фото: wirestock / freepik.com.

Больше, чем просто напиток: как житель Краснодара открыл 5 кофеен по франшизе

Иван Гончаренко получил экономическое образование, но всегда мечтал создать собственный бизнес. Несколько лет проработав в банке, он решил уйти с наемной работы после того, как в соцсетях ему попалось фото с интересным стаканом для кофе. За прошедшие десять лет ему удалось открыть пять кофеен в Краснодаре, останавливаться на достигнутом предприниматель не собирается.

Бизнесмен рассказал «Деловой газете. Юг» о том, в чем преимущество старта бизнеса по франшизе, во сколько обходится открытие кофейни, почему молодежь не хочет работать, как кофе стал спутником хорошего настроения и почему растут цены на этот напиток.

Все началось со стаканов кофе

Иван Гончаренко закончил КубГУ по направлению «финансы и кредит», и после этого много лет работал по профессии. Однако мужчина всегда хотел открыть свой бизнес. Однажды супруга Ивана показала ему фотографии людей с кофейными стаканами, которые она случайно увидела в соцсети. Его привлек дизайн стаканов, что вдохновило Ивана встать на путь открытия своего дела.

«Я тогда зашел на страницу компании, понял, что она образована в Ижевске и это франшиза. Тогда я позвонил менеджеру, который рассказал мне обо всех деталях. Я узнал об условиях запуска кофейни по франшизе, оказалось, что в пакет входило обучение, поддержка на старте, и все, что тогда было нужно. И я решил, что нужно рисковать, потому что если не попробуешь, не поймешь, получается ли у тебя», — вспоминает Иван.

фото предоставил Иван Гончаренко

Так, однажды рискнув, мужчина практически 10 лет занимается кофейным бизнесом. Свою первую точку Иван открыл в 2015 году, вторую – в 2016, а на данный момент предприниматель сумел запустить уже 5 заведений по этой франшизе в Краснодаре.

На момент открытия Иваном первой точки, в 2015 году, по России было открыто всего 300 заведений по этой франшизе (тогда компания существовала на рынке 2 года), тогда как сейчас их насчитывается около 1,2 тыс. единиц.

«Тогда я прилетел в Ижевск, у меня была экскурсия по кофейням-барам, я увидел, как они работают, как они выглядят, что они собой представляют, и я уже смог представить, что я сделаю в Краснодаре», —  поделился предприниматель.

Цена вопроса – около 1 млн рублей

По воспоминаниям Ивана Гончаренко, в открытие первого заведения он вложил около 1 млн рублей своих средств, во вторую точку – примерно столько же, однако тогда он получил микрозайм.

«Бюджет на открытие кофейни составляет примерно 1 миллион рублей. Эта сумма может варьироваться в зависимости от затрат на ремонт и оборудование. Если приобретать все оборудование, итоговая цифра будет одной, а если взять часть в аренду — другой. Также формат заведения влияет на конечную стоимость: павильон обойдется дешевле, чем отдельно стоящее помещение», — сказал Иван Гончаренко.

фото: rawpixel.com /  freepik.com.

По опыту предпринимателя, срок окупаемости точки зависит от ряда факторов, в том числе, стоимости аренды помещения. Дороже всего аренда обходится в торговых центрах. В среднем, считает Иван, окупить вложения в такой бизнес можно за 5 лет.

Остаются работать только те, кому нравится кофейная индустрия

Как поделился Иван, со всеми непростыми рабочими моментами он привык справляться самостоятельно.

«Я всегда лично выходил на смену, если не хватало сотрудников. Логистикой тоже занимался сам. Бухгалтерский учет и налоговые вопросы решаю самостоятельно, используя знания, полученные во время учебы в университете», — сказал предприниматель.

По словам предпринимателя, главная сложность в управлении кофейнями связана с нехваткой квалифицированных кадров. Он считает, что причина кроется в снижении мотивации молодежи к труду. Высокая текучесть персонала вынуждает постоянно искать новых сотрудников.

«Основная потребность в персонале всегда касается позиции бариста. На эту должность чаще всего устраивается молодежь, но с каждым годом она проявляет все меньше желания усердно работать. Многие молодые люди предпочитают минимальную активность и ожидают высокой оплаты труда», — заметил мужчина.

фото:  freepik.com. /  freepik.com.

Процедура подбора персонала в кофейне включает несколько этапов. Начинается все с собеседования, затем следуют обучение, стажировка, экзамен и аттестация. Только после успешного прохождения этих шагов новый сотрудник допускается к работе. Кроме того, каждые три месяца проводятся проверки знаний, чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма команды.

«Мы регулярно обновляем технологические карты, поскольку наша кофейная карта тоже меняется. Соответственно, сотрудники проходят повторное обучение по новым напиткам. Мы активно занимаемся развитием персонала, помогаем им повышать свою квалификацию и углублять знания», — уточнил Иван Гончаренко.

В итоге в команде остаются лишь те, кто искренне увлечен делом. Люди, пришедшие исключительно ради зарплаты, обычно долго не задерживаются, отметил Иван.

«Им попросту не близка сама кофейная культура. Мы стремимся развивать у наших сотрудников знания и навыки, ведь в мире кофе столько увлекательного! Если человеку это неинтересно, он вряд ли станет углубляться в детали. Заставить кого-то изучать то, что ему не близко, практически невозможно», — объяснил руководитель сети кофейн.

Он также подчеркнул, что особых трудностей в своей работе не видит. По мнению предпринимателя, секрет успеха — в искренней любви к тому, чем занимаешься.

«Мне все нравится, и когда работа приносит удовольствие, сложно что-то считать трудным. Самое неприятное — это расставание с хорошими сотрудниками. Все остальное — обычные рабочие моменты», — считает предприниматель.

