Налоговый контроль часто пугает предпринимателей, однако если в бизнесе структурированы все процессы и налажены деловые отношения с контрагентами, то такие проверки не повлекут за собой штрафов и ограничений. О том, сколько длится выездная налоговая проверка и какой инструмент является основным при составлении акта ее итогов, в ходе форма «Налоги. Право Ответственность 2.0» рассказала основатель и гендиректор компании «Консалтинг ЮК» Юлия Кручанова.
«Механизмы налогового контроля сегодня выстроены таким образом, что выездная налоговая проверка приходит уже тогда, когда налоговый орган провел мероприятия налогового контроля. На тот момент уже определена сумма к уплате в бюджет, и такая проверка — это уже процедурная история», — сказала эксперт.
Сроки и инструменты проведения
По словам Юлии Кручановой, в среднем выездная налоговая проверка проводится сроком до 2-х месяцев, однако в исключительных случаях ее могут продлить и до полугода.
«При этом сроки не являются пресекательными. В нашей практике бывают налоговые выездные проверки, которые длятся и большее количество времени, и собственник постоянно в это погружен», — сказала эксперт.
Она добавила, что такая проверка всегда является стрессом как для собственника компании, так и для работников и контрагентов, поскольку налоговая прибегает к допросу свидетелей — это опрос партнеров, логистов и даже водителей.
«На показаниях допросов свидетелей очень часто строится базовые, фундаментальные аспекты, которые вносятся в акт выездной налоговой проверки. Например, если ваш контрагент говорит, что не знает, что вы за фирма, и он вообще не заключал с вами договор, то налоговый орган это примет, а суд это поддержит. Поэтому очень важно правильно и грамотно выстраивать политику ведения бизнеса», — сказала Юлия Кручанова.
Избежать проверки
Как рассказала основатель и гендиректор компании «Консалтинг ЮК», для того, чтобы избежать выездной налоговой проверки, собственник, в первую очередь, должен провести анализ своего бизнеса.
«Не стоит ждать, когда придет налоговый орган с проверкой, проведите анализ деятельности бизнеса самостоятельно. Выявите налоговые и юридические риски компании. Зачастую бывает так, что собственник не ведет отчеты для контроля чистой прибыли и маржинальности, и непонятно, куда уходит выручка. Но проведя анализ, собственник сможет выявить как финансовые риски, так и риски относительно ответственности», — отметила Юлия Кручанова.
Еще один аспект, который Юлия Кручанова рекомендует учитывать, — проверка и структурирование сделок. Это позволит избежать налоговых рисков и понять, куда идут средства компании. Также проработанные сделки помогут доказать реальность хозяйственных операций.
«Если ваш контрагент «воздушный», и вы, например, для заготовок купили лес, а продали бетонные трубы и арматуру, то налоговая это увидит. Налоговый орган также анализирует логистику, и зачастую запрашивает в МВД сведения о том, передвигалась ли ваша грузовая машина по той или иной трассе, мог ли заказанный вами груз вместиться в кузов и т.д.», — отметила эксперт.
Результаты выездной проверки
Юлия Кручанова рассказала, что по результатам выездной налоговой проверки предпринимателю предоставят соответствующий акт, в котором заявлена сумма к доначислению, контрагенты, в отношении которых были замечены нарушения, а также подробные доводы налогового органа о таких выводах.
«Конечно, это всегда стресс, но в налоговом кодексе закреплен порядок досудебного урегулирования таких споров, и на акт налоговой проверки можно предоставить возражения. На это есть нормативные сроки, а налоговый орган, в свою очередь, может уйти на мероприятия дополнительного налогового контроля. Далее вы еще можете откорректировать свою позицию, подать заявления, а также дополнения к возражениям. Этот процесс может длиться до 2-3 месяцев», — рассказала основатель и гендиректор компании «Консалтинг ЮК».
В итоге налоговая выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Юлия Кручанова добавила, что на решение инспекции также можно подать апелляционную жалобу.
«Апелляционная жалоба подается в срок 1 месяц, а обычную жалобу вы можете подать в течение года. В чем отличие? Подача апелляционной жалобы продлевает срок вступления в силу обжалуемого решения на срок рассмотрения апелляционной жалобы до вынесения решения управлением. Управление, в свою очередь, обычно рассматривает жалобу 1 месяц, либо может продлить срок еще на 1 месяц. Но когда решение уже вынесено, вам вручают требования об уплате налога, и в течение 8 дней вы должны все уплатить», — отметила она.
При этом если сумма доначислений после такой проверки ИП превысит 2,7 млн рублей, то помимо налоговой и административной ответственности предпринимателя привлекут к уголовной ответственности. В случае проверки юрлиц эта сумма повышается до 15 млн рублей.
«Лучше совместно с бухгалтерией, юристами и налоговыми консультантами делайте мониторинг рисков своей деятельности, это будет дешевле. Потому что в рамках выездной налоговой проверки, кроме основного налога, вы заплатите еще пени. Они могут варьироваться от 10 до 30%, плюс штрафы — 20-40%. Работайте честно, работайте правильно, это дешевле», — заключила Юлия Кручанова.
Дарья Коробская, Анастасия Талызина