Фото: freepik / freepik.com

Малый бизнес на большом пути

Как МСП наладить экспортные поставки

Экспорт предоставляет предприятиям малого и среднего бизнеса уникальные возможности для расширения объемов продаж, установления новых торговых связей, укрепления конкурентоспособности и повышения узнаваемости продукции.

Эксперты рассказали «Деловой газете. Юг» о том, в каких странах востребованы российские товары, что лучше всего подходит для экспорта, каких ошибок следует избегать при международных поставках, а также оценили затраты на выход предприятия на зарубежные рынки.

Как начать экспорт

Выход на международные рынки представляет собой сложную задачу, особенно для предприятий, которые ранее работали исключительно на внутреннем рынке и не имели опыта регулярных внешнеэкономических операций.

Как отметил директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников, принимая решение о выходе на внешние рынки, руководство предприятия должно сознательно пойти на расширение выполняемых функций и провести качественную подготовку.

По словам Романа Воротникова, чаще всего бизнес сталкивается с недостатком экспортных компетенций и квалифицированного персонала, дефицитом или отсутствием финансовых ресурсов, логистическими трудностями, а также необходимость изучать таможенные правила и вопросы лицензирования и сертификации.

«Специалистами Центра поддержки экспорта на постоянной основе проводится мониторинг ситуации, связанной с поставками на внешние рынки продукции региона, подготовка аналитических отчетов и рекомендаций для улучшения экспортной деятельности субъектов МСП региона», — сказал директор центра поддержки экспорта.

Фото: freepik / freepik.com

Спрос на чипсы и мороженое

Как отметила руководитель регионального отделения Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей в Краснодарском крае Екатерина Балашова, на 2023 год более 120 предприятий МСП были внесены в каталог действующих экспортеров Кубани. Большая часть поставляет на внешние рынки продукцию АПК, но есть также поставщики техники, станков, химической продукции и разных услуг.

По данным Романа Воротникова, только с начала 2024 года более 800 предприятий из категории МСП получили поддержку регионального Центра поддержки экспорта, им оказали порядка 3 тыс. услуг.

Как уточнил директор центра, Краснодарский край входит в тройку крупнейших российских регионов, экспортирующих продукцию АПК. Основной вид экспортной продукции — зерновые культуры. Также значительную долю в экспорте занимают продовольственные товары, к которым относятся готовые пищевые продукты, бакалея, кондитерские изделия и продукты здорового питания.

Также экспортируются растительные масла, в том числе подсолнечное, сахар, корма, удобрения, крахмал.

«У перерабатывающих предприятий Краснодарского края большой потенциал. Продукция, которую они производят, конкурентоспособна и востребована на международных рынках», — сказал директор Центра поддержки экспорта.

Роман Воротников добавил, что на экспорт также отправляют строительные материалы, различные изделия из камня, гипса, стекла, продукцию химической промышленности, деревообработки и многое другое.

По словам Екатерины Балашовой, как правило, в дружественных странах быстро набирает популярность такая продукция российских производителей как чипсы, снеки, молочные продукты, конфеты, шоколад, мороженое, макароны, мясные полуфабрикаты, газированные и слабоалкогольные напитки и т.д.

В то же время, уверена эксперт, не только у продуктов питания есть экспортный потенциал. Производители высокотехнологичной продукции, в том числе программного обеспечения, тоже востребованы на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

«В наше время сложно ожидать наличия незанятых рынков. В то же время политическая и экономическая ситуация диктует выбор поставщиков продукции каждой стране. Кто-то отказывается от российской продукции, а кто-то, наоборот, замещает ею дорогие западные аналоги. Сейчас в Краснодарском крае развиваются целые отрасли, у которых огромный экспортный потенциал: химическая промышленность, фармацевтика, агрохимия, текстильная отрасль, а также туристические услуги, медицинская и киноиндустрия», — сказала Екатерина Балашова.

Фото: freepik / freepik.com

И в Индию, и в Египет

По словам руководителя регионального отделения Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, за прошедшие два года структура внешнеторговых связей региона очень сильно поменялась. В ней остались неизменные партнеры, такие как Китай, Турция и страны ближнего зарубежья, но появились и новые — страны Африки и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Помимо этого, расширяются связи с Египтом, Индией, Вьетнамом. Перспективными рынками являются страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Как отметил Роман Воротников, в центре ведется переориентация экспортных потоков в новые целевые страны, при этом работу продолжают вести и на традиционных рынках сбыта (ЕАЭС, СНГ), где есть возможность проследить динамику спроса и предугадать потребности, а также уже сформировался широкий перечень контактов среди бизнеса, правительственных организаций и ассоциаций.

Какие документы нужны экспортеру

Как отметила Екатерина Балашова, со стороны России требования для осуществления экспорта минимальные. Перечень документов определяется характером товара — фитосанитарная или ветеринарная сертификация для продуктов питания, документы происхождения для оборудования и т.д.

«Гораздо больше времени и сил экспортеру приходится потратить на изучение требований страны-покупателя к ввозимому товару — и у каждой страны требования свои. Например, для поставок в Китай нужно пройти регистрацию в системе CIFER, для поставок в арабские страны — получить сертификат халяль, для экспорта в Сербию — сертификат происхождения определенной формы», — сказала руководитель регионального отделения Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей в Краснодарском крае.