Почему растут цены на кофе

Иван подчеркнул, что на работу кофейни влияют растущие затраты на закупку сырья и логистику, что неизбежно ведет к увеличению цены конечного продукта. За последние 10 лет, по оценке предпринимателя, закупочная цена кофейных зерен увеличилась втрое — с 500 до 1,5 тысяч рублей за килограмм.

«За последние 10 лет стоимость закупки кофейных зерен возросла втрое, молока — вдвое. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими расходниками: все значительно подорожало. В результате нам приходится корректировать цену для конечных покупателей, что, конечно, вызывает недовольство у них», — поделился Иван.

фото:  freepik.com. /  freepik.com.

Рост цен связан и с колебаниями валютного курса, так как зерно закупается по биржевым котировкам. Кроме того, на стоимость влияют неблагоприятные погодные условия, приводящие к снижению урожая на плантациях.

«Фермеры повышают цены на зерно, что ведет к росту его стоимости на бирже. Мы приобретаем зерно непосредственно у обжарщиков, которые сами покупают его на бирже и занимаются его обжаркой. Соответственно, окончательная цена зерна, которую мы платим, формируется обжарщиком», — объяснил предприниматель.

Иван Гончаренко также пояснил, что для того, чтобы иметь возможность самостоятельно закупать зерно на бирже и заниматься его обжаркой, кофейня должна достичь определенного уровня развития. По его оценкам, в 2024 году стоимость готового напитка увеличилась на 10%. Относительно следующего года, он выразил надежду, что повышение цен не потребуется, хотя многое будет зависеть от внешних факторов.

Кофе – спутник хорошего настроения

Несмотря на то, что кофе и горячие напитки традиционно пользуются спросом, в последнее время в Краснодаре наблюдается особый всплеск интереса к ним, отмечает Иван. Он связывает это с тем, что кофе стало неотъемлемой частью прогулок и совместного досуга горожан.

«Кофе — это не просто напиток для согрева; скорее, он сопровождает вас в прогулках. Когда вы гуляете с кем-то, будь то молодой человек, девушка или друзья, вы берете кофе и наслаждаетесь общением. Кофе становится спутником хорошего настроения. На юге, где много теплых дней, чем больше людей выходит на прогулки, тем больше они потребляют кофе. Также кофе часто пьют во время встреч прямо в кофейнях, особенно если речь идет о деловых переговорах, кофе-брейках или романтических свиданиях», — считает Иван.

фото:  freepik.com. /  freepik.com.

Тем не менее, по оценкам предпринимателя, в этом году количество посетителей в его кофейнях осталось на уровне прошлого года и не продемонстрировало значительного роста. Несмотря на популярность кофе, усиливается и конкуренция.

Иван убежден, что в основном в Краснодаре развиваются крупные сетевые игроки, тогда как новых независимых заведений открывается сравнительно немного.

«Мы замечаем, что основные краснодарские сети активно расширяются, их становится все больше. Зато новых брендов и названий появляется совсем мало — я уже давно не видел чего-то свежего», — рассказал предприниматель.

Откуда берутся тренды

Иван подчеркнул, что каждое полугодие в его кофейнях обновляется сезонное меню, соответствующее временам года: осенью и зимой предлагаются одни блюда и напитки, весной и летом — другие. Меню десертов пересматривается каждые шесть месяцев или ежегодно.

«Кроме того, у нас есть авторские чаи и лимитированные напитки, которые меняются раз в год в зависимости от предложений управляющей компании. Эти напитки разрабатываются нашим шеф-поваром, а затем становятся доступны по всей стране, часть денег с их продаж направляется на  благотворительность», — поделился Иван.

Владелец отметил, что все кофейные тренды приходят с Запада или из Азии. Молодежь, по его наблюдениям, предпочитает новинки и необычные напитки, причем объемом около 500 мл. Люди среднего возраста, напротив, тяготеют к классическим вкусам и напиткам. «Тренд для молодежи — это постоянные обновления и новшества. Старшее поколение остается верным классике», — прокомментировал он. Наиболее популярными напитками по-прежнему остаются капучино и латте, а также лимонады и холодные кофейные коктейли, такие как айс-латте и фраппе.

Несмотря на широкий ассортимент напитков, любимый у Ивана остается неизменным — классический капучино среднего размера без добавок.

фото: rawpixel.com / freepik.com.

Планы на развитие и господдержка

В 2025 году Иван намерен обновить существующие кофейни, а также рассмотреть возможность открытия одного-двух новых заведений. Для дальнейшего развития бизнеса Иван Гончаренко воспользовался государственной поддержкой. Он обратился в Фонд микрофинансирования Краснодарского края и получил микрозайм по программе «Бизнес-оборот».

«Микрозайм мы направим на пополнение оборотных средств для закупа расходных материалов, которые используем для приготовления напитков. Потому что сейчас праздники, нужна большая закупка, плюс в январе нужно, чтобы все расходные материалы и ингредиенты были на складе. А вообще микрозаймы помогают в развитии и при открытии новых точек», — поделился предприниматель.

Иван Гончаренко поделился, что берет микрозайм уже не в первый раз. Ранее полученные деньги ему помогли расплатиться за аренду в период пандемии.

В рамках программы «Бизнес-оборот» деньги предоставляют на пополнение оборотных средств, материально-производственных запасов.

Всего Фонд микрофинансирования Краснодарского края предоставляет 20 видов займа по разным программам.

Унитарная некоммерческая организация — микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края», ИНН 2310981029. Не оферта.

Узнать подробности можно на сайте организации или по телефону (861) 298-08-08.

реклама, https://fmkk.ru

Читайте нас в социальных сетях