фото: freepik / freepik.com

Цифровая безопасность: стратегии защиты от кибермошенников

В Краснодарском крае в 2024 году 40% от общего объема преступлений пришлось на кибермошенничества. Такие данные в ходе пресс-конференции в медиацентре «Дом журналистики» в Краснодаре привел начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковник полиции Александр Бондарев.

По его данным, чаще всего злоумышленники похищали средства под предлогом продажи товара через Интернет-сайты и маскируя сайты, также распространено мошенничество с использованием игровых платформ. Кроме этого, часто мошенники действовали под видом сотрудников службы безопасности банков и представителей правоохранительных органов.

Александр Бондарев подчеркнул, что в 2025 году наибольшую популярность приобрели инвестиционные преступления, когда жертвы отдавали средства в надежде получения дополнительного дохода.

«Число людей, стремящихся заработать дополнительные деньги на инвестиционных платформах, постоянно растет. Это напоминает карточную игру, когда сначала вам позволяют немного заработать, а затем забирают все», – отметил начальник уголовного розыска.

Способы, которыми мошенники пользуются, чтобы обмануть граждан и заполучить их личные данные и, соответственно, денежные средства, на пресс-конференции перечислил заместитель начальника Южного управления Центробанка Николай Курилов.

По словам эксперта для обмана граждан злоумышленники чаще всего используют актуальную повестку.
Новостная повестка охватывает самые разные события: будь то информация о выплатах, ограничениях или иных актуальных вопросах. Мошенники, как отметил Николай Курилов, быстро адаптируются к инфоповодам. Их основная цель — заполучить личные данные человека, такие как реквизиты банковской карты или доступ к аккаунту на портале «Госуслуги».

Заместитель начальника Южного управления Банка России напомнил, что с 1 марта 2025 года стал доступен самозапрет на получение кредитов, и мошенники мгновенно отреагировали на это новшество

«Уже на следующий день они стали присылать сообщения в адрес наших граждан о том, что заявления оформлены неверно. А чтобы исправить ошибку, нужно пройти по ссылке. Эта ссылка ведет на фейковый аккаунт Госуслуг», — поделился Николай Курилов.

Он напомнил, что сейчас установить самозапрет можно на портале Госуслуги. И ошибок в процедуре оформления зафиксировано не было. С 1 сентября установить и снять запрет можно будет и в любом МФЦ по паспорту. Отменить самозапрет может только владелец учетной записи Госуслуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Николай Курилов добавил, что злоумышленники активно используют нейросети. Они могут генерировать аудиосообщения с голосами родственников или друзей, где рассказывают, что якобы попали в какую-то непонятную ситуацию, а после чего просят материальную поддержку.

Эксперт посоветовал в данной ситуации сначала перезвонить человеку, от которого поступило сообщение, чтобы проверить, взломали его или нет.

Еще одна тенденция – мошенники все активнее выходят в офлайн. Теперь они действуют не только дистанционно по телефону, но и подсылают своим жертвам курьеров-подельников.

«Мошенники все чаще пытаются заставить жертву передать им наличные, чтобы обойти блокировки. Аферисты по телефону представляются сотрудниками Банка России и сообщают, что хакеры атакуют ваши банковские счета. Убеждают, что единственный способ спасти деньги — немедленно снять их с карты и передать инкассатору. Тот отвезет деньги на временное хранение на защищенный от мошенников счет. На самом деле вместо инкассатора приезжает курьер-подельник, который исчезает вместе со сбережениями», — рассказал Николай Курилов.

Представитель Южного ГУ Банка России добавил, что мошенники привлекают к выводу денег дропперов, среди которых есть как сознательные участники схем, так и несведущие жертвы.

«Осознанный дроппер — это человек, который добровольно предоставляет данные своей карты, снимает деньги и передает их мошенникам, зная, что участвует в преступной схеме. Неосознанный дроппер попадает в ловушку, когда его втягивают в определенную ситуацию. Например, его приглашают на работу, связанную с финансовыми операциями, где он использует свою карту для проведения транзакций. В результате человек невольно становится участником мошеннической схемы», — объяснил эксперт.

О жертвах кибермошенников

По словам начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковника полиции Александра Бондарева, чаще всего жертвами кибермошенников становятся пожилые люди и несовершеннолетние.

В частности, пожилые становятся легкой добычей из-за повышенной доверчивости и снижения критичности мышления, тогда как дети уязвимы вследствие недостатка жизненного опыта и возраста.

Александр Бондарев обратил внимание на то, что пожилым родственникам важно объяснить, какие приемы и методы используют мошенники.

«Необходимо разъяснить пожилым людям, что представители правоохранительных органов никогда не связываются посредством звонков или сообщений в мессенджерах, таких как WhatsApp. Молодое поколение должно передать эту информацию своим родителям», — сказал Александр Бондарев.

Еще одна уязвимая группа, добавил начальник уголовного розыска, это дети. По его словам, мошенники часто нацеливаются на несовершеннолетних через популярные онлайн-видеоигры. Во время игры детям предлагают потратить деньги на улучшение своих персонажей. В таких случаях дети обращаются к родителям за реквизитами банковских карт, чем и пользуются злоумышленники.

Как отметил заместитель начальника Южного управления Банка России Николай Курилов, чаще всего ребенку предлагают получить промокод в игре, но взамен просят сфотографировать банковскую карту родителей в высоком качестве и отправить ее.

«Такие примеры уже были в нашем крае. И это еще раз подчеркивает важность целенаправленной работы с детьми для предотвращения подобных инцидентов», — сказал Николай Курилов.

