Креативные кластеры дают толчок развитию инфраструктуры городов: благодаря их созданию появляются места притяжения специалистов и инвестиций. Со временем вокруг таких территорий формируется целая экосистема — появляются парки, предприятия и даже жилые комплексы. Как творческие кластеры способствуют появлению новых бизнес-партнерств и развитию городов, «Деловой газете. Юг» рассказали эксперты и представители творческих пространств Юга России.
Для чего нужны креативные кластеры?
Как отметила советник президента Центра стратегических разработок по креативной экономике Лариса Богданова, креативный кластер — это объединение нескольких элементов, пространств, связанных единым концептом. В кластерах можно увидеть мастерские, производства, коворкинги, кафе, магазины, шоурумы, выставочные пространства — все, что способствует развитию креативного бизнеса.
Основатель кластеров С52 и Р5 (Ростов-на-Дону) Александр Кулешов добавил, что такие пространства способны стимулировать развитие крупных проектов, поскольку их резиденты имеют возможность объединяться, дополняя друг друга и привнося новые идеи.
«Если в обыкновенных офисных пространствах резиденты никак не взаимодействуют, порой даже не знают друг друга, то тут идет большой упор на коллаборацию, на создание зон общего пользования. Здесь можно встречаться, общаться, объединяться — все, что связано с кооперацией. Это помогает создавать магию больших креативных проектов», — сказал Александр Кулешов.
Лариса Богданова обратила внимание на то, что работа в кластере помогает предпринимателю экономить финансы и открывает новые возможности.
«Было так, что в одном из кластеров резидент обнаружил в соседнем здании ту компанию, которая могла бы предоставлять программное обеспечение. А раньше резидент закупал его где-то за границей. Соответственно, кластеры — это экономия времени, финансов и логистики, поэтому концентрация компаний в таких пространствах очень важна», — подчеркнула эксперт.
Она добавила, что креативный бизнес — высокорискованный, трудно предугадать, насколько продукт действительно будет востребован на рынке, поэтому представителям этой сферы важны поддержка и льготы.
«Еще одна функция креативных кластеров — помощь компаниям в финансовом и юридическом сопровождении. В некоторых креативных кластерах есть программы грантовой поддержки, некоторые общие услуги, совместный маркетинг», — отметила Лариса Богданова.
Руководитель Центра истинных ценностей Ростовской области Михаил Стребков уверен, что кластеры способствуют более активному развитию креативных индустрий.
«Такие пространства позволяют иначе подойти к вопросу развития предпринимательства в сфере креативных индустрий, а также дают возможность создания тесных коллабораций и партнерств в рамках разовых или долгосрочных проектов. В такой среде бизнес креативных направлений будет расти интенсивнее именно благодаря постоянному взаимодействию и полезной инфраструктуре кластера», — сказал Михаил Стребков.
Идейный вдохновитель культурно-делового пространства «Вокруг Центр», а также гастро-делового комплекса INSIDE Роман Вещев добавил, что креативные кластеры также могут помочь резидентам развивать творческое мышление и инновационный потенциал. Более того, креативные кластеры могут стать местом притяжения талантов и обеспечить город высококвалифицированными специалистами.
«Креативные кластеры могут предоставлять доступ к совместным ресурсам и инфраструктуре, которые могут быть дорогостоящими для индивидуальных предпринимателей. Это может включать общие рабочие пространства, совместное использование оборудования или доступ к специализированным услугам и обучению», — добавил Роман Вещев.
Куратор культурных проектов креативного кластера «Колос» (Краснодар) Дарья Пономаренко считает, что креативные кластеры меняют жизнь бизнес-сообществ и городскую среду, улучшая облик и экономику как отдельных кварталов, так и всего города.
«Становясь центрами притяжения, они повышают привлекательность территории для жилья и бизнеса, способствуют развитию инфраструктуры и росту туризма. Вместе с поддержкой различных сообществ это может дать городу мощный импульс развития», — отметила Дарья Пономаренко.
Из завода в кластер
Креативные кластеры зачастую создаются на базе старых заводов, и, по словам куратора культурных проектов креативного кластера «Колос», благодаря им безлюдная промзона может ожить и превратиться в полноценный городской район.
«Как это происходит? Команда полностью или частично восстанавливает здание, благоустраивает окружающую территорию, а вокруг появляются различные сервисы, обновляя привлекательность пространства», — объяснила она.
Основатель и руководитель арт-пространства «Свои» в Краснодаре Светлана Вайсхайм считает, что работа по превращению завода в креативный кластер требует высоких амбиций. По ее словам, нужно быть готовым к тому, что для такой реконструкции придется либо искать инвесторов, либо вкладывать собственные средства.
«Все, что мы сделали, мы сделали своими руками, используя собственные средства. Поэтому, если кто-то задумается об открытии креативного кластера на базе бывшего завода, ему нужно параллельно зарабатывать в другом месте либо иметь инвестора или мецената», — сказала Светлана Вайсхайм.
