фото: DC Studio / freepik.com

Команда на связи: как выстроить работу удаленного коллектива

По мнению экспертов в сфере HR и корпоративной культуры, в 2025 году тренд на удаленную работу продолжит быть актуальным на фоне сокращения компаниями расходов и перехода на более удобные форматы работы. При этом удаленная работа может быть преимуществом компании, но также может приводить к определенным рискам.

О том, как гибкость и расширение зоны поиска сотрудников стали главными преимуществами удаленной работы, какие риски могут возникнуть при работе на расстоянии и как компании их избежать, какие методы использовать для мотивации и контроля сотрудников на удаленке и как поддерживать корпоративную культуру на расстоянии, «Деловой газете. Юг» рассказал директор по персоналу в инвестиционно-строительной компании Сергей Евдокимов.

Гибкость и баланс


Сергей Евдокимов считает, что у компании, практикующей перевод сотрудников на формат удаленной работы, есть ряд преимуществ. Главное из них — гибкость. Этот формат позволяет людям работать из любой точки мира, что помогает поддерживать баланс между работой и личной жизнью.

В частности, работа удаленно позволяет сотруднику экономить время на дороге, что в итоге положительно влияет на продуктивность и общую удовлетворенность, сказал Сергей Евдокимов.

Вместе с тем с учетом текущих обстоятельств на рынке труда, считает директор по персоналу, удаленная работа — это возможность компании расширить зону поиска сотрудников, а для кандидатов — шанс найти работу, проживая даже в самом отдаленном уголке страны.

Кроме того, с помощью перевода сотрудников на удаленную работу компании могут сократить затраты на офисные помещения и другие ресурсы, считает эксперт.

Постановка целей и результатов


Для успешной организации удаленной работы, считает Сергей Евдокимов, необходимо наличие в компании четких и прозрачных бизнес-процессов и регламентов.

Эксперт отмечает, что при дистанционном управлении командой также важно наличие инструментов, которые позволяют контролировать выполнение задач и поддерживать прозрачность работы всего коллектива.

Главным моментом в этом процессе является установка четких целей и ожидаемых результатов работы. Это позволяет всем участникам команды понимать, на что они должны ориентироваться и какие показатели считаются успешными.

Кроме того, стоит укреплять доверие в отношениях между руководством и сотрудниками. «Важно давать сотрудникам возможность самостоятельно управлять своим временем и поощрять их за результат», — советует эксперт.

Мотивация и вовлечение на удаленке


Существует ряд стратегий мотивации и вовлечения сотрудников, работающих удаленно, объяснил Сергей Евдокимов.

По его мнению, способствовать укреплению командного духа и улучшению коммуникации могут периодические офлайн-встречи. Однако, как подчеркнул эксперт, личные встречи не всегда необходимы. Важно, чтобы у каждой из них была конкретная цель, соответствующая интересам сотрудников, иначе это может оказаться пустой тратой времени.

«Я бы больше обратил внимание на присутствие в компании регулярной обратной связи и признание достижений, важно, чтобы сотрудник на удаленке чувствовал свое влияние и причастность к компании. Это можно делать через виртуальные собрания по видео, в чатах команд, а также через корпоративные новости», — порекомендовал Сергей Евдокимов.

Риски удаленки

Основываясь на многолетнем опыте удаленной работы, главным риском такого формата Сергей Евдокимов считает возможное замедление темпа командной работы. «В офисе вопросы решаются здесь и сейчас, для этого нужно просто зайти в соседний кабинет. В реалиях удаленки мы планировали встречи в календаре, чтобы обсудить важные, но рутинные вопросы с командой», — поделился эксперт.

Поэтому, чтобы сохранить эффективность командной работы, сотрудникам стоит регулярно проводить онлайн-встречи для обсуждения текущих вопросов.

Еще одной угрозой при переходе на удаленный режим работы, по мнению Сергея Евдокимова, является риск возникновения у сотрудников чувства изоляции от команды. «Раньше ты шел с коллегой на обед или попить кофе, мог обсудить новый сериал или книгу, которую прочитал, а теперь ты как будто один», — делится эксперт.

Для того чтобы избежать ощущения изоляции, нужны командные мероприятия, которые помогут поддерживать связь между сотрудниками, советует Сергей Евдокимов. «И обратите внимание на возможные переработки сотрудников, так как отсутствие четких границ между работой и личным временем может негативно сказаться на их ментальном здоровье», — добавил эксперт.

Наставничество как ключ к адаптации

Как считает Сергей Евдокимов, процессы адаптации сотрудников в офисе и при удаленной работе во многом похожи, однако при сотрудничестве на расстоянии этот процесс требует особенного внимания.
Эксперт предлагает внедрить систему менторства, где каждому новому сотруднику назначается наставник, который помогает ему адаптироваться, оставаясь на связи в течение рабочего дня. Наставник может звонить сотруднику, интересоваться ходом его работы и давать советы.

«При этом наставник двигается по разработанному чек-листу интеграции в компании. А такие базовые вещи, как знакомство с командой, должны быть не просто в ленте новостей. Хорошо было бы, если на онлайн-встречах каждый кратко рассказывал о себе и своих хобби. Это поможет сотрудникам найти единомышленников среди коллег, а затем, объединившись, проводить время вместе», — объяснил эксперт.

Александра Исмаилова, основательница компании Biois

При работе с удаленной командой критически важно контролировать процессы. Мы стремимся минимизировать общение в мессенджерах, предпочитая встроенные инструменты CRM. Основная часть взаимодействия, начиная с постановки задач и заканчивая управлением проектами, проходит именно там. Хотя иногда требуется оперативное решение вопросов, и тогда без мессенджеров не обойтись.

Статус выполнения задач отслеживаем в нашей системе удаленного доступа для сотрудников. Также каждую неделю проводятся планерки, на которых мы обсуждаем достигнутые результаты, ставим новые цели и корректируем планы. Офлайн-встречи проходят у нас примерно раз в неделю, а при необходимости могут проводиться чаще.

Важно не только контролировать работу сотрудников, но и мотивировать их. Основная мотивация — создание комфортной рабочей среды. Мы предоставляем гибкость в сочетании личных дел с рабочими задачами. Сотрудники могут отлучиться в течение рабочего дня, чтобы, например, отвезти ребенка в детский сад или школу. Такие условия дают ощутимые преимущества.

Конечно, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Иногда возникают сложности в коммуникации при решении задач. Безусловно, такие вопросы проще решать, когда сотрудник находится в офисе, но и здесь мы находим выход. После каждой нестандартной ситуации разрабатываем алгоритм действий, который поможет справиться с подобными проблемами в будущем. Это способствует повышению производительности команды.

Также стараемся организовывать встречи, на которых у нас есть возможность обсудить не только рабочие вопросы, но и личные темы. Мы всегда стараемся понять, как сотрудник себя чувствует, возможно, у него какие-то сложности в семье либо что-то другое. Это помогает создать определенную связь с сотрудниками.

Кроме того, мы организуем выставки, корпоративные мероприятия и выезды с клиентами, что также способствует укреплению командного духа и помогает взаимодействовать вне рамок онлайн-коммуникации.

Анастасия Матевосова

Читайте нас в социальных сетях