фото: freepik / freepik.com

Векторы развития МСП

«Деловая газета. Юг» спросила экспертов и представителей бизнеса, что поможет МСП справляться с вызовами 2025 года и что учитывать при формировании стратегий развития в условиях динамично изменяющейся бизнес-среды.

Молодежь, кредиты и спрос

На бизнес юга в 2025 году продолжат оказывать влияние факторы, сформировавшиеся за последние два года: открытие новых ниш, особенно в секторе услуг, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в производственной сфере, а также стремительный рост потребительского спроса, считает доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Краснодарского края Александр Полиди.

«И потребительский спрос лишь продолжит расти, но меньшими темпам, нежели в 2023–2024 годах. Но это все еще будет ощутимый рост», — отметил эксперт.

На южных предпринимателей также окажет серьезное влияние ключевая ставка, считает бизнес-омбудсмен Ростовской области Олег Дереза.

«Важный фактор, который будет влиять на развитие бизнеса в 2025 году, — это ключевая ставка, то есть доступность или недоступность заемных средств. Перед Новым годом Центробанк не увеличил ключевую ставку, хотя все прогнозировали ее повышение. Стоимость кредитных ресурсов осталась на прежнем уровне. Не могу сказать, что это совсем облегчило ситуацию. Но психологически это положительно отразилось на участниках рынка», — сказал он.

Олег Дереза отметил, что на развитие бизнеса на юге также окажет влияние наличие развитой научно-технической базы.

«Все, что влияло на развитие МСП в 2024 году, остается и в 2025-м. Прежде всего, наличие достаточно серьезной научно-технической базы, присутствие на территории Ростовской области серьезных научных центров. Это в том числе вузы, где может воспитываться технический персонал», — добавил омбудсмен.

Собственник агентства недвижимости Vorobev Realty Group Марат Воробьев подчеркнул, что одним из трендов 2025 года может стать активное вовлечение молодежи в возрасте 14–17 лет в бизнес-процессы.

«Я проводил конференцию, и ко мне пришел подросток 14 лет. Оказалось, он занимается бизнесом — торгует напитками на набережной, и ему интересны инвестиции в недвижимость. Он в 18 лет поставил себе цель купить квартиру в центре Сочи за 30 млн рублей и хочет на нее заработать сам. Потом я провел опрос по городу среди людей 14−17 лет и увидел, что молодежь сегодня очень финансово грамотная. На такого потребителя и нужно равняться любому бизнесу. Так делает Баста из Ростова-на-Дону — приглашает молодых людей на сцену, сближается с аудиторией. Он понимает, что это его будущий зритель. Нужно уже сейчас заходить в разные соцсети, где молодежь, которой 12−14 лет, разговаривать с ней на ее языке и продвигать свой продукт», — сказал Марат Воробьев.

Предприниматели в 2025 году могут столкнуться с ростом затрат на оплату труда, обусловленным усугубляющимся дефицитом квалифицированных кадров, считает Александр Полиди.

«То, что сейчас стоимость труда поднялась до восточноевропейского уровня и будет расти и дальше, — однозначно. Вопрос в другом. Если у государства хватит решимости и доброй воли и, самое главное, объективного понимания того, что проблему дефицита кадров можно решить сейчас только контролируемой трудовой миграцией, то ситуация изменится. Тогда тенденция будет смягчена», — сказал доктор экономических наук.

Он добавил, что сами предприниматели могут адаптироваться к данному вызову с помощью роста производительности труда за счет оптимизации процессов. Помочь в этом могут технологии искусственного интеллекта, что, по мнению эксперта, будет еще одним трендом 2025 года.

«Ситуация с нехваткой кадров приведет к взрывному применению искусственного интеллекта, в том числе и в МСП. Это будет носить очень явный характер», — сказал Александр Полиди.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) Ростовской области Светланы Абдулазизовой, справиться с дефицитом кадров помогут принципы ESG.

«Как показывает опыт, созданные здоровьесберегающие условия работы всегда находят положительный отклик у сотрудников предприятий. Если раньше эти практики использовали, как правило, крупные компании, то сейчас их активно внедряют и представители МСП. Забота о здоровье сотрудников способствует повышению их продуктивности и росту лояльности, что снижает экономические потери предприятий», — сказала Светлана Абдулазизова.

Она добавила, что на предпринимателей также повлияет реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года.

Адаптация и рост цен

Согласно опросу «Мониторинг состояния бизнеса в России», инвестиции в расширение бизнеса в 2025 году 55,4% предпринимателей поставили на паузу. Основной причиной стали растущие налоги — на них пришлось 56,9% ответов при множественном выборе.

Как отметил председатель комитета Заксобрания Ростовской области по экономической политике Игорь Бураков, на деле повышение налогов по упрощенной системе налогообложения напрямую не коснется большей части предприятий из-за низкого объема выручки.

Как и любое повышение налогов, это, считает председатель комитета Заксобрания Дона по экономической политике, уведет часть малого бизнеса в теневой сектор. Однако цифровизация при налоговом администрировании сегодня находится на высоком уровне, поэтому уйти в тень предприятиям будет гораздо сложнее, чем раньше.

«Поэтому каких-то масштабных движений мы здесь, скорее всего, не увидим. Кроме того, налог с УСН зачисляется в местные бюджеты, а это дополнительный стимул для местных властей поддерживать малый и средний бизнес, не мешать его развитию. По мнению самих предпринимателей, сохранять низкие налоги в этом секторе гораздо продуктивнее, чем собирать высокие налоги, а потом на часть этих средств реализовывать государственные программы поддержки МСП в виде всевозможных обучающих мероприятий, форумов и других формах нефинансовой поддержки», — отметил Игорь Бураков.

