Цифровизация перестала быть просто трендом — она стала необходимостью для выживания и развития бизнеса. По оценке ассоциации «Руссофт», рынок отечественного ПО в 2024 году вырос более чем на треть — до 2,1 трлн рублей. Малые и средние компании все активнее внедряют цифровые технологии, чтобы оптимизировать процессы, сократить издержки и повысить конкурентоспособность, а порой и заменить работников, которых сложно найти в связи с дефицитом кадров. Эксперты и предприниматели рассказали «Деловой газете.Юг», как технологии помогают бизнесу уже сейчас, как компании могут создавать себе полноценных сотрудников и какие цифровые инструменты будут популярны у бизнеса через 10 лет.
Цифровое касание
Цифровые решения сегодня активно внедряют в работу не только крупные компании, но и малый бизнес. Такой подход помогает адаптироваться к новым трендам и оставаться конкурентоспособным.
По мнению депутата Госдумы РФ от Краснодарского края Сергея Алтухова, даже такие небольшие шаги, как внедрение простейших приложений на базе социальных сетей или ботов в мессенджерах, которые не требуют значительных инвестиций, помогают МСП оптимизировать бизнес-процессы.
«Кто быстро адаптируется к требованиям цифровой среды, тот сокращает издержки, ускоряет внутренние процессы и внешние коммуникации, а значит, получает конкурентное преимущество. К сожалению, законодатель не всегда поспевает за новшествами. И мы часто догоняем правовым регулированием то, что уже стало частью нашей жизни», — отметил Сергей Алтухов.
По словам координатора проекта «Цифровая Россия» в Краснодарском крае Сергея Карулина, у бизнеса сегодня востребованы технологии машинного обучения и искусственного интеллекта (ML/AI). В первую очередь они компенсируют дефицит кадров и помогают повысить производительность труда.
В частности, уточнил Сергей Карулин, в последнее время малый и средний бизнес все чаще обращается к ИИ-ассистентам. «Причем это происходит по инициативе снизу, когда наиболее активные и мотивированные сотрудники находят в них средство повышения собственной продуктивности. Безусловно, компании пользуются плодами этой активности», — сказал он.
Эксперт добавил, что сортировка, классификация и подготовка документов — все это становится быстрее и проще за счет цифровых инструментов.
ИИ вместо сотрудников
Директор компании «Кадровый Экспресс» Илья Руденко придерживается мнения, что цифровые помощники в целом могут помочь в нехватке работников. Если сотрудники могут заболеть или уволиться, то с ботами и прочими автоматизированными системами таких нюансов не возникнет.
«Я вижу использование искусственного интеллекта в своем бизнесе как способ отодвинуть найм как можно дальше или вообще его избежать. Тем самым сэкономить деньги на фонде оплаты труда и расходах, связанных с наймом, обучением, вводом в должность», — сказал Илья Руденко.
Он добавил, что продуктивнее обучать ассистентов на своей базе знаний под собственные нужды, а не использовать общедоступные нейросети, которые могут не подойти под задачи бизнеса. Для собственной компании Илья Руденко создал ассистента, который может проверять входящую почту и отвечать на сообщения. В случаях, когда требуется подключение человека к диалогу, бот подает специальный сигнал. «Понятное дело, что это не выключает полностью меня из бизнес-процесса продажи, но по крайней мере это снимает с меня часть нагрузки — уже неплохо», — считает Илья Руденко.
В то же время, добавил Илья Руденко, разработка таких продуктов требует значительных затрат — порядка 200 тыс. рублей. Поэтому важно оценить экономическую обоснованность инвестиций и рассчитать, что окажется наиболее выгодным для компании.
Он выразил уверенность в том, что мгновенная замена сотрудников роботами невозможна, так как внедрение таких технологий требует поэтапного подхода.
«Нельзя рубить с плеча и говорить, что всех заменят роботы или ИИ. По большому счету процесс их внедрения не отличается от найма и ввода в строй нового сотрудника, который пришел без опыта. Ни один вменяемый руководитель не бросит его в гущу событий и не скажет, что, мол, сам как-нибудь разберешься. Всегда есть обучение и тестирование нового сотрудника. С технологиями то же самое», — сказал он.
Руденко добавил, что ИИ-ассистенты также требуют обучения на собственной базе знаний, а это процесс не быстрый, как и изготовление учебных материалов для нового сотрудника.
«Многие работодатели обучают новых сотрудников по принципу «делай как я». С обучением ИИ такой фокус точно не прокатит. Нужно подготовить базу знаний в структурированном виде, а это тоже сама по себе работа. И именно поэтому часто обучают ИИ-ассистентов поэтапно и делегируют им те или иные функции тоже поэтапно, по мере разработки обучающих материалов и собственно обучения нейросети», — сказал он.
Интеграция в процессы
Если раньше основное внимание уделяли автоматизации, то сегодня речь идет о полноценной цифровизации, которая охватывает все аспекты деятельности компаний, отметил депутат Госдумы РФ от Краснодарского края Сергей Алтухов.
