Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич рассказал «Деловой газете.Юг», что помогает малому и среднему бизнесу быстрее адаптироваться к вызовам, какой эффект дают меры господдержки и как малые предприниматели участвуют в обеспечении технологического суверенитета.
— С какими главным вызовами столкнулись представители МСП в уходящем году?
— Основными вызовами в 2024 году для малого и среднего бизнеса, стало, безусловно удорожание кредитов. В этих условиях Корпорация МСП продолжила предоставлять «зонтичные» поручительства на прежних условиях, что давало предпринимателям возможность при недостатке залогов все-таки получить финансирование. И выдавались, и выдаются они бесплатно.
Корпорация берет на себя риск за предпринимателей. За прошедшее с момента запуска время (с осени 20221 года) МСП привлекли с помощью данного механизма около 1 трлн рублей). За три квартала 2024 года – это свыше 338 млрд рублей (почти в два раза больше, чем было за девять месяцев прошлого года).
Чтобы таргетировано поддерживать бизнес по территориальному признаку, мы запустили специальные «зонтичные» поручительства с повышенным уровнем покрытия риска для Дальнего Востока, Кавказа, Крыма и Севастополя, а также приграничных и новых регионов. С их помощью предприниматели привлекли почти 28 млрд рублей, что помогло им вести бизнес в особых условиях данных регионов. Кстати, специально для МСП приграничных регионов мы с Банком России также запустили специальную программу кредитования. За счет нее местный бизнес получил свыше 2 млрд рублей кредитов.
За Корпорацией закреплена функция мониторинга соблюдения правительственной квоты на закупки у малого и среднего бизнеса. И благодаря в том числе ей в 2024 году три из четырех договоров крупнейших заказчиков в рамках 223-ФЗ заключалось с МСП-поставщиками. На конец ноября сумма закупок у малого и среднего бизнеса достигала порядка 7,3 трлн рублей, при этом количество МСП-поставщиков выросло более чем вдвое – со 105 тыс. до более чем 213 тыс. Одновременно наблюдается переход лидерства по объемам закупок от торговых услуг к продукции обрабатывающих производств. Доля производственной продукции уже достигла 39% (около 2,4 трлн рублей).
— Дефицит кадров в 2024 году стал одной из главных трудностей не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупных компаний всех отраслей. Какие стратегии использовали представители МСП для решения проблемы?
Кадровый вопрос, безусловно, всегда стоял особняком в малом и среднем бизнесе. Сфера МСП, наверное, наиболее чувствительно реагирует на изменения рынка труда. Здесь есть целый комплекс факторов, и не только финансовых. К примеру, в регионах есть довольно сильные центростремительные тренды – многие хотят быть поближе к административному центру региона или столице. Этот вопрос актуален, например, для Дальнего Востока, Сибири.
Свое влияние на кадровый вопрос оказывает и крупный бизнес, который внимательно следит за «поляной» МСП и переманивает квалифицированные кадры. Конечно, с крупными компаниями нашим малым и средним предприятиям трудно конкурировать по уровню зарплат, предлагаемому соцпакету, возможностям для развития, обучения, получения новых компетенций и т.д.
Одно из больших направлений работы – популяризация предпринимательства. Здесь существует прямая корреляция, сектор МСП чувствует себя лучше — люди охотнее идут работать в малый и средний бизнес. И тут важно подчеркнуть, что меры господдержки дают весьма осязаемые эффекты.
Так, наш анализ эффективности мер финансовой поддержки бизнеса показал, что получатели финансовых мер господдержки в шесть раз реже закрывают свой бизнес на дистанции трех лет. При этом через год после получения мер господдержки МСП демонстрируют более высокие показатели по выручке и занятости: вдвое больший рост доходов и в восемь раз больше рост численности работников.
Использование мер господдержки также снижает риски закрытия: у не получавших их предприятий он в два раза выше, чем воспользовавшихся мерами господдержки.
— На фоне экономических вызовов, выросла ли потребность бизнеса в 2024 году в финансовой поддержке от государства? Повысился ли запрос на льготное кредитование?
Спрос на финансовую поддержку от государства есть всегда. В этом году малый и средний бизнес за 9 месяцев привлек почти 715 млрд рублей (из них более 163 млрд рублей – на инвестиционные цели) с использованием инструментов Национальной гарантийной системы (НГС), оператором которой является Корпорация МСП.
В 2024 году вырос спрос на гарантийную поддержку — объем гарантий и поручительств в рамках НГС вырос на 11% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, до 282 млрд рублей. Выросло и число получателей поддержки – на 79%, до общего числа почти 55,5 тыс. (31 тыс. годом ранее). И при примерно тех же объемах финансовой поддержки, что и в прошлом году, мы наблюдаем снижение «среднего чека» и используем это, чтобы поддержать большее число предпринимателей (прежде всего, из приоритетных для государства сфер).