Психолог Екатерина Татурчук, в свою очередь, рекомендовала ограничить открытый доступ ребенка к скачиванию приложений, а также использовать разные пароли и пин-коды для различных сервисов.

Положительная динамика

В то же время, как отметил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Бондарев, в начала 2025 года число зарегистрированных преступлений, связанных с кибермошенничеством, снизилось на 20%, одновременно на 17% выросло число расследованных дел.

По его мнению, улучшению обстановки в регионе способствовала информационно-разъяснительная кампания по кибербезопасности «Клади трубку», стартовавшая еще в 2024 году.

«Эта акция, на мой взгляд, точно попала в цель. С сентября мы наблюдаем снижение числа зарегистрированных преступлений такого типа. Краснодарский край подошел к кампании очень ответственно», — отметил Александр Бондарев.

Как выявить мошенников

По словам заместителя начальника Южного управления Банка России Николая Курилова, в 2024 году банки отразили 72 млн атак на средства граждан, что практически в 2 раза больше, чем в 2023 году. При этом было сохранено 13,5 трлн рублей, принадлежащих гражданам.

Николай Курилов объясняет такую положительную динамику постоянным улучшением системы безопасности коммерческих банков и регулярным проведением специализированных киберучений, в которых в 2024 году приняли участие 290 компаний.

«Важно осознавать, что объем ущерба зависит от совокупности мер, принимаемых как государственными структурами, так и через информирование граждан. Это помогает людям лучше понимать, как противостоять мошенничеству», — сказал Николай Курилов.

Он также добавил, что в последнее время принято множество важных законодательных изменений, препятствующих мошенникам.

В частности, с 25 июля 2024 года была введена блокировка подозрительных переводов. Данная мера призвана стимулировать кредитные организации обеспечивать высокий уровень безопасности своей инфраструктуры.

«Взаимодействие между Банком России, кредитными организациями и правоохранительными органами осуществляется через специальную базу, ведущуюся Банком России. Если обнаруживается перевод денег на счет лица, информация о котором содержится в этой базе, такой перевод блокируется на два дня. Это позволяет человеку, совершающему операцию, пересмотреть свое решение и избежать передачи средств злоумышленникам», — отметил Николай Курилов.

Эксперт дополнил, что если банк все-таки переведет деньги злоумышленникам, не обратив внимания, что сведения о нем находятся в базе, то клиенту деньги банк будет обязан вернуть в течение 30 дней.

Также Николай Курилов рассказал о периоде охлаждения на выдачу кредитов. Законопроект вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

«Мошенники часто манипулируют жертвами, вынуждая их сначала потерять собственные сбережения, а затем обращаться за кредитами. После получения займа жертвы снова передают деньги преступникам, иногда даже продавая имущество, такое как автомобили и квартиры. Именно поэтому введение периода охлаждения является критически важным. Согласно новому закону, банки не смогут выдавать кредиты на сумму от 50 до 200 тысяч рублей ранее, чем через четыре часа после подписания договора. Для займов свыше 200 тысяч предусмотрен срок ожидания в 48 часов. Эти меры направлены на защиту граждан от необдуманных действий и манипуляций со стороны мошенников», — объяснил эксперт.

Период охлаждения не коснется кредитов и займов до 50 тыс. рублей, ипотечных, образовательных кредитов и автокредитов, когда деньги зачисляются сразу на счет автодилера. Купить товар в кредит без периода охлаждения также можно будет при личном присутствии потребителя в магазине или организации.

Как подчеркнул заместитель начальника Южного ГУ Банка России, период охлаждения необходим для того, чтобы человек мог освободиться от состояния, когда он действует под влиянием мошенников, отдавая им свои личные и заемные средства.

Как противостоять мошенникам: советы психолога

Мошенники вводят жертву шоковое состояние у жертв, которое парализует способность рационально мыслить. Находясь в состоянии страха, человек перестает адекватно оценивать происходящее, поскольку эмоциональная реакция опережает логическое мышление, рассказала психолог Екатерина Татарчук.

«Вы все это чувствовали, когда сдавали экзамен. После экзамена сидишь, у тебя нет сил, или когда у вас важное совещание или встреча. И что делают мошенники? Они на этапе шока могут делать все, что угодно, потому что у вас почти не работает лобная доля. То есть изначально страх будет всегда быстрее, чем логика», — пояснила психолог.

Екатерина Татарчук подчеркнула, что реакции людей на стрессовые ситуации различаются. Одни вступают в конфронтацию с мошенниками, другие предпочитают избегать общения, кладя трубку. Некоторые же впадают в состояние оцепенения.

«Это замирание самое опасное. Ваши внутренние процессы не происходят. Вплоть до того, что у человека может замедляться пульс, у него реакции практически нет. Они не просят помощи и не кладут трубку», — сказала эксперт.

Екатерина Татарчук призвала всегда стараться сохранять критичность мышления и держать в голове, что государственный служащий никогда не станет угрожать, намекать или склонять человека с каким-либо действиям, а банковский работник не будет пытаться уберечь деньги, предупреждать об опасности и т. д.

«Что бы вам ни говорили, какое бы сообщение вам ни присылали, что бы вам ни хотели предложить, всегда помните о критичности мышления», — сказала она.

Кроме того, эксперт посоветовала всегда быть настойчивыми и помнить, что всегда можно блокировать навязчивый контакт и обратиться за помощью, например, позвонить в банк. Главное – сохранять трезвость мысли и не действовать в одиночку, заключила Екатерина Татарчук.

Диана Клейн

Читайте нас в социальных сетях