Он подчеркнул, что все больше возрастают требования по интеграции бизнеса с государственными цифровыми системами. «Самый яркий пример — ЕГАИС. Мы стараемся максимально закрыть цифровым куполом производство и оборот алкоголя, обеспечить прозрачность на каждом этапе: от производства до потребителя. Интегрируем эту систему с контролем за оборотом медспирта. Это сокращает количество контрафактной продукции на рынке существенно, а значит повышает вероятность приобретения качественного продукта и безопасность потребителя. Технологии продолжат развиваться», — подчеркнул Сергей Алтухов.
Депутат Госдумы также отметил, что цифровизация выходит за рамки производственных процессов и охватывает такие сферы, как маркетинг, образование и др.
По мнению директора компании «Кадровый Экспресс» Ильи Руденко, в ближайшие 5-10 лет технологии искусственного интеллекта будут продолжать активно развиваться и внедряться в различные сферы, включая МСП.
«Уже сейчас можно наблюдать, как ИИ становится неотъемлемой частью многих технологических решений. Например, современные CRM-системы активно интегрируют интеллектуальные функции, которые помогают автоматизировать процессы и улучшать взаимодействие с клиентами. Эта тенденция будет только усиливаться, и в будущем ИИ станет стандартом для большинства бизнес-процессов», — уверен Илья Руденко.
Эксперт подчеркнул стремительное развитие нейросетей, указав на значительные изменения в их возможностях. Если ранее подобные инструменты создавали низкокачественные изображения и шаблонные тексты, то современные системы генерируют контент, практически неотличимый от человеческого творчества.
«Более того, появляются новые возможности, такие как генерация видео, машинное зрение и распознавание объектов. Генеративный ИИ уже умеет имитировать человеческий голос, хотя пока это еще не идеально, но прогресс очевиден», — сказал Илья Руденко.
Синергетические эффекты
Несмотря на стремительный прогресс, внедрение ИИ будет ограничено экономически обоснованными случаями, уверен директор компании «Кадровый Экспресс». Автоматизация окажется востребованной преимущественно там, где сможет заменить дорогостоящие человеческие ресурсы. В ситуациях же, связанных с низкооплачиваемыми задачами, где труд человека оказывается дешевле разработки и внедрения ИИ, такие решения могут оказаться нерентабельными.
«Пример из личного опыта: год назад я столкнулся с задачей, которую выполнял мой ассистент за 15 тыс. рублей в месяц. Стоимость попытки автоматизировать этот процесс через подрядчика в некоторых случаях может доходить до 200 тыс. рублей, что сделало разработку нерентабельной. Таким образом, даже при всех возможностях ИИ экономическая целесообразность остается ключевым фактором при принятии решений о его внедрении», — сказал Илья Руденко.
Координатор проекта «Цифровая Россия» в Краснодарском крае Сергей Карулин отметил, что в будущем техника станет более автономной, что позволит значительно повысить продуктивность. В качестве примера он привел увеличение суточных надоев от каждой коровы на 6,5 л благодаря внедрению искусственного интеллекта в одной из компаний в Татарстане.
«Аналогичный процесс происходит в автономности интеллектуальной деятельности: медицина, наука, поддержка принятия решений. ИИ-системы хороши в многофакторности и выявлении скрытых зависимостей. Это то, чем занимаются врачи, ученые и, пожалуй, профессиональные консультанты в самом широком смысле. На сегодня известны примеры, когда крупнейшие сети клиник в России используют ИИ для диспетчеризации пациентов и для контроля качества работы врача, а региональные власти — для раннего предсказания заболеваний. Следующим шагом, вероятно, будет масштабирование знаний», — заключил Сергей Карулин.

Цифровая трансформация продолжает менять бизнес-среду, открывая новые возможности для роста, автоматизации процессов и повышения качества клиентского сервиса. В ближайшие годы ключевыми направлениями станут углубленное применение искусственного интеллекта, развитие квантовых вычислений, расширение интернета вещей (IoT), усиление кибербезопасности, интеграция VR/AR и экологическая цифровизация.
ИИ и машинное обучение уже активно внедряются в бизнес, но в будущем их роль значительно возрастет. Компании смогут точнее прогнозировать спрос, оптимизировать цепочки поставок и персонализировать взаимодействие с клиентами. Интернет вещей (IoT) будет активно применяться в промышленности, логистике и управлении зданиями. Датчики и интеллектуальные системы позволят мониторить состояние оборудования, автоматизировать энергопотребление и оптимизировать маршруты поставок.
Рост киберугроз делает вопросы безопасности приоритетными для бизнеса. ИИ будет использоваться для мониторинга и предотвращения атак в реальном времени, а блокчейн-технологии обеспечат защиту транзакций и персональных данных.
VR/AR и метавселенные постепенно интегрируются в бизнес. Они откроют новые возможности для виртуального шопинга, удаленной работы и обучения сотрудников.
Развитие цифровых технологий в ближайшие годы будет направлено не только на оптимизацию бизнес-процессов, но и на повышение их устойчивости, безопасности и гибкости. Компании, которые инвестируют в эти направления уже сегодня, получат конкурентное преимущество в будущем.
Дарья Коробская