Фото: kues / freepik.com.

Ошибки как шаги к успеху: когда факапы становятся уроками

В Ростове прошла «Ночь факапов»

Основатели стартапов и специалисты из разных сфер часто гордятся своими успехами, делясь ростом выручки и выгодными сделками. Но как насчет неудач? Ошибки и отказы являются неотъемлемой частью предпринимательского пути. Важно ли ошибаться и как избежать повторения чужих провалов?

Эти и другие вопросы обсуждались на «Fu*k Up Night» в Ростове-на-Дону, где предприниматели и маркетологи откровенно делились историями своего фиаско. Стажер «Деловой  газеты.Юг» София Купченко записала самые запоминающиеся факапы вечера.

Ошибка на старте: реклама без связи

Первым на вечере провальных историй выступал создатель сообщества экспертов и профессионалов «Маркетологи Юга» Александр Ганаев, который рассказал о своей неудаче, связанной с запуском рекламной кампании.

Александр Ганаев, создатель сообщества экспертов «Маркетологи Юга»

«Приходит ко мне бандит из девяностых и говорит: «Я, наконец-то, открыл нормальный бизнес. Надо настроить Яндекс.Директ. Но сайт через неделю будет, окей?». Знаете, есть такие предприниматели из 90-х, у которых либо какой-нибудь орел на аватарке в WhatsApp, либо волк, либо дракон. Он вот из этих ребят. Понимаете, про кого я?

Окей, говорю. Через неделю звоню ему, а он говорит, что сайт будет через две недели. В результате прошло полгода… Он возвращается: доделал сайт. Я запускаю контекстную рекламу в Яндексе, прокатываю, звоню ему. Он отвечает: «Слушай, а ты включал рекламу?» Я: «Ну да, у меня там куча лидов». Он говорит, что ни одного звонка не было, возвращай бабки.

Мы начинаем раскручивать клубок. Оказывается, что полгода назад он купил сим-карту, чтобы начать делать сайт. И за полгода, пока мы делали сайт, абонент системы GSM не создан. И так получилось, что они вообще не вставили эту симку, ничего с ней не сделали, и номер улетел обратно в продажу».

«Горячие» шоколадки

Владелец компании Choco Corp, специализирующейся на создании шоколадных сувениров, Максим Костюков поделился индивидуальными нестандартными заказами.

Максим Костюков, владелец компании Choco Corp

«У всех был такой период в бизнесе (предприниматели меня поймут), когда «три в одном»: и водитель, и грузчик, и бухгалтер, и даже дизайнер. И вот у меня была такая ситуация: в первое время я дизайнерил клиентам макеты чуть ли не в Paint. Но все обычно прокатывало, потому что клиенты были непрофессионалами. Но потом как-то мне разместил заказ один рекламщик. Я умудрился запороть хорошие материалы, которые подходили для печати. И потом, когда я встретил на улице представительницу этой компании, она говорит: «О, слушай, есть обратная связь по твоим дизайнерам». И так «насыпала» этим дизайнерам. По-моему, она не поняла, кто на самом деле был дизайнером.

Что обычно размещают на шоколадной обертке? Контакты: телефон, QR-код, логотип или примеры фотографий, картинки товаров или услуг. И вот типичный наш клиент — это представитель сферы красоты. Среди них есть интересная ниша — мастера интимных причесок. Это был тот случай, когда она не логотип хотела разместить на шоколадках. На шоколадках мы получили фотографии, как бы это назвать… портфолио работ. Эти фотографии детям бы я не показывал. Каждый раз, когда у нас возникает такая ситуация, появляется дилемма. В принципе, мы можем такое напечатать, но, если это пойдет куда-то в народ, нам может за это прилететь».

Заработал 500 рублей, а потерял миллион

Основатель и руководитель сервиса по организации личных и деловых поездок для предпринимателей Getluxe Илья Карпенко рассказал о своем первом бизнесе, который закончился провалом.

Илья Карпенко, основатель сервиса по организации личных и деловых поездок для предпринимателей Getluxe

«В 2017-м году я оказался в отпуске в Нью-Йорке. Я случайно на выставку современных технологий, где увидел «будущее» — очки виртуальной реальности DJI Goggles. Ты надеваешь на себя эти очки, цепляешь камеру на дрон, он взлетает, и ты смотришь картинку в 4К с двух глаз. Налево голову повернул — камера по блютузу на 10 км работает и тоже налево поворачивается. Направо голову — и камера направо. Это просто ноу-хау! Представляете?! 17-й год!

Я думаю: «Все, я делаю бизнес, делаю бабки»». Прилетаю в Россию, в Геленджик, и звоню брату. А у меня брат занимался до этого виртуальной реальностью и аттракционами, когда ты садишься, надеваешь очки — и ты на качелях. Мы берем в Геленджике в аренду помещение площадью 4 кв. м стоимостью 800 тыс. рублей за сезон, и я делаю предзаказ в Нью-Йорке на 200 тыс. рублей.

