Фото: предоставлено Натальей Лебедевой.

Дать слово ребенку: как ростовский логопед запускает речь молчаливым детям

Ростовчанка основала сеть детских центров, где юных посетителей обучают в том числе правильно разговаривать

В потоке дел и забот взрослые не всегда находят ресурс для качественного времяпровождения со своими детьми. Зачастую дети испытывают потребность не только в получении дополнительных знаний и овладении новыми навыками или в посещении спортивных кружков, но и в посещении развивающих центров, в том числе и по корректировке их речи, дикции. Иногда дети не могут заговорить долгое время после рождения – до 3-4 лет. И тут на помощь, кроме родителей, может прийти профессиональный логопед.

Руководитель и основатель детских центров «Матрешкино» в Ростове-на-Дону, логопед Наталья Лебедева рассказала «Деловой газете.Юг», как она поддерживает малышей, обучает их и запускает речь у деток, которые испытывают сложности с произношением или не разговаривают  детства, как ошибки в произношении у родителей сказываются на речи их детей, как у ребенка выработать внутреннюю мотивацию говорить.

— Наталья, как вы стали логопедом? Где проходили обучение?

— В логопедию я пришла уже в осознанном возрасте, когда открыла собственный детский развивающий центр, где помимо развивающих занятий, работали два логопеда. Уже в первый год работы я поняла, что запрос на логопедию действительно большой. Как руководитель, я стала присматриваться к своим специалистам и осознала, что они делают важное дело – помогают детям ставить звуки и речь.

Наталья Лебедева, руководитель и основатель детских центров «Матрешкино» в Ростове-на-Дону, логопед

Впоследствии я стала активно подключаться и помогать деткам в этом непростом деле. Подала документы в Южный Федеральный университет на очное отделение, практику проходила на занятиях логопедов нашего центра. Как профессиональный логопед занятия я стала проводить с 2018 года.

— Почему вы назвали свою сеть детских центров «Матрешкино»?

— «Матрешкино» произошло от названия известного русского сувенира – матрешки. Лично у меня матрешка всегда была символом семьи, символом преемственности, символом поколений – от малого до большого. То, что матрешки прячутся друг в друга – это ассоциация заботы. «Матрешкино» — это свой небольшой мир с маленькими матрешечками в лице наших прекрасных деток.

— В каком помещении вы проводите занятия?

— Занятия мы проводим в помещении с отдельным входом, которое полностью соответствует всем СанПиНам. У нас три филиала: два помещения на Сельмаше и одно в Северном микрорайоне. В одном из центров проходят занятия для деток от 7 лет, во втором обучают дошкольников. Все центры светлые и уютные, они оборудованы всем необходимым для качественного времяпровождения и занятий детей.

— Сколько по времени длится одно занятие для ребенка у логопеда? Сколько приемов нужно, чтобы исправить речь ребенка?

— Прием длится от 30 до 40 минут – в зависимости от возраста ребенка. Как правило, детей до трех лет принимают до 30 минут. Если старше, то 40 минут. Когда занятия групповые, то занятие длится 50-60 минут. Сложно сказать, сколько занятий нужно посетить ребенку, чтобы исправить речь – все очень индивидуально. Первое занятие диагностическое, после чего логопед составляет «маршрут коррекции», на основании чего складывается наш путь для достижения результата.

Фото: предоставлено Натальей Лебедевой.

Относительно этой динамики можно сделать выводы: как развит артикуляционный аппарат ребенка, насколько ребенок умеет подражать, насколько у него развиты высшие психологические функции, чтобы он мог взаимодействовать со специалистом. Только после этого можно говорить о каких-то результатах. Некоторым детям может понадобиться всего два занятия, а некоторым – два года. Если это просто дислалия, если просто нужно поставить звуки, то это несколько месяцев. А если это ребенок с диагнозом, у него задержка психического развития (ЗПР) или темповая задержка речи, тогда занятия могут продлиться год и более.

— В чем зачастую кроется причина нарушения речи у детей? Работают ли с детьми в ваших детских центрах психологи? Какие «моменты, ситуации» они прорабатывают?

— У ребенка может быть слабый артикуляционный аппарат. Чаще всего это дизартрия. Когда нет внутренней мотивации, есть понятие педзапущенности. В этом случае работают с родителями, в том числе логопеды и психологи, которые объясняют родителям, как общаться с детьми, чтобы побуждалось желание разговаривать. В нашем центре на Северном работает хороший психолог. И для запуска речи логопеды часто используют нейропсихологические приемы. Поэтому желательно сочетание работы дефектолога, логопеда и нейропсихолога. 

— На вашей практике встречались случаи, когда дети не говорили в 3-4 года и больше?

— В моей практике были детки, которые до 3-4 лет не разговаривали. Они были без диагнозов – нормотипичные дети. Ребенок все знает, все понимает, прекрасно понимает, отличает корову от козы, но почему-то ничего не говорит – только тыкает пальцем. Мы запускали речь таким деткам на эмоциях, на развитии функции самоконтроля и умении выполнять инструкции, которые вводит педагог. Плюс обязательно проводилась параллельно работа с родителями.

К этому добавляется развитие общей моторики: посещение бассейна и спортивных секций. В таких случаях речь запускается потоком. Когда дети с какими-то диагнозами, то мы учим их по нормам – от простого к сложному. А есть дети, которые до 3-4 лет молчат, но «нормики», имеют обширный словарный запас, которому нужно вырваться наружу и мы также помогаем запустить все необходимые для ребенка процессы.

— Способствует ли улучшению дикции пение или чтение? Есть ли в ваших центрах подобные занятия?

— Для улучшения дикции у нас в центре проходит курс как «Художественное слово», где мы развиваем не только ораторское искусство, но и умение импровизировать, умение коммуницировать. Такой курс в целом улучшает внутреннюю уверенность ребенка, делает его более раскрепощенным. Также дикцию улучшают скороговорки и чистоговорки, которые можно пропевать и читать. Конечно, это также артикуляционные упражнения.

— В каком возрасте можно обращаться к логопеду?

— К себе на практику я беру детей с двух лет. Недавно приходила мамочка с ребенком, которому было 1 год и 6 месяцев. Возраст 1 год и 8-10 месяцев является неким чертой, когда ребенок, накопивший определенный словарный запас, должен начать говорить. Если после двух лет ребенок продолжает молчать или у него в речи есть только повторяющиеся слоги, такие как «мама», «папа», «ляля», то это уже «звоночек» для того, что нужно обратиться к логопеду.

— Бытует мнение, что у взрослых уже сформировалась манера речи, и исправить ничего нельзя?

— Здесь ключевым будет являться факт, насколько у взрослого человека развито чувство самоконтроля. Когда он хочет говорить правильно, он каждый раз должен себя контролировать. Если, конечно, это не дефект речи, вязанный  с неправильностью произношения в рамках неправильно формированного артикуляционного аппарата.

Надо помнить, что если родители неправильно произносят звук «р», то и ребенок начинает за ними повторять. В таком случае неправильность произношения исправить можно, но взрослый должен себя контролировать.

Есть еще такой момент как диалект. Например, у нас на Юге есть южный диалект неправильного произношения звука «г», но при этом это не считается неправильным произношением.  Скорее, это «неправильное» для жителей остальных регионов «гэ» является своеобразной особенностью южного говора.

Реклама вматрешкино.рф

0+

Не является медицинской услугой

Читайте нас в социальных сетях