Разные требования к поставкам могут привести к дополнительным временным и денежным затратам, и даже потребовать достаточно серьезных изменений рецептуры, упаковки и технологических процессов.

В первую очередь, сказала Екатерина Балашова, экспортный договор должен включать количество и стоимость поставляемой продукции, более того, не менее важно договориться о месте передачи груза и условиях оплаты.

«Мало компаний заранее изучают вопрос и включают в договор перечень документов, необходимых покупателю для таможенной очистки и продажи товара на внутреннем рынке и подтверждающих качество товара по стандартам страны покупателя. У нас очень слабо развит экспортный маркетинг, поэтому и затраты на маркетинговую составляющую крайне редко фигурируют в экспортных договорах», — считает Екатерина Балашова.

фото: katemangostar / freepik.com

Учитывать все затраты

Один из актуальных вопросов при выходе на внешний рынок, как отметила  Екатерина Балашова,защита интеллектуальной собственности. По ее словам, бывают такие ситуации, когда компания-экспортер отправляет потенциальному партнеру образцы продукции, а затем обнаруживает, что партнер зарегистрировал торговую марку и получил исключительное право на продажу этой продукции на своем рынке.

Эксперт добавила, что экспортеру важно учитывать все затраты, поскольку значительная разница в стоимости товара в России и на зарубежных рынках сама по себе не всегда гарантирует высокую прибыль.

«Между этими рынками лежит логистика, таможенные пошлины, налоги и другие ограничения регулятора. Все это нужно считать в комплексе вплоть до рецептуры и упаковки, чтобы адекватно оценивать сроки окупаемости экспортного проекта, в который сначала нужно будет вложиться, чтобы через время стабильно получать прибыль», — подчеркнула Екатерина Балашова.

Эксперт также добавила, что расчеты практически со всеми странами для российских компаний затруднены из-за санкций. Для создания безопасного канала расчетов, который устраивал бы обе стороны, скорее всего, потребуются дополнительные связи, время и ресурсы, отметила Екатерина Балашова.

Еще одна сложность, добавила эксперт, заключается в том, что многие компании, начинающие экспортную деятельность, зачастую не располагают сотрудниками, владеющими иностранными языками, не говоря уже об опыте в международной торговле.

«В таких условиях велика вероятность недооценить риски экспортной деятельности. Оптимально выходить на экспорт, имея штат сотрудников, знакомых с международной логистикой, валютной бухгалтерией, банковскими продуктами, мерами государственной поддержки — или обращаться за услугами опытных агентов», — посоветовала руководитель регионального отделения Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей в Краснодарском крае.

Тамерлан Казаков, директор кондитерского предприятия «Элза»

Мы начали экспортировать продукцию много лет назад, примерно в 2000 году. На тот момент единственным партнером был Азербайджан. На данный момент мы экспортируем почти во все страны таможенного союза и дальнее зарубежье, например, Монголия, Грузия, Азербайджан.

У каждой страны есть свои вкусовые предпочтения. Исходя из экспортного опыта, мы понимаем, в какой стране, какая продукция более востребована. Условно, для Узбекистана и Киргизия сладкие товары — базовые, а в Китае такое не любят. Мы все делаем по российскому ГОСТу, но в страны отправляем в зависимости от предпочтений. Даже в дружественных странах, где вкусы должны быть схожи, бывают разные предпочтения. Например, Грузия и Казахстан, одно и то же печенье, но один нужно темное, другим – светлое. В такие страны как Киргизия и Казахстан, где живут в основном мусульмане, нужен сертификат халяль. Поэтому экспортировать можно все, главное подстроиться под страну-импортера.

Если мы говорим про страны, которые не входят в таможенный союз, то для поставки товаров туда нужны декларации соответствия, сертификация происхождения товаров, и маркировка на языке страны, в которую экспортируется товар.

Что касается Азии, в частности Китая, то мы можем адаптировать упаковку под них и поменять маркировку, но названия товара и общий вид остается российским и сохраняется идентичность.

Затраты компании при подготовке к экспорту могут быть разные, в зависимости от того, сколько наименовании продукции отправляется. Мы используем услуги таможенного брокера, но в штате его не держим, поэтому он работает на аутсорсе, и мы платим ему в зависимости от страны и наименований товара, минимально получается около 4 тыс. рублей, если речь идет о Беларуси, которая является страной таможенного союза. В Грузию и Монголию это обойдется в 10 тыс. рублей, и оформление сертификата происхождения товара — тоже в 10 тыс. рублей. Поэтому как-то приравнять всех невозможно, но в целом в пределах 5−25 тысяч рублей.

Составляя экспортный контракт нужно указать, какие документы будет необходимо предоставить при экспортной поставке.  Бывает так, что, несмотря на стандартных партнеров, появляется комплект документов, который вначале не проговаривался. Конечно, нужно обращать внимание на документальное сопровождение, обязательства по оплате и приемке товара. Что касается трудностей, то их обычно не возникает, все ситуации стандартные, но главное — правильно прописать контракт, оформить комплект документов, который нужен при ввозе в страну.

Анастасия Матевосова

Читайте нас в социальных сетях