мнением Дмитрия Гусева солидарна и председатель комиссии «Опоры России» по здравоохранению Ирина Гусейнова, которая отметила, что проблема заключается в организации контроля размещения товаров на маркетплейсов существует, сейчас кто на что горазд, то там и размещает. Сейчас же нет ни технической возможности, ни специальных людей, чтобы обеспечить этот контроль. При этом, продолжает эксперт, на маркетплейсах сегодня размещают не только БАДы, но и лекарства.

«Нужно делать маркировку на фотографии: «Препарат не является лекарственным средством». «Состав его не подтвержден». «Будьте осторожны». Декларацию товара просто сфальсифицировать. Кто ее будет проверять? У каждой партии товара должен быть паспорт, должны быть описаны состав и условия хранения. Обязательно на товаре нужно указывать номер партии, если это касается БАДов», — предложила Ирина Гусейнова.

Анастасия Талызина

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях