С 1 января 2025 года в России начал действовать федеральный закон о введении туристического налога в регионах страны. В связи с этим налог на туризм был установлен в ряде городов Ростовской области. О том, как функционирует новый сбор, каким образом распределяются собранные средства и какие основные сложности связаны с введением этой меры «Деловой газете.Юг» рассказали эксперты и участники рынка.
Повышает цены, но незначительно
Согласно новому закону, туристический налог распространяется на коллективные средства размещения (КСР). По информации Ассоциации профессионалов индустрии гостеприимства (АПИГ), в сентябре 2024 года в Ростовской области было зарегистрировано около 600 классифицированных гостиниц и иных средств размещения, в том числе 8 объектов в Азове, 44 — в Таганроге, 12 — в Новочеркасске, 8 — в Шахтах и 176 — в Ростове-на-Дону.
«Большинство из этих объектов вместимостью менее 50 номеров вынуждены платить 100 рублей с человека за сутки размещения, в силу установленной федеральным законом минимальной суммой туристического налога. Между тем, как реально исчисленный налог, исходя из стоимости номера и ставки налога в 2025 году – 1% от налоговой базы, может быть значительно больше минимально установленного туристического налога (100 рублей с гостя в низкомаржинальном сегменте при стоимости двухместного номера 3500 рублей составит уже 5% от валовой прибыли). И чем отель бюджетнее, тем выше этот процент», — отмечает президент АПИГ Ростовской области Елена Папиж.
Руководитель Ассоциации кемпингов и глэмпингов Юга России Антон Кулагин отмечает, что первые два месяца действия турналога в регионах на бизнес сильно не повлияли.
«На данный момент можно сказать, что нагрузка на небольшие и средние объекты размещения, такие как кемпинги и глэмпинги, выросла, так как налог является дополнительной финансовой нагрузкой на предпринимателей. В то же время крупные отели и гостиничные сети, как правило, имеют больше ресурсов для адаптации и управления такими дополнительными расходами», — комментирует эксперт.
На долгосрочную перспективу остаются вопросы о влиянии нового налога в пиковые, преимущественно летние месяцы.
Организации, занимающиеся бронированием туров, особых измнений в связи с нововведением в своей работе не наблюдают, говорит директор по развитию компании «Судаков Тревел» Сергей Новиков.
«Туры покупают, ориентируясь не на цену, а на оригинальность программы, насыщенность иммерсивными экскурсиями, поэтому турналог никак на объем продаж не влияет. Разница в цене незначительная, так что повышение можно отнести к общей инфляции», — рассказал эксперт.
Куда распределят налоговые отчисления
Как сообщал ранее на заседании Ростовской городской думы председатель комиссии по бюджету Игорь Климов, на 2026 год поступления от турналога в Ростове-на-Дону ожидаются в объеме 180 млн рублей. «Что позволит планово подходить к развитию туристической отрасли донской столицы. Денежные средства, которые поступят в казну, будут «именными» и тратиться будут только на туротрасль», — отмечал Игорь Климов, слова которого приводит РБК Ростов.
В то же время, как отметила Елена Папиж, туристический налог распространяется только на коллективные средства размещения, находящиеся в едином федеральном реестре. При этом физические лица, ИП или компании, сдающие свои квартиры или апартаменты посуточно через различные агрегаторы и платформы платить туристический налог не обязаны, если их средства размещения не состоят в этом реестре.
В следствие этого возникает следующая ситуация: гостиницы и отели либо вынуждены повышать стоимость размещения, что негативно отразится на количестве посетителей, либо снижать себе в убыток стоимость размещения за ночь. Создается «нездоровая» конкуренция между облагаемыми налогами средствами размещениями и «серой зоной», считает эксперт.
Елена Папиж отмечает, что уровень фискальной нагрузки на средства размещения Ростовской области, по сравнению с соседними Краснодарским и Ставропольским краями, выше. Нагрузка на доходы коллективных средств размещения в донском регионе в 2023 году была 8,7%. Возможным последствием введения туристического налога в Ростовской области и увеличения фискальной нагрузки на коммерческие структуры на 1% или 5% может стать то, что к 2029 году Ростовская область станет лидером по уровню налоговой нагрузки на бизнес в России, заявила Елена Папиж.
По ее словам, предполагаемая общая фискальная нагрузка к тому времени составит 14% и будет сопоставима с уровнем Санкт-Петербурга.
Могут и не собрать, а могут и отменить
Ключевым фактором успеха сбора туристического налога специалисты называют прозрачность процесса и использование средств на нужды туризма, а также тщательную проработку вероятных негативных последствий для местных предпринимателей.
По мнению Антона Кулагина, в зависимости от результатов действия турналога в ближайшие годы возможен его пересмотр или корректировки.
«Если налог приведет к заметному снижению спроса и ухудшению состояния бизнеса, особенно среди малых предпринимателей, то власти могут принять решение о его корректировке или отмене. Однако при условии, что налог будет направлен на конкретные туристические проекты и улучшение инфраструктуры, его долгосрочная эффективность может быть подтверждена», — заявляет эксперт.
Эксперт отмечает, что, вероятно, придется найти баланс между поддержкой экономики и интересами бизнеса.
Кристина Бочарова