— Сегодня в России делают ставку на развитие высоких технологий. Какие направления высокотеха, по вашему мнению, являются перспективными для МСП?
— Одна из трех масштабных задач, которая зафиксирована в обновленной стратегии развития Корпорации МСП – это расширение участия малого и среднего бизнеса в обеспечении технологического суверенитета. До 2030 года объем закупок технологичной продукции у МСП должен составить порядка 1,2 трлн рублей.
Вообще, в обществе распространен устарелый стереотип, что МСП – только про торговлю и услуги. Вот простой пример, который поможет его опровергнуть: сегодня каждый второй производитель беспилотников – это как раз представитель малого и среднего бизнеса, МСП оперативно ответили на запрос, который возник в стране.
И таких высокотехнологичных примеров достаточно. Мы всячески поддерживаем и помогаем расширять возможности МСП, стимулируя их рост, стремление к увеличению качества и объемов выпускаемой продукции. Например, Корпорация МСП совместно с госкомпаниями развивает «выращивание» МСП-поставщиков с дальнейшим выходом на подписание офсетных договоров. На сегодняшний день при нашем участии заключено 11 «офсетов» с малым и средним бизнесом на 6 млрд рублей. Это наши МСП, которые успешно импортозаместили ушедших иностранных поставщиков, в том числе сложной, высокотехнологичной продукции.
Чтобы не быть голословным, несколько примеров. По одному из офсетных договоров Автодор-Платные дороги уже поставлено 40 тыс. транспондеров. По другому офсетному договору РЖД получило в запланированных на 2024 год объемах средства малой механизации. Почти 86,5 тон огнестойкого турбинного масла произведено и поставлено по заказу компаний группы ИнтерРАО. В рамках офсетного договора с Росгео идут поставки бурильных труб и алмазного бурового оборудования.
Или вот еще пример: предприятие из Белгородской области стало поставщиком металлорежущего инструмента для Объединенной авиастроительной корпорации на 1,5 млрд рублей. До этого он закупался за рубежом – в Швеции и Германии.
— В ходе форума «Россия зовет!» президент РФ Владимир Путин отмечал, что отечественные бренды стали развиваться быстрее после ухода с рынка западных компаний. В каких отраслях, по вашим наблюдениям, компании из категории МСП за последние два года открыли больше всего новых брендов?
— Прежде всего, МСП лучше и быстрее крупного бизнеса адаптируются к изменениям условий работы. Малый бизнес более мобилен, наши предприниматели инициативны и, как говорится, держат нос по ветру, реагируя на конъюнктуру. В том числе по этой причине именно малый бизнес активно заходит в освободившиеся ниши, перестраиваясь под обновляющиеся условия работы (изменение цепочек поставок, поиск новых партнеров, рынков сбыта).
Безусловно, немаловажное значение здесь имеют и меры господдержки, которые помогали и помогают предпринимателям двигаться вперед, расти и масштабироваться.
За несколько лет санкционного давления бизнес не просто адаптировался к текущим условиям, он сумел их использовать в своих интересах. Так, наши бренды в легкой промышленности активно замещают освободившиеся ниши не только в России, но и выходят на рынки третьих стран. Спрос на российские бренды одежды, обуви, сейчас очевиден. И наши МСП-компании на него охотно откликаются. Сегодня в сфере производства одежды зарегистрировано около 35 тыс. МСП. При этом каждый четвертый предприниматель – новый, зарегистрированный в 2023 году, начале 2024-го.
Стремление наших брендов одежды и обуви выйти на новые рынки сбыта мы поддержали. Это были специальные «зонтичные» поручительства для легкой промышленности (с повышенным предельным уровнем выплат и уровнем потерь 6%), а также в январе этого года в пилотном режиме мы также запустили проект «МСП шьет». Мы помогаем участникам со сбытом своей продукции. МСП получают места на офлайн – торговых площадках на специальных условиях. Плюс поддержка в виде различных программ от Корпорации МСП и доступ к участию в специальных акселераторах.
— В своем Telegram-канале вы отмечали, что в 2024 году выросло количество вопросов от бизнеса, касающихся правовой поддержки. В связи с чем, на ваш взгляд, это связано? Как бизнес решал проблемы в данной сфере в 2024 году?
— Вопросов поступает всегда много, и определенный всплеск всегда наблюдается в начале года. Это обусловлено вступлением в силу новых законодательных норм, изменений в подзаконные нормативно-правовые акты. 2024 год был ознаменован ростом ключевой ставки и соответственно увеличением процентов по кредитам. В этих условиях много вопросов касалось юридических аспектов повышения ставок, возможностей реструктуризации кредитов с точки зрения условий заключенных договоров и т.д.
Вообще, надо отметить, что у нас в Корпорации одно из важнейших направлений работы – это как раз правовая поддержка малого и среднего бизнеса. Для этого у нас есть несколько каналов. Первый – это личное обращение в Корпорацию МСП по телефону, через нашу электронную почту, официальные страницы в социальных сетях. Плюс у нас на МСП.РФ есть «Законодательный дайджест», где на регулярной основе выходят материалы с разъяснениями актуальных изменений нормативно-правовой базы.
