фото: freepik / freepik.com

Гибкого сломать сложно: что помогает МСП справляться с вызовами рынка

Гибкость и оптимизация стали ключевыми факторами успеха бизнеса в 2024 году. Именно способность оперативно реагировать на изменения и находить креативные решения помогала сохранять стабильность, сходятся во мнении предприниматели юга и отраслевые эксперты.

Для удержания сотрудников в условиях дефицита кадров применяли инструменты корпоративной культуры, влияние высокой ключевой ставки смягчали за счет кредитов с господдержкой и грантов, а доверие потребителей завоевывали, делая ставку на личный бренд и честность.

Какие подходы оказались наиболее успешными в 2024 году, как удавалось привлекать персонал, не увеличивая расходы на зарплатный фонд, и какие стратегии развития будут актуальны в 2025 году, «Деловой газете. Юг» рассказали представители деловой среды юга.

Гибкая адаптация

Главными вызовами для предпринимателей юга в 2024 году, по мнению основательницы брендов FitStyle и «Анапская косметика» Анастасии Вдовиной, стали рост ставки рефинансирования, нехватка квалифицированных кадров и снижение покупательской способности.

«Также выросла конкуренция. На бизнес все еще влияет недоверие покупателей к российским брендам и постоянный рост комиссий маркетплейсов», — поделилась предприниматель.

Сохранять равновесие удавалось с помощью оптимизации внутренних процессов и применения мер господдержки, считает гендиректор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина.

«Особое внимание уделяли контролю затрат, внедрению инноваций и взвешенной маркетинговой стратегии. Этот год снова показал нам, что бизнес умеет быть гибким и находить путь к развитию», — сказала она.

фото: freepik / freepik.com

Удержать кадры

Одной из основных проблем как МСП, так и крупного бизнеса в 2024 году был дефицит кадров. Так, из-за нехватки сотрудников некоторые компании замедлили рост, считает основатель бизнес-клуба REACTOR Дмитрий Флоренко. При этом справиться с нехваткой сотрудников помогали бонусы от компаний и внедрение удобного сотрудникам графика работы.

Для стабильной работы компаниям также пришлось сосредоточиться на удержании существующих сотрудников, а не на привлечении новых, отметил основатель ростовской бизнес-школы «Система» Артем Балтаджиев.

«Сейчас самое важное — удержать существующие кадры, это на первом месте. А чтобы привлечь новых сотрудников, нужно сфокусировать внимание на точечных комплексных методах работы, а не просто на посевах в рекламу — они уже не работают», — сказал эксперт.

По словам гендиректора Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгении Благининой, сохранять сотрудников бизнесу помогали корпоративная культура и создание комфортных условий труда.

Замгендиректора ГК «Самсон» Кристина Захарченко добавила, что снизить текучесть кадров также помогает мониторинг рынка заработных плат и обеспечение достойной оплаты труда.

«Мы также внедрили корпоративные ценности, способствующие вовлеченности команды в жизнь компании. Мы начали автоматизировать базовые бизнес-процессы и поставили себе цель к концу текущего года завершить этот процесс. Также дополнили команду внутренними тренерами и коучами, которые помогают реализовать потенциал наших сотрудников. Эти меры направлены на поддержание высокого уровня мотивации и удовлетворенности работников», — поделилась Кристина Захарченко.

По словам Артема Балтаджиева, если компания сейчас сталкивается с дефицитом сотрудников, ей следует направить фокус внимания на обучение, управление командой и бизнесом.

«Нужно изучать аналитику, вкладывать силы в развитие себя как руководителя, а также в развитие своей команды. Нужно понимать, что правила игры меняются», — отметил основатель ростовской бизнес-школы «Система».

Для развития навыков и знаний сотрудников можно разработать специальную систему обучения, а для привлечения людей — создать определенный алгоритм приема на работу, считает основательница компании Biois Александра Исмаилова.

«Например, новые алгоритмы приема помогли выявить основные моменты, которые являются важными для соискателей. И мы идем им навстречу, в частности, изменили график, сделав его гибридным. Это позволило сотрудникам чувствовать себя более комфортно и стараться еще больше показывать себя как высококлассных специалистов», — рассказала она.

Решением проблемы нехватки специалистов может стать работа с вузами и средними специальными учебными заведениями, считает замгендиректора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов. По его мнению, молодых специалистов нужно привлекать еще со студенческой скамьи.

«Например, у нас действует собственная программа подготовки кадров, которую мы реализуем в сотрудничестве с российским вузами и ссузами. Ежегодно у нас проходят практику студенты профильных направлений: факультетов перерабатывающих технологий, плодоовощеводства и виноградарства, пищевой промышленности, кафедр технологии виноделия и бродильных производств», — сказал он.

