В 2024 году победителем Премии «Бизнес-Успех» в Ростовской области стал молодой предприниматель Артем Хорошко, который вместе со своим отцом Михаилом занимается производством мебели и других деревянных изделий. Членов жюри впечатлил энергичный доклад на защите проектов, как и прикладной характер производимой компанией продукции.
Молодой человек соревновался с 60 другими участниками конкурса и в итоге стал обладателем главного символа Премии в номинации «Лучший семейный бизнес» – «Золотого носорога». Кроме того, в 2022 году за свой проект он получил «Золотой домкрат».


Фото: предоставлено Артемом Хорошко.
Но главный герой этой истории – все-таки Михаил Хорошко, любящий и умеющий работать с деревом, прививший своему сыну любовь к работе. В интервью «Деловой газете.Юг» Михаил Хорошко рассказал, как он начинал свое дело еще на советском оборудовании, почему ему пришлось искать новых поставщиков древесины на Кавказе, как быстро можно воспитать хорошего столяра, как разделяются функции в семейном бизнесе Хорошко, а также насколько для успеха важна преемственность в деле.

Михаил Хорошко, основатель столярного цеха в Ростовской области
От столярки под лак до нового цеха
Когда житель Ростова-на-Дону Михаил Хорошко начинал свое дело, у него еще не было планов производить окна, двери и другие деревянные изделия. Как он сам признается, «сначала была столярка под лак» — чистая древесина. Столярный цех изготавливал двери, а заказчик забирал их домой и уже сам доделывал. Со временем ассортимент производимой продукции расширился.
«Мне всегда было интересно наполнять дома деревянными изделиями – начиная от полов и потолка, заканчивая мебелью и убранством, — с ностальгией вспоминает Михаил. — Сначала мы начали изготавливать деревянные окна, потом двери и лестницы. Потом в нашем послужном списке появились паркеты и мебель, потолки и садовая архитектура. Ни от чего не отказывались».


Фото: предоставлено Артемом Хорошко.
Однажды даже поступил заказ на изготовление бюро в стилистике Людовика XIV. Столяр взялся за заказ с увлечением. Хоть в прибыль не вышли, но «опыт был интересным».

Сегодня мастерская семьи Хорошко – получатель льготных кредитов РРАПП. В первый раз мастер получил 5 млн рублей на строительство цеха, во второй – на закупку австрийского оборудования. Михаил отмечает, что без кредитов открыть собственное дело было бы невозможно. В 2006 году мастерская Хорошко переехала из Ростова-на-Дону в область, в Мясниковский район. Здесь, уже на своей земле, был построен цех площадью 1300 кв м. Всего в производство вложено 40 млн рублей.
«Кадры нужно иcкать или воспитывать»
Сегодня на производстве под Ростовом работают 15 человек: мебельщики, станочники, маляры. Сотрудников для своей компании Михаил обычно ищет через объявления и через кураторов – найти хорошего специалиста на рынке труда не так-то просто.


Фото: предоставлено Артемом Хорошко.
«Так чтобы я пошел на рынок и сказал «Мне нужно два мебельщика, два столяра», и они сразу нашлись – такого нет. Рынка «Ищу работу» нет, сотрудников нужно искать или воспитывать у себя на производстве», — отмечает основатель производства.
Вырастить из новичка полноценного специалиста можно лишь, если человек приходит на работу с желанием работать, считает Михаил. На это может уйти около двух лет. А если же человеку неинтересно заниматься этой работой, то его хоть десять лет учи – все бестолку.
Дела семейные
Отчасти столярный цех Хорошко – бизнес семейный, в нем задействована вся семья. Функции в семейном бизнесе разделяются как и в обычной семье. На супруге Михаила лежит вся финансовая часть – она ведет бухгалтерию проекта. Сам Михаил взял на себя производственный цикл предприятия и продажи, общение с архитекторами и дизайнерами. Столяр по профессии, он как никто другой в семье разбирается в обработке древесины.
Привлекать к обработке дерева своего сына Артема Михаил начал, когда тому было всего шесть лет. Тогда он получил свою первую должность — «менеджер по опилкам»: мальчик убирал стружку из под станков, а после работы шел в инструментальную и мастерил деревянные мечи.


Фото: предоставлено Артемом Хорошко.
«Я привозил сына на производство, просил выполнить какие-то несложные работы. Мне кажется, мальчишке было интересно. Потом он пошел учиться в университет, где были танцы, спорт… После окончания университета я ему предложил вернуться в семейный бизнес, но Артем сначала отказался и захотел развиваться в своем направлении. Но потом вернулся. Жизнь показала, что мы ему нужны, а он нужен нам. Так произошло пересечение наших семейных и трудовых отношений», — рассказывает Михаил Хорошко.
Артем Хорошко окончил экономический факультет ЮФУ по специальности «арбитражный управляющий». Поле вуза он взял на себя автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов семейного бизнеса, а также маркетинговое продвижение продукции на рынке. Высшее образование, как считает сам Артем, научило его находить выходы из самых сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций.
В поисках древесины и оборудования
Когда Михаил только открыл производство, он использовал деревья твердых пород с Дальнего Востока — лиственницу и сосну. Эта древесина является отличным строительным материалом, но он умудрялся изготавливать из нее интересные изделия для интерьера.
В последние годы лесные делянки (участки леса под сруб – ДГ.Юг) «пошли под пилу» дружественных стран. В результате чего на юге России образовался дефицит качественной древесины. Тогда столярам пришлось переходить на кавказский пиломатериал: на такие мягкие породы как ольха и липа, а также на твердые бук, дуб, ясень и клен. Но искать потребовалось не только новых поставщиков древесины, но и столярного оборудования.


Фото: предоставлено Артемом Хорошко.
«В советское, когда работали станкотроительные заводы, мы брали там оборудование. Его было достаточно, на нем можно было работать, хоть оно и не было высокотехнологичным. Потом мы перешли на австрийское оборудование марки Felder. Мы ездили к ним на завод и выбирали подходящее для нас оборудование. В первый раз мы брали целый станочный парк, а во второй – просто заказывали», — вспоминает Михаил.
Конечно, сегодня постепенно появляются новые малые частные предприятия по производству станков, но пока этот сектор только развивается, отмечает основатель компании. Также конкуренцию европейским станкам составляет китайское оборудование, которое по ценам сравнимо с российским. Преимуществом российского является близость к заказчику, а недостатком китайского — отсутствие необходимых запчастей.
В планах у донского производства деревянных изделий – внедрение на предприятии высокотехнологичного оборудования. Так, уже сегодня в цехе работает станок ЧПУ, предназначенный для автоматической фрезеровки. Основатель компании уверен, что будущее за высокими технологиями, но и без людей на производстве не обойтись.
Анастасия Талызина
Редакция «Деловой газеты. Юг» в рамках постоянной некоммерческой рубрики «История успеха» в соответствии с озвученной президентской политикой поддерживает предпринимателей, которые решились на создание своего дела.
Герои серий постоянных редакционных обзоров «Деловой газеты. Юг» — представители МСП, многие из них только в начале своего пути, но им уже есть чем поделиться, рассказать, какие шаги в развитии своего дела были удачными, а где они совершили ошибку.
О важности поддержки МСП неоднократно говорил президент России Владимир Путин. В своем послании 29 февраля 2024 года он обратил внимание, что малый и средний бизнес вносит все более значимый вклад в экономический рост. Также ранее Владимир Путин обозначил необходимость поддерживать отечественные бренды и способствовать их продвижению на всех уровнях, в том числе в СМИ, социальных сетях и новых медиа.