Кроме того, у предпринимателей есть возможность бесплатно получить консультации по юридическим вопросам через специальный сервис «Правой гид» на Цифровой платформе. Через него предприниматели получают подробные разъяснения по вопросам, связанным с началом бизнеса, оформлением документов, заключением договоров, соблюдением обязательных требований и рядом других. То есть по всем моментам, которые бизнес сталкивается в своей повседневной деятельности. В дополнение к «Правовому гиду», который создан для получения юридической информации, для отправки жалоб и решения проблем предпринимателей на МСП.РФ действует «Сервис 360».
Также подписчики моего телеграм-канала знают, что я сам как юрист по одному из образований, периодически делаю посты по важным юридическим вопросам или лично разбираю предпринимательские кейсы с этой точки зрения. И, если ко мне обращаются за помощью, никогда не прохожу мимо.
— В конце ноября Минэкономразвития представило проект закона «О платформенной экономике». По вашим оценкам, какие вопросы во взаимоотношениях с марктеплейсами для МСП сегодня стоят особенно остро? На что чаще всего жалуются предприниматели и растет ли число таких жалоб? Какие правовые пробелы во взаимодействии бизнеса и маркетплейсов требуют заполнения?
— Сегодня очевидно, что несмотря на все сложности и имевшие место конфликты, МСП продолжает торговать на маркетплейсах. Это выгодно и удобно. Но это не значит, что с МСП можно вести себя не по-партнерски. Мы помним, что в апреле прошлого года у предпринимателей был конфликт с известным марктеплейсом. Тогда мы подписали Меморандум о взаимодействии маркетплейсов с субъектами МСП, в котором стороны меморандума (Озон, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет Вайлдберриз) заявили о намерении вести работу исходя из презумпции финансовой добросовестности, применять принципы соразмерности взаимной ответственности и стремиться создавать для своих партнеров благоприятные условия.
Корпорация со своей стороны обеспечила на Цифровой платформе МСП.РФ в рамках «Сервиса 360» возможность для предпринимателей направлять обращения по вопросам обеспечения их прав и законных интересов в рамках сотрудничества с маркетплейсами.
Со стороны МСП мы видим три основных проблемы во взаимоотношениях с маркетплейсами. Первая и самая чувствительная для предпринимателей – это размер комиссий за услуги, взимание необоснованных, несопоставимых с прямыми убытками маркетплейсов штрафов, отсутствие возможности обжаловать их в досудебном порядке до их фактического списания. Вторая проблема – отсутствие стабильной и конструктивной коммуникации с маркетплейсами по проблемным вопросам. Третья – одностороннее изменение условий оферты, по результатам которых партнеры зачастую ставятся в невыгодное положение.
— По вашему мнению, что станет главными вызовами для бизнеса в 2025 году? Какие из сложностей, с которыми компании сталкивались в 2024 году, могут сохраниться и в будущем году? На что предпринимателям следует обратить особое внимание, какие превентивные шаги стоит предпринять уже сейчас?
— Не совершу, наверное, открытия, если скажу, что сейчас основное внимание предпринимателей приковано к ключевой ставке. И мы в Корпорации МСП тоже не оставляем ее без внимания. Для нивелирования ее влияния на работу МСП мы реализуем наиболее востребованные, эффективные инструменты поддержки. Также мы разрабатываем и запустим в следующем году новые механизмы, которые помогут нашему бизнесу успешно работать, развиваться, масштабироваться.
В конце 2024 года мы в Корпорации МСП обсуждали стратегию развития до 2030 года. Она нацелена на достижение цели указа Президента по опережающему росту дохода на одного работника МСП. Для этого необходимо будет обеспечить переход от количественного роста численности малых и средних предприятий к качественному. На это будут направлены все действующие и новые инструменты, система управления которыми выстраивалась последние несколько лет с опорой на обратную связь от бизнеса и аналитику от Цифровой платформы МСП.РФ.
Ожидается, что до 2030 года совокупно по всем финансовым программам Корпорации МСП на развитие малых и средних компаний будет направлено 5,3 трлн рублей. Из них 2,5 трлн рублей будет таргетировано на развитие компаний отраслей экономики предложения. Это обрабатывающие производства, отечественные бренды, городская экономика, IT, высокие технологии, малые технологические компании и индустрия гостеприимства.
Так, будут сохранены действующие программы, показавшие свою эффективность и востребованность в текущих экономических условиях. В частности, продолжит работу механизм «зонтичных» поручительств. Кроме того, в 2025 году планируется запуск новых льготных кредитных программ для поддержки инвестиционных проектов МСП в таких отраслях, как туризм, IT, научно-техническая деятельность, производственный бизнес, в сфере станкостроения и робототехники.