Помимо этого, как отметил Евгений Емельянов, стоит уделять внимание профориентации школьников и обучению кадров по целевым договорам в вузах. Среди преимуществ можно предлагать студентам ежемесячные стипендии от компании, прохождение практики на производственных площадках предприятия и гарантированное трудоустройство. Замгендиректора ООО «Кубань-Вино» подчеркнул, что такие программы дают результаты и на предприятия приходят молодые специалисты.

«Тем не менее ситуацию с дефицитом кадров так быстро не изменить. Если говорить о будущем, то эта проблема вынудит увеличивать долю механизированного и роботизированного труда. Например, ручной сбор винограда будет уступать механизированной уборке, для сокращения потребности в сотрудниках будет проводиться модернизации оборудования цехов, и так далее», — добавил Евгений Емельянов.

фото: cookie_studio / freepik.com

Поддержка, гранты и умение экономить

Осенью 2024 года главной темой обсуждений среди предпринимателей стало решение Центрального банка повысить ключевую ставку. Этот шаг стимулировал осознание значимости укрепления кредитного портфеля малого и среднего бизнеса. Предприниматели начали не только активнее рассматривать традиционные банковские займы, но и обращаться к альтернативным финансовым инструментам, отметил управляющий партнер консалтингового бюро «Доктор права Колесников и партнеры» Юрий Колесников.

«Россия сегодня переживает инвестиционный бум, и представители МСП начинают активно пользоваться новыми инструментами. Выпуск облигаций и цифровых финансовых активов подойдет уже окрепшим компаниям, перед которыми стоит вопрос качественного скачка, «выхода в новую лигу». Краудлендинг — растущим предприятиям, которые выстроили хорошие бизнес-процессы, требующие стабильного денежного подкрепления. Краудфандинг и венчурное финансирование подойдут стартапам», — сказал Юрий Колесников.

Генеральный директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина добавила, что для минимизации воздействия высокой ключевой ставки бизнесу необходимо пересмотреть финансовую стратегию: снизить долговые обязательства, ускорить внедрение инновационных решений и цифровых технологий. Эти меры помогут сократить расходы и повысить общую эффективность деятельности.

«Предприниматели также активно пользуются льготными займами. Важно обратить внимание и на государственные программы поддержки, и на субсидии, которые компенсируют часть затрат на развитие», — сказала Евгения Благинина.

Малые и средние компании также могут воспользоваться грантовой поддержкой, чтобы развиваться в условиях дорогих кредитов, добавила основательница компании Biois Александра Исмаилова.

«Мы пользуемся грантовой поддержкой, так как у нас инновационная агрокомпания, а в инновации сейчас поступают большие деньги. В целом для развития также можно участвовать в различных мероприятиях», — отметила Александра Исмаилова.

По словам управляющего партнера ООО «Центр бизнес компетенций» Василия Жабина, меры государственной поддержки позволяют бизнесу предупреждать кассовые разрывы и получать финансирование для развития, хотя возможности этого инструмента все же ограничены.

«Спрос на заемные средства кратно превышает возможности инфраструктуры поддержки. Поэтому здесь, очевидно, есть другая проблема: средства у фондов есть, но они не в состоянии профинансировать всех, кому это нужно», — сказал Василий Жабин.

Основатель бизнес-клуба REACTOR Дмитрий Флоренко поделился, что для решения вопроса финансирования в условиях высокой ключевой ставки бизнес использовал бартерные схемы и привлечение внешних инвесторов.

«Высокая ставка заморозила инвестиции и сделала кредиты недоступными. Льготные программы немного спасли ситуацию, но бизнесу пришлось искать другие способы финансирования: бартер, оптимизацию затрат, привлечение инвесторов. Умение быть экономным также стало важным навыком», — сказал он.

фото: freepik / freepik.com

Работа с доверием

Уход зарубежных компаний с российского рынка дал шанс местным производителям показать себя, но доверие не приходит сразу. Для того чтобы его заработать, отечественные марки стали работать над качеством, программами лояльности и диалогом с клиентами, рассказал основатель бизнес-клуба REACTOR Дмитрий Флоренко.

Помимо этого, как отметила основательница компании Biois Александра Исмаилова, брендам пришлось экспериментировать с рекламой и продвижением собственных продуктов.

«Реклама как раньше уже не работает. Поэтому все время необходимо придумывать что-то новое, но это увеличивает затраты на привлечение новых клиентов», — поделилась она.

Повышать доверие к отечественным брендам помогает выход в публичное пространство и общение с целевой аудиторией на мероприятиях, отметила гендиректор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина.

