Фото: freepik / freepik.com.

Какие товары включены в список для обязательной маркировки с 1 марта 2025

Специалист Ропотребнадзора рассказала, зачем регистрировать товары в системе «Честный знак»

С 1 марта 2025 года в России вступили в силу новые правила обязательной маркировки товаров. Теперь предпринимателям следует обратить внимание на расширение перечня продукции, подлежащей маркировке, а также на новые требования к ее обороту.

О ключевых изменениях и важности соблюдения законодательства рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Марина Куцова.

Расширение перечня товаров

С 1 марта 2025 года к обязательной маркировке подключаются новые категории. Помимо легкой промышленности, маркировка станет обязательной для парфюмерии, бытовой химии и моторных масел. В список товаров легкой промышленности, например, вошли такие позиции как детская одежда, купальники, чулочно-носочные изделия, халаты, головные уборы и нижнее белье.

 «С 1 марта 2025 года начинается запрет на производство и оборот новых товаров без маркировки. Однако это не распространяется на остатки продукции, которые уже находятся на хранении у предпринимателей», — пояснила Марина Куцова.

Все участники оборота должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и настроить процессы по нанесению кодов маркировки, их оплате и вводу в оборот.

Этапы внедрения маркировки

Каждая категория товаров имеет свои сроки внедрения обязательной маркировки. Например, для парфюмерии и бытовой химии процесс начнется с 1 марта 2025 года, а для декоративной косметики и зубной пасты — с 1 октября 2025 года.

Что касается моторных масел и автомобильных жидкостей, обязательная маркировка остатков завершится к ноябрю 2025 года, а полный запрет на оборот немаркированных товаров этой категории наступит с 1 декабря 2025 года.

 «Предпринимателям важно помнить, что продукция, произведенная или ввезенная до даты обязательной маркировки, может быть реализована без нее только в рамках срока годности. Это позволяет избежать убытков при переходе на новые правила», — уточнила эксперт.

Для успешного перехода на новые правила и минимизации рисков, Роспотребнадзор рекомендует:

  • Проверить остатки товаров. Если продукция не подлежала маркировке ранее, но оказалась в новых категориях, её нужно внести в систему до установленных сроков.
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак». Это обязательное условие для всех участников оборота продукции.
  • Настроить внутренние процессы. Перепроверить, что есть необходимое оборудование для нанесения кодов и сканирования, а сотрудники разбираются в работе с системой.

Кроме того, важно следить за изменениями. Марина Куцова рекомендует регулярно обновлять информацию:

«На сайте “Честный знак” вы найдете полный перечень товаров, подлежащих маркировке, и все этапы ее внедрения. Также советую установить мобильное приложение “Честный знак Бизнес” для удобного управления процессами маркировки», — посоветовала эксперт.

 «Предостережения – это профилактическая мера, целью которой является не допустить нарушений в будущем. Мы всегда готовы проконсультировать предпринимателей и помочь им разобраться в новых правилах», — подчеркнула Куцова.

Что грозит за нарушение правил

Несоблюдение требований маркировки товаров может повлечь за собой серьезные последствия. Штрафы для юридических лиц варьируются от 50 тыс. до 300 тыс. рублей, а в случае выявления оборота контрафактной продукции предусмотрена уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

«Продажа товаров без кодов маркировки или с некорректной информацией о них – это одно из самых частых нарушений, выявляемых в ходе проверок. Поэтому важно уделять внимание корректности данных, передаваемых в систему», — отметила Марина Куцова.

По мнению эксперта, введение обязательной маркировки – важный шаг к повышению прозрачности рынка и защите прав потребителей. Но для предпринимателей эти изменения требуют внимательности и подготовки. Ключевые шаги для успешной адаптации — регистрация в системе «Честный знак», настройка процессов маркировки и своевременное информирование.

София Купченко

Читайте нас в социальных сетях