Ошибки случаются не только у новичков, но и у опытных предпринимателей. Эксперт по маркетингу Инна Попова-Левина поделилась, какие промахи часто допускаются при продвижении бизнеса и как их можно избежать.
Главные ошибки сводятся к следующим моментам:
- Желание делегировать проблему
Особенно это относится к желанию делегировать маркетинговые задачи. Однако здесь важно не просто перепоручить работу, а грамотно делегировать. Как пояснила эксперт, делегирование подразумевает, что сначала нужно самому разобраться в процессе, а затем передать его другому специалисту. Но многие начинающие специалисты и предприниматели действуют иначе.
Эксперт отметила, что нанимать маркетолога стоит, когда предприниматель освоил основы маркетинга, чтобы правильно выбрать специалиста, подходящего ему и его бизнесу.
«Но на первом этапе не рекомендую передавать маркетинг другому человеку. Недавно одна моя клиентка написала мне такую цитату: «Маркетинг слишком важен, чтобы оставлять его на попечение маркетинга и смм»», – поделилась Инна Попова-Левина. - Не уделять нужное внимание маркетингу
Эксперт отметила, что маркетинг и продажи являются ключевыми бизнес-процессами, и если они не работают должным образом, успех маловероятен. Многие предприниматели начинают с разработки продукта и фокусируются именно на нем.
«Например, человек печет торты и он совершенствуется именно в этом, изучает новые рецепты, повышает свой профессионализм. То есть в продукте он развивается очень хорошо, но часто не учитывают, что маркетинг и продажа – это технология и ее точно также можно изучить. А уже потом ее можно делегировать», – привела пример Инна Попова-Левина.
Начинающим специалистам и предпринимателям следует осознать, что даже в небольшом бизнесе, состоящем из одного человека, существуют четыре ключевых процесса:
— Маркетинг;
— Продажи;
— Оказание услуг или производство продукции;
— Управление всем этим.
По словам Инны Поповой-Левиной, стремление скорее передать задачи обычно возникает у новичков, поскольку они опасаются заниматься тем, в чем, как им кажется, недостаточно компетентны. «Они пытаются передать маркетинг и продвижение другим специалистам, не углубившись предварительно в эти вопросы сами», — добавила она.
Решение заключается в том, чтобы сначала самому освоить базовые принципы, а затем уже передавать задачу другим. - Не считать эффективность каждого рекламного канала
Часто предприниматели говорят, что активно занимаются рекламой, но при этом не понимают, во что обходится привлечение одного клиента и какие каналы продаж работают лучше всего, отметила эксперт. Она подчеркнула, что для успешного ведения бизнеса необходимо четко отслеживать показатели конверсии, анализировать затраты и доходы. «Если мы не отслеживаем конверсию, то фактически ориентируемся только на общую выручку и прибыль», — пояснила Инна Попова-Левина. - Не считать стоимость клиента
Стоимость привлечения клиента напрямую влияет на маржинальную прибыль компании. Если она слишком высока, бизнес может работать в убыток, несмотря на высокие продажи. «О грамотном управлении можно говорить только тогда, когда предприниматель анализирует все данные. Бизнес — это цифры», — подчеркнула Инна Попова-Левина». - Реклама в лоб
Сегодня такой подход, отмечает эксперт, не работает, в большинстве случаев сегодня действенным инструментом становится доверительный маркетинг. «Реклама в лоб – это листовки, обращения, кричащие акции, рассылки. Очень похоже на рекламу на рынке, только на рынке продавец подключает и доверительный маркетинг, общаясь с клиентом, рассказывая о товаре и т.д.», – объяснила Инна.
По мнению эксперта, оптимальным способом быстро вывести бизнес на новый уровень сегодня является комбинированный подход: привлечение клиентов с помощью «магнита» и формирование лояльной аудитории за счет, например, ведения полезного блога для своих подписчиков. «Когда есть такая связка – есть результат», – подчеркнула бизнес-эксперт.
Она подчеркнула, что в каждом бизнесе существует три типа аудитории:
— те, кто покупает сразу;
— те, кто никогда не совершит покупку;
— люди, которые пока сомневаются.
Инна Попова-Левина подчеркнула, что если предприниматель использует исключительно прямые продажи, он охватывает лишь около 5% аудитории. Однако, сочетая прямой подход с доверительным маркетингом, он привлекает больше клиентов, включая тех, кто ранее сомневался. - Малый бизнес копирует большой
Проблема заключается в том, что у малого бизнеса нет тех ресурсов, которые есть у крупного. Когда малые и средние компании пытаются воспроизвести успешные маркетинговые стратегии больших корпораций, они редко достигают аналогичных результатов.
Как отметила Инна Попова-Левина, для малого бизнеса цель любого рекламного сообщения – это всегда привлечение целевого клиента. - Делать так, как нравится «мне»
Инна Попова-Левина подчеркнула, что главная ошибка предпринимателя заключается в оценке рекламы через призму личных предпочтений. Эксперт убеждена, что важнее ориентироваться на выбор потенциального покупателя. «Креатив должен быть нацелен на целевую аудиторию, привлекать ее внимание и приводить к нам», — отметила эксперт.
По ее мнению, чтобы реклама была эффективной, нужно четко определить целевого клиента, создать убедительный текст и выбрать подходящие каналы коммуникации. - Бездумная трата ресурсов
Задача малого бизнеса — эффективно использовать ресурсы для привлечения клиентов и повышения прибыли.
По мнению Инны Поповой-Левиной, важно подходить к запуску платной рекламы обдуманно, параллельно используя все доступные бесплатные или малобюджетные методы продвижения.
Ошибки — часть процесса
Как отметила эксперт, ошибки на начальном этапе — нормальная часть процесса, поскольку именно на них предприниматель учится.
«В нашем обществе сложилось неправильное отношение к ошибкам. В школе нас наказывают за них: снижали оценки, ругали учителя, родители вызывали в школу. Таким образом, с самого детства формируется убеждение, что ошибаться — это плохо, а без ошибок ничего достичь нельзя», — поделилась мнением Инна Попова-Левина.
Она также подчеркнула, что лучше совершить ошибку, пытаясь что-то сделать, чем вообще ничего не предпринимать.
Диана Клейн