«В 2024 году отношение к отечественным брендам стало более позитивным, особенно в таких областях, как мода. Примером этого служит модный показ, прошедший в центре «Новый Ростов», где было представлено 18 коллекций местных дизайнеров. Это мероприятие продемонстрировало высокий уровень качества и креативности локальных брендов, что способствовало повышению интереса к ним со стороны потребителей. Цель таких мероприятий — повышение лояльности к отечественным маркам, важно продолжать этот опыт для дальнейшего развития и укрепления доверия», — сказала она.

В некоторых сферах отечественным производителям уже удалось завоевать доверие россиян. Так, по словам заместителя генерального директора ООО «Кубань-Вино» Евгения Емельянова, сейчас отечественные вина уже заместили импортные в категории массмаркет в некоторых каналах продаж.

«На сегодняшний день множество виноделен России производят достойный продукт, который может конкурировать с винами классических винодельческих стран. В категории премиум заместить классические винодельческие страны гораздо сложнее, но данную категорию российские винодельни активно развивают», — Евгений Емельянов.

Он отметил, что для достижения результатов компаниям приходится уделять серьезное внимание маркетинговой и ассортиментной политике, упаковке, дизайну и оформлению. «Стремимся не просто двигаться в одном ритме с потребителем, а всегда быть на шаг впереди, чтобы предугадывать его желания», — сказал Евгений Емельянов.

Ставка на отечественное

Продолжение усиления санкционного режима — существенный фактор, ограничивающий развитие бизнеса, считает заместитель гендиректора ООО «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.

«Например, для многих комплектующих материалов осенью 2024 года закрыли путь через территорию Беларуси. И проблема логистики денег стоит порой острее, чем логистики непосредственно товара. До мая 2025 года все страны — члены Евросоюза обязаны, согласно решению Евросовета, ввести в свое национальное законодательство уголовную ответственность за обход санкций. Мы пока обеспечены всеми комплектующими материалами, как будет дальше — покажет время», — поделился Евгений Емельянов.

Управляющая центром хирургии и кардиологии CL Doctor и клиникой мужского и женского здоровья OXY-center Виола Скопец подтвердила, что у предпринимателей возникали проблемы с обновлением техники. Для их решения бизнесу пришлось выстраивать новую логистику поставок и искать аналогичные высококачественные расходные материалы у других производителей.
«У нас это получилось. Сегодня на рынок постоянно выходят новые поставщики и производители. Мы уже работаем с некоторыми отечественными производителями в рамках импортозамещения, при этом качество медицинской продукции на хорошем, высоком уровне», — сказала Виола Скопец.

Не ждать, а готовиться

По мнению управляющего партнера консалтингового бюро «Доктор права Колесников и партнеры» Юрия Колесникова, основные вызовы, с которыми сталкивался бизнес в 2024 году, сохранятся и в 2025 году. Для того чтобы справиться с ними, предпринимателям важно сконцентрироваться на укреплении финансовой стабильности, снижении издержек и улучшении управленческих процессов.

«Необходимо разработать гибкие стратегии, включающие новые направления развития, рынки и товарную матрицу, чтобы диверсифицировать риски стрессовых отраслей бизнеса, что позволит быстро адаптироваться к изменениям на рынке и минимизировать возможные потери», — сказал управляющий партнер консалтингового бюро «Доктор права Колесников и партнеры».

В свою очередь, гендиректор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина порекомендовала бизнесу сосредоточиться на повышении квалификации и знаний. Так, предпринимателям стоит обратить внимание на знания в сфере маркетинга, управления финансами и масштабирования.

Также бизнесу следует финансово подготовиться к, вероятно, сохраняющейся высокой ключевой ставке в 2025 году и продолжающемуся дефициту кадров, считает управляющий партнер ООО «Центр бизнес компетенций» Василий Жабин.

«Нужно готовиться заранее и формировать финансовые резервы. Компании также должны предельно внимательно относиться к показателю текучести кадров, предпринимать усилия по повышению лояльности персонала и внедрения мотивации, в том числе дополнительной: обучения, медицинского страхования и др.», — считает эксперт.

Основатель бизнес-клуба REACTOR отметил, что бизнесу в следующем году следует обратить внимание на внутренний рынок и повысить уровень адаптивности.

«Готовьтесь к переменам. Автоматизируйте процессы, стройте локальные партнерства, ищите альтернативы импортным товарам. Чем быстрее вы адаптируетесь, тем больше у вас шансов расти», — заключил Дмитрий Флоренко.

Дарья Коробская, Анастасия Талызина

Читайте нас в социальных сетях