фото: автор не указан / freepik.com

От ПВЗ до науки: что сегодня открывает малый бизнес

Пандемийные ограничения сформировали долгосрочный тренд на доставку товаров, который активно подхватил малый и средний бизнес, в то время как меры господдержки продолжают привлекать все больше компаний в сложные сферы IT и науки. Рассказываем, какие сферы МСП наиболее активно росли в 2024 году и какие новые тренды бизнеса могут появиться в 2025 году.

Экспансия ПВЗ

Как сообщил гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич в своем Telegram-канале, в РФ в 2024 году лидером среди роста популярности направлений для открытия МСП стала сфера доставки — за она выросла на 19,4%.

«С 2020 года этот тренд продолжает набирать скорость и масштаб. «Потому что удобно»», — прокомментировал Александр Исаевич.

По мнению доцента кафедры экономики предприятия регионального и кадрового менеджмента Кубанского государственного университета (КубГУ) Альберта Коваленко, данный тренд действительно стал популярнее после пандемийных ограничений. Помимо этого, такой вид бизнеса не требует высоких вложений.

«Это направление требует меньше начальных инвестиций, и оно относительно новое, поэтому все, ринулись сюда. Хотя, скоро можно ожидать пресыщение уже и в этой сфере», — сказал он.

Руководитель маркетингового агентства BeProduct Азамат Исянчурин отметил, что данный тренд обусловлен расширением пунктов выдачи заказов (ПВЗ), промежуточных складов маркетплейсов.

фото: авторство не указано / freepik.com

«Развивается и дальше экспансия данной сферы. Подобное раньше наблюдалось и в других направлениях — одно время наблюдался рост таких сетей, как «Евросеть», однако потом вся эта история устаканилась и такие розничные магазины начали отмирать. Точно так же расширялась история с кофейнями. Вот и сейчас это некая волна с пунктами выдачи. Собственно, я думаю, здесь также произойдет некий этап насыщения, потому что тренд абсолютно не новый», — сказал Азамат Исянчурин.

Он предположил, что в будущем ПВЗ будут расширять спектр предоставляемых услуг. Если сейчас эти пункты представляют собой новый формат логистики, обходящий традиционную почтовую систему, то со временем они могут предложить клиентам и другие формы взаимодействия.

«Аналогичную ситуацию мы ранее наблюдали с алкомаркетами. Примерно такой же уровень экспансии был. Однако потом в таких магазинах стали появляться снеки и продукты, и из алкогольных магазинов они стали некими магазинчиками у дома. Конечно, тема с ПВЗ еще не изжила себя, однако она будет развиваться и продвигаться», — сказал руководитель маркетингового агентства BeProduct.

Кадры в минусе

Кадровые агентства заняли второе место среди самых популярных сфер для малого бизнеса в прошлом году, их число за год увеличилось на 16,8%, подсчитали в корпорации МСП.

Как отметил Александр Исаевич, сейчас подбор персонала является востребованным и актуальным для всех.

Этот тренд, по мнению экономиста Альберта Коваленко, обусловлен изменениями во внешней политике и переориентацией на использование внутренних ресурсов. Кроме того, актуальность импортозамещения требует привлечения новых трудовых ресурсов. 

«Изменилось распределение потоков рабочей силы, стали востребованы новые специальности. Компаниям нужно искать людей. Соответственно, здесь кадровые агентства любого профиля, начиная от государственных, чувствуют изменения. Поэтому на рост сферы повлияло усиление спроса со стороны предприятий на работоспособное население. Сами же работники ищут, где больше зарплаты, где лучше компания и какие социальные льготы они предоставляют», — сказал доцент кафедры экономики предприятия регионального и кадрового менеджмента КубГУ.

Время отечественных IT-продуктов

На третьем месте — сектор IT, рост которого составил 14,4%. Как подчеркнул Александр Исаевич, сейчас в РФ — время новаторов и изобретателей.

Азамат Исянчурин указал, что с 2022 года наблюдается усиление локализации бизнеса в данной сфере, и для ее поддержки приняли ряд законодательных актов.

фото: ArthurHidden / freepik.com

«В частности, приняли законы о переходе на российское программное обеспечение, в связи с чем у нас большой спрос на IT-сферу. Этот кластер еще долго будет развиваться», — сказал руководитель маркетингового агентства BeProduct.

В свою очередь, доцент кафедры экономики предприятия регионального и кадрового менеджмента КубГУ Альберт Коваленко отметил, что развитию данной сферы также поспособствовал уход западных компаний.

Видеоконтент и блогеры

Четвертое место по популярности заняла сфера производства кинофильмов и видеоконтента — число МСП в этой нише в 2024 году выросло на 13,4%.

«Новый участник гонки, во многом благодаря начавшейся в 2024 году легализации деятельности авторов и блогеров. Качественный контент в цене», — написал Александр Исаевич.

Как отметил руководитель маркетингового агентства BeProduct, данный тренд связан с активным переходом в медийное пространство, в связи с чем в целом становится популярен любой контент.

«Требуется разный контент, и пока он не весь закрывается искусственным интеллектом, хотя частично будет замещаться. Съемка контента — это некая актуальная вещь, она будет еще достаточно долго оставаться актуальной. Плюс еще добавится разработка видеоигр — казуальных и прочих, это тоже будет актуально», — подчеркнул Азамат Исянчурин.

Растущая техносфера

Пятерку лидеров по приросту МСП замыкают научная и техническая сферы — за год бизнеса в данном направлении стало больше на 10,7%, отметил гендиректор Корпорации МСП.

Рост числа компаний в данном секторе обусловлен мерами господдержки, считает Азамат Исянчурин. «В эту сферу также входит электроника, и у нас есть государственные программы и гранты для ее развития. Я думаю, в этой сфере у нас тоже будет свой прогресс», — отметил руководитель маркетингового агентства BeProduct.

Тренды будущего

Доцент кафедры экономики предприятия регионального и кадрового менеджмента КубГУ предположил, что в 2025 году рейтинг популярных направлений для открытия бизнеса не изменится.

«В принципе, останется все в тех же цифрах», — считает Альберт Коваленко.

фото: freepik / freepik.com

При этом, как отметил руководитель маркетингового агентства BeProduct Азамат Исянчурин, сейчас идет большой тренд на переселение людей из центра городов на периферию в ИЖС, что может задать совершенно новые тренды для развития бизнеса.

«Есть пример — одноэтажные США. С появлением частных домовых хозяйств все больше и больше людей переселяются из квартир, одновременно с этим появляется очень много разных запросов, потому что сферу жилья нужно локализовать — от маленьких магазинчиков до небольших детсадов. Появляется запрос на маленькие рынки, озеленение газонов и др.», — сказал он.

Азамат Исянчурин добавил, что в турсфере откроются новые перспективы. В частности, ожидается рост числа путешествий, что приведет к увеличению автомобильных поездок. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию придорожной инфраструктуры: кафе, отелей и услуг, доступных прямо на дороге, таких как кофе или еда навынос.

Дарья Коробская

Читайте нас в социальных сетях