На итоговом заседании Банка России было принято сохранить ключевую ставку на уровне 21%. Регулятор решил взять паузу и не повышать ключевую ставку, поскольку в ноябре рост розничного кредитования практически остановился, а рост корпоративного – замедлился. Руководство Центробанка решило понаблюдать, как экономика будет подстраиваться к новым условиям.
Как высокая ставка влияет на показатели розничного и корпоративного кредитования, сдерживает избыточный спрос на рынке, а тем самым цены, а также почему сейчас выгоднее держать деньги на депозитах, чем на картах, «Деловой газете.Юг» рассказала управляющий Отделением по Ростовской области Банка России Наталья Леонтьева.
— Банк России держит курс на повышение ключевой ставки, при этом последнее решение 20 декабря для многих стало неожиданным, когда регулятор сохранил ставку на уровне 21% годовых. Прокомментируйте, почему было принято такое решение?
— В октябре Банк России, действительно, допускал возможность повышения ключевой ставки на следующем заседании. Однако такое решение не было предопределено, ведь ситуация с денежно-кредитными условиями в стране меняется достаточно быстро. С октябрьского заседания денежно-кредитные условия ужесточились сильнее, чем следовало из изменения ключевой ставки. Это в том числе связано с реакцией банков на регуляторные меры.
Так, Банк России планомерно повышает требования к капиталу и ликвидности банков для увеличения их финансовой устойчивости. Теперь кредитные организации вынуждены более экономно использовать свой капитал и закладывать в конечные ставки для клиентов более высокие премии за его использование.
Также банки консервативнее подходят к оценке рисков на заемщиков, что тоже отражается на ставках по кредитам. Как результат, мы видим охлаждение кредитования в стране. В ноябре рост розничного кредитования практически остановился, а рост корпоративного – замедлился впервые за долгое время.
Для того, чтобы понять, насколько эти тенденции устойчивы и как экономика будет подстраиваться к новым условиям, на последнем заседании регулятор принял решение взять паузу и не повышать ключевую ставку.
— Как высокая ставка влияет на жизнь обычных людей как оно повлияет на жизнь обычных людей?
— Для нас с вами высокая ключевая ставка – это дорогие кредиты, но в то же время более выгодные депозиты. Например, максимальная процентная ставка по рублевым вкладам превышает 22% годовых. Это данные десяти крупнейших по объему депозитов банков в стране в первой декаде декабря. В таких условиях выгоднее большую часть дохода разместить на срочном вкладе, отложив на некоторое время крупные покупки. И мы, действительно, видим приток средств граждан на депозиты.
— Когда населению ждать, что цены перестанут расти так быстро?
— Можно сказать, что с помощью высокой ключевой ставки регулятор мотивирует россиян больше сберегать и меньше тратить. Банк России делает это, чтобы охладить избыточный спрос и тем самым сдержать рост цен. Сейчас экономика перегрета – спрос в стране быстро растет, в том числе из-за масштабных бюджетных расходов со стороны государства.
Предложение, хоть и увеличивается высокими темпами, за спросом не успевает. Чтобы расширить производство, многим компаниям в первую очередь не хватает специалистов в условиях дефицита на рынке труда. В итоге производители не могут в полной мере удовлетворить возросший спрос. При этом он позволяет предприятиям активнее перекладывать в цены увеличившиеся затраты, в том числе на оплату труда персонала.
Из-за нехватки кадров компании поднимают зарплаты, чтобы удержать имеющихся сотрудников или привлечь новых специалистов. В совокупности все это приводит к тому, что цены на товары и услуги растут быстрее, чем хотелось бы. По прогнозу, инфляция в 2026 году снизится до 4% в год и останется вблизи этого уровня в дальнейшем.
— Как высокая ключевая ставка повлияла на экономику Юга России, в частности, Ростовской области?
— Рост потребления на Дону замедлился. В числе прочего к этому привело снижение кредитной активности граждан. Например, в ноябре банки выдали на 10,3% меньше потребкредитов, чем в октябре. Это следствие повышения процентных ставок, а также ужесточения макропруденциальных требований.
В частности, Банк России установил на четвертый квартал 2024 года более строгие ограничения на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Ипотека, особенно рыночная, также пользовалась меньшим спросом. Объем кредитования в ноябре по сравнению с октябрем снизился более, чем на 20%. В целом обязательства по кредитам жителей Дона росли год к году меньшими темпами, чем раньше.
При этом в корпоративном сегменте спрос на кредиты в октябре по сравнению с сентябрем увеличился, в основном со стороны крупных заемщиков. Ряд компаний привлекал средства на финансирование текущей деятельности. Вместе с тем из-за повышения процентных ставок донские предприятия кредитовались не так активно, как год назад. Как итог, рост корпоративного портфеля в регионе в годовом сравнении замедлился.
— Какими способами бизнес может нивелировать ее влияние?
— Сейчас у организаций отдельных видов деятельности по-прежнему есть возможность воспользоваться льготными программами кредитования, процентные ставки по которым ниже рыночных, а также микрофинансовой поддержкой.
Также в период высоких ставок бизнес, как и граждане, может заработать, разместив свободные денежные средства на депозит. В среднем по стране процентная ставка по наиболее востребованным предприятиями краткосрочным сберегательным продуктам в октябре была выше 19% годовых.
— Как долго ключевая ставка будет оставаться такой высокой?
— Требуется длительный период высоких ставок, чтобы снизить спрос и вернуть инфляцию к цели – вблизи 4% в год. При этом декабрьское решение о сохранении ключевой ставки следует воспринимать именно как паузу, а не как завершение цикла повышения.
Если в ближайшие месяцы тенденции в охлаждении кредитования окажутся неустойчивыми, то есть развернутся вверх, а инфляция продолжит ускоряться, Банк России вернется к обсуждению вопроса о повышении ключевой ставки. Говорить о ее снижении преждевременно. Для такого разворота нужно дождаться замедления инфляции, убедиться в устойчивости этого процесса, увидеть снижение инфляционных ожиданий.
Анастасия Талызина
Информационный обзор редакции