Важные изменения в систему маркировки товаров принесет 2025 год. Одним из главных нововведений станет поэтапное введение обязательной маркировки широкого спектра продукции. Об этих преобразованиях и о том, как грамотно адаптироваться к новым требованиям в рамках вебинара, организованного «Мой бизнес», рассказал эксперт по маркировке ООО «ГЭНДАЛЬФ» Станислав Приходько.
Как подчеркнул эксперт, отслеживание товаров с помощью маркировки позволяет получить исчерпывающую информацию о каждом продукте: от места производства до состава и характеристик.
Нововведения в 2025 году
С 1 февраля вступил в силу новый этап внедрения обязательной маркировки растительных масел, распространяющийся на всю продукцию в потребительской упаковке. Этот процесс был запущен ранее, начиная с 1 октября 2024 года, когда началась маркировка продукции в стеклянной и полимерной таре.
С 1 марта 2025 года обязательная маркировка охватила такие категории товаров как влажные корма для домашних животных; консервированные продукты из мяса, грибов, овощей, ягод и фруктов; новые виды текстильных изделий; медицинские перчатки; дезинфицирующие средства, относящиеся к группе антисептиков. Также расширили перечень маркируемых биологически активных добавок (БАД).
Начиная с 1 мая 2025 года, требования обязательной маркировки будут распространены на снековую продукцию, включая чипсы, начос, сухарики, гренки, кукурузные палочки, хлебцы и готовый попкорн, а также мыло и моющие средства. С 1 июля 2025 года под действие новых правил подпадут соусы, специи, приправы, пряности, сухие супы, сухие бульоны и уксус, средства для ухода за волосами, средства для бритья и дезодоранты. С 1 сентября 2025 года обязательной маркировке подвергнут смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости, а с 1 октября 2025 года – косметику и зубную пасту.
Станислав Приходько напомнил, что с 1 июля 2025 года таможенные органы перестанут оформлять товары легкой промышленности без маркировки, если они были приобретены до 28 февраля 2025 года включительно. Однако до 30 сентября 2025 года допускается ввод в продажу импортных товаров, закупленных до введения обязательной маркировки, при условии, что они были произведены в период с начала марта по 30 июня 2025 года. Начиная с 1 августа 2025 года реализация остаточной продукции без маркировки станет невозможной, хотя хранение таких товаров останется разрешенным.
Описание товарных остатков должно быть завершено, а заказы оформлены и получены в печатном виде с необходимыми кодами до 31 октября 2025 года. Все остатки товаров, находящиеся в собственности на 1 марта 2025 года, необходимо ввести в оборот до 30 ноября 2025 года.
Как работать с системой маркировки
Разработкой и сопровождением всей системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который создал бренд «Честный знак» для обозначения маркировки и соответствующих кодов. ЦРПТ генерирует уникальные коды, которые обязаны приобретать и оплачивать производители либо импортеры. Стоимость каждого такого кода составляет 60 копеек с учетом НДС. Исключение составляют жизненно важные лекарства стоимостью до 20 рублей от производителя — для них коды предоставляются бесплатно.
Каждый маркированный товар автоматически добавляется в национальный каталог товаров, являющийся важной частью единой системы цифровой маркировки и отслеживания «Честный знак». Любой человек может воспользоваться этой платформой, введя код товара, чтобы получить подробную информацию о его происхождении и характеристиках.
По словам эксперта, нанесение маркировки на продукцию является обязательным для всех производителей и импортеров (при ввозе товаров на территорию Российской Федерации). Отсутствие маркировки приравнивает товар к контрафактному. Далее все участники торговой системы должны сканировать эту маркировку с использованием специального оборудования, сканера, который передает информацию в общую систему.
При этом для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. «Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки – микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. А вот сигареты, обувь и одежду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix», – рассказал Станислав Приходько.
Сейчас уже маркируют пиво и слабоалкогольные напитки, молочную продукцию, безалкогольные напитки и воду, лекарственные средства, товары легкой промышленности, табак, шубы, обувь, парфюмерию, шины и покрышки, фотоаппараты, БАДы, велосипеды и др.
Как успешно внедрить маркировку
Производители и импортеры
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Затем нужно пройти регистрацию в государственной системе маркировки продукции «Честный знак»;
- Следующим этапом является внесение подробных данных о продукции в Национальный каталог товаров;
- Адаптировать программное обеспечение для взаимодействия с системой «Честный знак» и получения кодов для маркировки;
- Определиться со способом нанесения этих кодов на упаковку, а также подобрать соответствующее оборудование или техническое решение;
- Приобрести 2D-сканер или терминал сбора данных;
- Подключить систему электронного документооборота.
Оптовая торговля
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- Зарегистрироваться в системе маркировки товаров «Честный знак»;
- Настроить учетную программу для работы с маркированными товарами;
- Купить 2D-сканер или терминал сбора данных для верификации кодов при приобретении и отгрузке товара;
- Подключить систему электронного обмена документами для отправки данных о покупке и продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Розничная торговля
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- Для начала работы с системой отслеживания товаров «Честный знак» потребуется пройти регистрацию;
- Адаптировать или обновить вашу программу учета для корректной работы с продукцией, подлежащей маркировке;
- Организовать электронный обмен документами, чтобы передавать информацию о покупке товаров с маркировкой;
- Приобрести 2D-сканер;
- Заключить соглашение с оператором фискальных данных;
- Чтобы узнать, нужна ли маркировка для конкретного товара, воспользуйтесь кодами ТН ВЭД или ОКПД2 для проверки.
За что можно получить штрафы
Новые нормы ведения торговли являются обязательными для всех экономических субъектов. Данные положения касаются как тех, кто импортирует продукцию, так и тех, кто ее изготавливает, включая оптовых и розничных продавцов.
За реализацию продукции без соответствующей маркировки, а также за ее складирование, транспортировку и покупку с целью дальнейшей перепродажи, предусмотрены следующие штрафные санкции:
– Для физических лиц: штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
– Для лиц, занимающих руководящие должности: штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
– Для организаций: штраф в размере от 50 тыс. до 300 тыс. рублей.
За предварительный сговор или групповое преступление: лишение свободы до 3 лет и штраф до 80 тыс. рублей или доход за 6 месяцев. За крупную партию и организованную группу: лишение свободы до 4 лет и штраф до 100 тыс. рублей или доход за год. Либо лишение свободы до 6 лет и штраф до 1 млн рублей, или доход за 5 лет.
Отсутствие регистрации в системе маркировки:
– штраф от 1 тыс. до 10 тыс. рублей или предупреждение для должностных лиц;
– 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц.
Информация об изменениях в КоАП и УК РФ – на сайте «Честный знак» в разделе «Штрафы».
Когда реализация товара с маркировкой не допускается
Продажа маркированного товара становится недопустимой в ряде случаев: если информация о маркировке отсутствует в соответствующей информационной системе; если в системе отсутствуют данные о вводе товара в оборот или о присвоенном коде маркировки; если срок годности товара истек; если государственные контрольные органы наложили запрет на реализацию данного товара; если стоимость товара выходит за пределы установленного ценового коридора (становится ниже минимального уровня или превышает максимальную розничную цену); а также если код проверки не соответствует параметрам идентификационного средства.
Диана Клейн