Бизнес-план какой? У брата две минуты виртуальной реальности стоили 200 рублей. И я ему говорю: «Смотри, это ноу-хау, только из Нью-Йорка. Будет полет птицы над Геленджикской бухтой, красота неимоверная. Две минуты за 500 рублей. Мы сейчас, братишка, будем бабки делать. Если масштабировать, то сначала будет Геленджик, потом Анапа, Сочи и все побережье».

Все, сделали. У нас первый клиент садится, платит сразу 1000 рублей. Дрон взлетает и летит до Геленджикской бухты. Клиент говорит: «Над пляжем хочу». Полетели над пляжем. А он говорит: «Хочу над бухтой». А в тот день был небольшой ветерочек. И дрон зависает и висит: 2–3 минуты висит, 5 минут висит, 15 минут висит… А батарея садится, и дрон падает в соленую воду и умирает.

Мы чуваку вернули 500 рублей, 500 он откатал. А бизнес — все! Дрона нет, камеры нет. Следующая камера из Нью-Йорка придет месяца через два, а сезон уже оплачен. Полный факап. Я потерял больше миллиона, а заработал пятьсот рублей со своего первого бизнеса. Вывод какой? Это не мой бизнес. Я в нем не разбираюсь. Мне не нужно было его вообще трогать, либо разобраться полностью».

Ресторатор, который хотел купить успех

СММ специалист и руководитель ресторанного маркетингового агентства DIGITAL REST Ангелина Есауленко рассказала о сложностях работы с одним из своих клиентов, который пытался добиться успеха любыми способами, кроме честных.

Ангелина Есауленко, СММ специалист и руководитель ресторанного маркетингового агентства DIGITAL REST

«Клиенты, конечно же, хотят вирусности, популярности, чтобы за один постик, один рилс пришло 150 млн подписчиков и просмотров, сразу посыпались денежки. Вот один наш клиент тоже так хотел. У него открывался ресторан в центре Ростова. Он думал, что это все очень легко и просто. Нанимает нас. Мы все делаем «по красоте». Это обширная подготовка, проработка стратегии, подбор блогеров, настроения, визуала и так далее. Мы провели масштабный фотосет, продумали ему концепцию, потому что ее изначально не было.

И когда мы только первую неделю начали вести социальные сети, мне в восемь утра звонят. Как думаете, какой был первый вопрос его? «Чем вы занимались эту неделю? Почему до сих пор нет тысяч подписчиков?» Ну все, приехали. Я отвечаю ему, что мы только начали: мы начали проработку стратегии, занимались подготовкой к съемкам. Он отвечает: «Нет, мне нужны подписчики сейчас, потому что я уже все, я открываюсь, мне нужна очередь гостей в мой ресторан».

Я рассказала, чем мы занимались, какие у нас дальнейшие планы, на что он мне сказал: «Может быть, тогда давайте просто купим этих подписчиков?» Никогда так не делайте. Никогда не покупайте подписчиков. Когда открывается ресторан, мы сразу предлагаем какие-то активности для клиентов. Это могут быть различные мероприятия, могут быть какие-то розыгрыши. И тут мероприятие у нас не подходило, поэтому я предложила запустить какой-нибудь розыгрыш и подарить ужин для двоих. Соответственно, я предложила ему розыгрыш и объяснила, как мы будем выбирать победителя.

Мы всегда выбираем честным путем — с помощью генерации чисел или программы, которая рандомно выбирает победителя. Тогда он мне говорит: «А почему в розыгрыше не может выиграть просто мой племянник?» Я объясняю, что это подорвет доверие. Если это вскроется, то можно уже просто махать ручкой всем социальным сетям, потому что никакой лояльности от аудитории не будет. Он соглашается. Мы подводим итоги розыгрыша, выбираем победителя. И под постом клиент пишет комментарий: «Розыгрыш отменяется. Итоги были неправильно подведены, у нас технические проблемы».

Все, что мне хотелось в этот момент, — это просто сменить профессию. Я подумала, что это уже все, не мой клиент. Но я, смелая, решила доехать до финалочки. Я чувствовала, что будет что-то очень интересное. В итоге мы зовем блогеров. Мы часто поднимаем репутацию ресторана с их помощью. Это могут быть паблики или гастрообозреватели. В итоге приходит блогер — очень честный, очень откровенный — и рассказывает о том, что ресторан не понравился.

Естественно, клиент, увидев этот комментарий, написал блогеру и очень сильно разозлился. Вы только представьте: он-то считает, что у него вообще самый лучший ресторан в городе, хотя сам там не обедает. И он начинает писать блогеру — как лично, так и в комментариях — о том, что это все клевета, и угрожает судом. Как вы думаете, финал этой истории какой был? Он просто закрыл свой ресторан. Закрылся, потому что не проследил ни за кухней, ни за сервисом».

Как отмечают организаторы «Ночи факапов», провалы в бизнесе неизбежны, но они помогают расти, учат новому и делают нас сильнее. Главное — не бояться ошибаться и извлекать из этого опыт. Ведь иногда факап — это только начало пути к успеху.

София Купченко

Информационный обзор редакции

Читайте нас в социальных сетях