Агрессивная онлайн-экспансия и внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы может позволить компании быстро занять рынок, однако одновременно с этим у предпринимателя могут возникнуть трудности с делегированием обязанностей и подготовкой команды. О том, какие стратегии применяют крупные компании для масштабирования, как в расширении бизнеса помогает цифровизация и с какими типовыми ошибками могут столкнуться предприниматели, рассказал заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Управление бизнесом» Дмитрий Кнатько.
— Как меняется бизнес-модель компании в процессе масштабирования? Какие аспекты требуют наибольшего внимания?
— Чаще всего вместе с ростом компании растут риски различных сбоев и потерь в бизнесе, а также повышаются требования к управляемости компанией, что, в свою очередь, меняет управленческие процессы, меняет многие системы и инфраструктуру бизнеса. Например, IT-систем. Так, в логистике мы можем видеть переход от централизованных систем поставок к распределенным, включающим региональные склады и партнерские сети. В менеджменте мы видим внедрение формальных практик, которые регулируют многие системные процессы в бизнесе, например, создание HR-политики в компании, а также внедрение систем поддержки принятия решений на разном уровне. В маркетинге мы видим переход от локальных кампаний к омниканальным многоуровневым стратегиям продвижения, усиление фокуса на развитие бренда компании и усиление цифровых каналов привлечения клиентов.
— Какие кейсы успешного масштабирования МСП в России или за рубежом вы считаете наиболее показательными и какие уроки можно извлечь из этих примеров?
— Сейчас кажется важным опыт того, как быстро выросли такие российские маркетплейсы, как Wildberries или Сбер. Среди прочих важных решений, которые приняло руководство этих компаний, я бы выделил ставку на роль собственной сети сбыта, максимально приближенной к клиенту, например, за счет локальных пунктов выдачи или дарксторов, а также агрессивной онлайн-экспансии. Говоря о зарубежных примерах, наверное, стоит посмотреть фильм «Основатель» про историю масштабирования бизнеса компании McDonalds.
— Какую роль играет цифровизация в процессе масштабирования МСП? Какие инструменты и технологии вы бы рекомендовали внедрять в первую очередь?
— Для современных МСП цифровизация становится критическим фактором успеха, прежде всего за счет систем автоматизации продаж и внедрения систем сквозной аналитики и дашбордов, а также инструментов оперативного управления типа ERP-систем. Помимо этого, например, внедрение элементов ИИ помогает прогнозировать спрос, определять оптимальные маршруты, работать с отзывами потребителей, оптимизировать запасы и др. Несмотря на уход зарубежных вендоров, сегодня целый ряд российских компаний готов предлагать работающие решения для российских МСП.
— Какие финансовые ресурсы сейчас привлекать для масштабирования? Какие есть еще пути, помимо кредитования? Как бизнесу отложить собственные средства для масштабирования?
— Вместе с ростом ключевой ставки и сокращением программ льготного кредитования бизнесу придется искать альтернативные источники для масштабирования. Одним из таких вариантов могут быть частные инвестиции. Причем иногда частным инвестором может выступить крупный заказчик, с которым работает МСП.
По отдельным направлениям (например, в сфере агротех и для технологических стартапов) можно искать госпрограммы грантов и субсидий. В частности, это программы от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Если же речь идет о реинвестировании собственной прибыли в масштабирование, нужно набраться терпения и последовательно вести контроль за ликвидностью в текущих бизнес-операциях.
— Как меняется управление финансами компании при переходе от малого к среднему бизнесу? Какие системы учета и контроля необходимо внедрять?
— При масштабировании бизнеса растет роль финансового планирования и анализа, увеличивается финансовая ответственность перед контрагентами и регуляторами, что вынуждает компанию менять дисциплину. В результате руководство компании старается уделять больше внимания прозрачности финансовой и управленческой отчетности, а также аудитам. Существенная часть подобных задач может закрываться за счет внедрения, настройки и грамотного использования профессиональных IT-систем по учету и контролю.
— Какие ключевые ошибки допускают владельцы МСП при попытке масштабировать свой бизнес и как их можно избежать?
— Можно отметить несколько типовых ошибок. Одну из них совершают вовлеченные в собственный бизнес люди. Она называется «ловушка основателя». Суть этой ошибки сводится к тому, что вместо повышения роли формальных инструментов управления, делегирования полномочий по контролю над бизнесом сотрудникам компании, обучения сотрудников роли руководителя основатель пытается работать по-старому, продолжая «тянуть лямку» и надеясь, что то, что помогало ему при малом размере компании, так же хорошо сработает и в больших масштабах. Это, к сожалению, не так.
К другим типовым ошибкам предпринимателей при масштабировании можно отнести отсутствие четкого плана роста, недостаточное внимание к вопросам культуры и единства в команде, недостаток гибкости и адаптивности к локальным условиям того рынка, куда должен выходить растущий бизнес.
Чтобы избегать подобных ошибок, стоит использовать итеративный и поэтапный подход, который допускает тестирование гипотез на небольших пилотных экспериментах. Также можно проводить стратегические сессии с ключевыми сотрудниками компаний и уделять внимание обучению работников.