Справиться с негативным влиянием налоговых поправок, по мнению члена Совета Краснодарского местного отделения «Опоры России» Алины Малининой, можно благодаря поиску других поставщиков для снижения затрат и активному изучению мер поддержки от государства.

«Также можно перейти на патентную систему налогообложения для микробизнеса, если это выгодно и возможно», — сказала Алина Малинина.

Вал банкротств маловероятен


Некоторые эксперты полагают, что высокая ключевая ставка и изменения в налоговой политике могут способствовать увеличению числа закрывающихся компаний. Член Совета Краснодарского местного отделения «Опоры России» Алина Малинина отметила, что микробизнес, особенно в сфере торговли, часто не имеет запаса прочности и рост налоговой нагрузки и обязательства по НДС могут стать критичными.

Согласно опросу «Мониторинг состояния бизнеса в России», 29,7% предприятий в сфере торговли и перевозок отметили, что в экономической среде «все плохо и становится хуже». При этом ответ «все хорошо и становится лучше» выбрали 12,5% респондентов.

Бизнес-омбудсмен Ростовской области Олег Дереза, в свою очередь, выразил мнение, что массового банкротства предприятий на юге не ожидается.

«Я не согласен с тем, что Ростовскую область или юг России ждет вал банкротств предприятий. Другое дело, что предприятиям придется вживаться в новую реальность. Товары и услуги, производимые МСП, могут подрасти в цене, если рынок позволит. Может, снизится рентабельность бизнеса, но вряд ли из-за таких изменений предприниматели будут принимать решения о закрытии и банкротстве. Нужно понимать, что в любой экономике есть предприятия и юридические лица, которые банкротятся. Просто иногда, к сожалению, так бывает», — сказал Олег Дереза.

Собственник агентства недвижимости Vorobev Realty Group Марат Воробьев же считает, что на определенном этапе предприниматели займутся переоценкой своих ресурсов: смогут ли они продолжать развивать бизнес и какие шаги для этого потребуются.

«Возможно, будет определенный период, промежуточный вакуум, когда нужно будет понять, как дальше действовать. Если ты сильный, способен идти дальше, то ты поднимешься на новую волну. Закроются слабые, но на их место придут другие», — сказал он.

В целом, как полагает доктор экономических наук Александр Полиди, бизнес может начать менять организационно-правовые формы для адаптации к изменениям.

«Малый и средний бизнес начнет укрупняться в целях сокращения издержек на управление, логистику, поддержание своего бренда, торговой марки. Скорее всего, здесь будут происходить процессы укрупнения и ликвидации искусственно созданных компаний-однодневок, которые теряют свой смысл в связи с новыми налоговыми режимами. Это тенденция, которая точно будет, а вот вал банкротств маловероятен», — сказал доктор экономических наук.

По словам Игоря Буракова, в 2025 году, возможно, сложатся и позитивные факторы, способствующие развитию сектора МСП.

«Например, многие сейчас надеются на перелом в 2025 году в политике ЦБ в части ключевой ставки. Период ее агрессивного повышения должен смениться снижением, а значит, и постепенным возвращением относительной доступности банковских кредитов», — сказал председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике.

фото: freepik / freepik.com


Двигаться вперед


Как отметила Алина Малинина, в 2025 году для развития южным предпринимателям следует использовать свои сильные стороны — климат, ресурсы и туристический потенциал — и быть готовыми к вызовам через инновации, цифровизацию и оптимизацию.

«Уникальные климатические условия позволяют производить высококачественные продукты, поток внутреннего туризма продолжает расти, что открывает возможности для малого бизнеса в сфере гостеприимства, общественного питания и развлечений, а близость к портам и границам делает край удобным для торговли с зарубежными странами. Этим можно пользоваться», — отметила член Совета Краснодарского местного отделения «Опоры России».

По мнению Александра Полиди, сейчас для развития бизнес может сконцентрироваться на масштабировании через стандартизацию процессов.

«Сейчас и через франшизы, и через открытие представительств филиалов и экспансию бизнеса масштабирование развивается очень быстро. Те, кто осознает возможность масштабирования через стандартизацию, через углубление проникновения, через унификацию своих процессов, конечно, выиграют», — сказал доктор экономических наук.

Кроме того, бизнес может сосредоточиться на поиске уникальных торговых предложений для небольших, но стабильных потребительских сегментов. Хотя это направление не обещает быстрого роста, оно характеризуется высокой маржинальностью, отметил Александр Полиди.

Председатель комитета Заксобрания Ростовской области по экономической политике Игорь Бураков считает, что наибольшим потенциалом развития обладают производственные предприятия.

«Здесь есть свободные ниши, связанные с импортозамещением, повышением технологического суверенитета нашей страны. Но малые и средние предприятия слабо вовлечены в решение этих задач. Доля обрабатывающих производств в малом и среднем предпринимательстве по-прежнему составляет не более 10–12%. И этот показатель не меняется на протяжении долгого периода. В то время как потенциально его возможно увеличить до 20–30%, что было бы полезно для экономики в целом», — отметил Игорь Бураков.

По словам вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой, для повышения конкурентоспособности компании также могут расширить рынки сбыта. В случае если МСП — производственник, он может вступить в реестр российских производителей Минпромторга РФ.

«Одной из основных целей промышленного предприятия является расширение рынков сбыта. В последние годы растет объем поставок для государственных нужд и нужд госкорпораций и предприятий естественных монополий. Производитель, подтвердивший производство продукции на территории РФ (с помощью реестра. — Прим. ред.), получает не только преференции при участии в госзакупках и тендерах госкомпаний, но и возможность претендовать на ряд мер государственной поддержки», — сказала Светлана Абдулазизова.

Дарья Коробская, Анастасия Талызина

Читайте нас в социальных сетях