Наверное, каждый мальчик, кому родители в детстве дарили на день рождения или Новый год железную дорогу, мечтал, когда вырастет, стать машинистом или отправиться на таком же поезде в путешествие. Вадим Калиманов из Ростова-на-Дону не просто мечтал, он записался на обучение по созданию моделей поездов на Северокавказскую детскую железную дорогу, где научился самостоятельно изготавливать такие совсем уже не детские «игрушки».
Вадим Калиманов, моделист, создатель компании «KVU-Models» по созданию железнодорожных моделей
Во взрослом возрасте Вадим не оставил своего увлечения и превратил его в творческий бизнес. В декабре 2024 года с проектом компании «KVU-Models» по созданию железнодорожных моделей он стал участником и одним из пяти победителей бизнес-акселератора для развития креативных индустрий, организованного Департаментом экономики Ростова-на-Дону и Ростовским муниципальным фондом поддержки предпринимательства.
Моделист со стажем рассказал «Деловой газете.Юг», как сделать свое хобби основной деятельностью и главной статьей дохода, что потребуется для оборудования мастерской, сколько стоят модели поездов в изготовлении и на рынке моделей, а также почему моделизм – это не детское увлечение.
— Когда началось ваше увлечение моделями железнодорожного транспорта? Кто был вашим учителем? В какой кружок вы в школе ходили?
— Увлечение железной дорогой у меня с самого детства. С самых ранних воспоминаний у меня была железная дорога из ГДР фирмы PIKO. Эти модели и по сей день хранятся у меня. Стоит отметить, что железнодорожников в семье не было. Во времена моего детства, в 90-2000-е годы, не было кружком по железнодорожному моделизму. К сожалению, их и сейчас маловато.
Но абсолютно все детство и часть юности я проучился на детской железной дороге им. Ю.А.Гагарина, она же Малая Северокавказская детская железная дорога (ДЖД). Здесь я проводил огромное количество времени. Там же и познакомился со взрослыми моделистами нашего города. В 2003 году в составе делегации от ДЖД я посетил первую свою выставку «Локотранс-ЮГ 2003» Ставрополе.
— Помните вашу первую модельку, созданную своими руками?
— Конечно помню! Эта картонная модель отечественного тепловоза ТЭП60. Данная модель по сей день храниться у меня дома. Этот тепловоз был знаковым для отечественного тепловозостроения в пассажирском движении. И по иронии судьбы, это был первый локомотив большой дороги, в кабине которого я проехал, буду учеником ДЖД на пригородном вокзале нашего города.
Фото: предоставлено Вадимом Калимановым.
— Когда и какую модель вы выполнили на заказ? Сколько она стоила?
— Модели на заказ я собираю с постоянной периодичностью. Несколько месяцев назад собрал из комплекта своей собственной разработки модель локомотива ЧС4т в масштабе 1:87. Это модель эксплозивной ручной сборки. Но если говорить о ручной работе, то локомотивы могут стоить от 20 тыс. рублей и до бесконечности. Все зависит от масштаба самой модели, уровня деталировки и требований конкретного заказчика.
— Где вы сейчас создаете свои модели поездов? Как выглядит ваша мастерская?
— На данный момент я работаю в отдельном помещении частного дома. Конечно, оно уже мало для меня — всего 10 кв м. Там размещены 3D-принтеры разных видов и небольшой фрезер ЧПУ. На будущий год планирую переезд в более просторное и подготовленное помещение, так как проекты прибавляются, стараюсь активно расширяться и продвигать отечественное производство моделей железных дорог.
— Вы один работаете или у вас есть команда?
— На данный момент работаю я один. У коллег заказываю некоторые комплектующие, но проектировка и вообще весь процесс производства и сборка моделей производится мной самостоятельно. Процессов достаточно много, основные из них: проектировка и работа с чертежами и натуральными образцами, изготовление мастер-моделей, литье кузовов и деталей, производство комплектующих на 3D-принтерах и фрезере с ЧПУ, подготовка всех деталей, сборка «под ключ» моделей. С переездом в новое помещение буду набирать команду.
— Как долго вы мастерите одну модель?
— Все зависит от типа модели: вагон или локомотив, а, может, электричка из шести вагонов. Деталировка очень сильно влияет на стоимость. Так же немаловажным фактором является возможность модели двигаться. Ходовые модели с освещением и звуковыми функциями будут занимать в постройке много больше времени.
Фото: предоставлено Вадимом Калимановым.
Вагоны в сборке могут занимать два-четыре дня, а локомотив в стендовом исполнении средней сложности — около недели. Ну а сложные и эксклюзивные модели могут и месяц работы занять. Но всегда это очень интересные проекты, которые делают людей чуточку счастливее. Так как с каждой выполненной моделью осуществляется одна маленькая мечта человека.
— Сколько стоит изготовить одну модельку?
— Слишком много факторов оказывают влияние на стоимость моделей. Так, начальные цены на эксклюзивные ручные работы, например на локомотивы, будут начинаться от 25-30 тыс. рублей. Вагоны ручной сборки будут начинаться примерно от 4-5 тыс. рублей. Но это все авторские работы, которые всегда точны к оригиналам, даже надписи технически наносятся и подбирают правильные цвета.
— Какие сейчас цены на готовые модели железнодорожного транспорта?
— На текущий момент появился достаточно большой выбор по сегментам и ценам. Чего не было, скажем, даже пять лет назад. На данный момент простые модели из журнальной серии можно купить за 2400 рублей. Это, пожалуй, стартовый ценник на простые, пластиковые, собранные модели. Все, что посерьезнее, конечно уже потихоньку вырастает в цене. Можно покупать комплекты для самостоятельной сборки. Можно заказывать готовые модели у мастеров. На самом деле, рынок в нашей стране только формирует и каких-то ключевых позиций по ценам нет. Но вот самая простая точка входа от 2400 за журнальную серию моделей. Конечно, есть и премиальные модели, по 50-100 и более тысяч, но это как правило супер-узкий сегмент.
— Кто сегодня является заказчиками ваших изделий?
— Я бы отметил, что во все времена, заказчиками основными являются люди не равнодушные к железной дороге. Я считаю, что железная дорога — это некоторое состояние души. Там есть своя магия, свое очарование, которое привлекает людей из абсолютно разных сфер. Есть и железнодорожники, и бизнесмены, и студенты, и госслужащие, и люди совершенно разных профессий. Моими стараниями и наших отечественных производителей люди все больше и больше втягиваются в это хобби.
— Какие каналы продаж моделей вы используете?
— На начальном этапе это было «сарафанное радио» и моя личная страница в соцсетях. Со временем у меня появились свои группы в соц. сетях, свой ютуб-канал, свой телеграмм-канал. В прошлом году я открыл свой сайт и интернет-магазин. Все это является каналами трафика для меня. Так же, я стараюсь вести обучающую деятельность, активно рассказываю аудитории про производство и создание моделей.
— Насколько железнодорожный моделизм популярен сегодня?
— Сейчас наше хобби набирает популярность. Я с большим удовольствием стараюсь развивать производство в нашей стране моделей железных дорог и качественных наборов для самостоятельной сборки. Чтобы как можно больше людей привлекать в замечательному и развивающему хобби. Уверен, что в скором будущем наше производство выйдет в лидеры на мировом рынке.
Анастасия Талызина
Редакция «Деловой газеты. Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.
Информационный обзор редакции