В компании «Юнидрафт», которая занимается деятельностью в области архитектуры, инженерных изысканий, считают, что спрос развитие креативных индустрий Юга России находится в стадии становления.
«Примеры возникновения креативных кластеров Ростова и Краснодара, образованных в том числе, на базе подвергнутых глубокой реконструкции бывших промышленных объектов, подтверждают заинтересованность в подобных проектах как со стороны потребителей, так и инвесторов», — отмечают в пресс-службе компании.
В «Юнидрафт» подчеркивают, что креативные кластеры, создаваемые за счет преобразования старых промышленных объектов, способствуют восстановлению и сохранению исторического наследия региона, создают уникальную атмосферу, вдохновляющую профессионалов на творчество.
«При этом стоить помнить, что внутренние резервы такого рода «деиндустриализации прошлого» ограничены количеством, особенностями и локацией объектов. Несмотря на это, для городов их исторических центров такой формат создания креативных пространств является определяющим», — добавили в компании.
Как рассказал арт-директор творческого пространства ArtBazar Юрий Купавых, на формирование и развитие кластера напрямую влияют его резиденты.
«Каждый резидент вносит свою лепту в наше пространство, и оно начинает жить и развиваться. Такая открытость к творческим процессам, творческим актам у нас приветствуется. Поэтому наш слоган — «Art Bazar — место, где творчество». Любой из жителей Ростова-на-Дону здесь может попробовать свои силы», — сказал Юрий Купавых.
По словам идейного вдохновителя культурно-делового пространства «Вокруг Центр», а также гастро-делового комплекса INSIDE Романа Вещева, за превращением промзоны в креативное пространство может последовать развитие инфраструктуры на окружающей территории. Это могут быть парковки, зоны отдыха и зеленые площадки, которые создают комфортные условия для работы в кластере.
«Превращение бывших промзон в креативные кластеры имеет несколько преимуществ. Оно не только помогает использовать пустующие промышленные объекты и восстанавливать экономическую активность в этом районе, но способствует развитию творческого потенциала, привлечению новых деятелей и созданию динамичной среды», — подчеркнул Роман Вещев.
Перспективы развития
Количество креативных пространств, по мнению представителей сферы, в дальнейшем будет только расти. По словам основателя кластеров С52 и Р5 в Ростове-на-Дону Александра Кулешова, такие пространства положительно влияют на качество городской среды, что только повышает их популярность.
«Чем больше таких точек на карте города, тем больше появляется интересных проектов вокруг. Популярность креативных кластеров будет расти. В Москве, например, рядом с креативными кластерами вырастают целые новые жилые районы. Креативные кластеры открываются даже в новых жилых комплексах, пусть и меньшего формата. Такая концепция обществу понравилась», — сказал он.
Руководитель Центра истинных ценностей Ростовской области Михаил Стребков отметил, что уровень развития креативных кластеров сейчас уже прошел этап создания первичной инфраструктуры для поддержки креативного предпринимательства. В дальнейшем сфере потребуются новые подходы.
«Сегодня самый главный вопрос — как создать механизм сотрудничества между такими пространствами, чтобы облегчить представителям творческих индустрий взаимодействие на межрегиональном уровне. Необходим системный подход, начиная от первого контакта и заканчивая обеспечением логистики продуктов креативного бизнеса из разных регионов», — уверен Михаил Стребков.
По мнению идейного вдохновителя культурно-делового пространства «Вокруг Центр», а также гастро-делового комплекса INSIDE Романа Вещева, с развитием экономики на основе знаний и творчества креативные кластеры играют все более важную роль в городах.
«Кластеры способствуют притоку молодых и талантливых людей, созданию новых рабочих мест и поддержке инноваций. Кроме того, развитие цифровых технологий, таких как удаленная работа и обмен информацией, усиливает потребность в коллективном пространстве для обмена идеями. Поэтому их популярность будет расти», — заключил Роман Вещев.
Николай Ромашенко, создатель мультиформатного лофт-пространства «Дом Культурных «Правда!» (Ростов-на-Дону)
«Во-первых, креативные пространства — это точки сборки для интеллекта и творчества, что само по себе уже большой плюс для города. Именно здесь рождаются идеи, проекты, интересные решения, проводятся самые разные мероприятия, которые могут улучшить не только жизнь в городе, но и создать в нем более комфортную атмосферу. Во-вторых, такие пространства — это место притяжения и общественников, а также некоммерческих организаций, а третий сектор, как мы знаем, главный двигатель социального государства. Именно к такому идеалу мы все стремимся, и этот постулат заложен в Конституции России. Наконец, креативное пространство — это всегда действие, а действие рождает доходы, которые также отражаются и на бюджетах всех уровней. Те же кафе, которые работают в экосистеме креативных пространств, дают существенную часть налогов. А если суммировать все доходные индустрии в креативном пространстве, то вы сами понимаете, какая из этого будет выгода».
Александр Соломин, основатель многофункционального лофт-пространства «Библиотека» (Ростов-на-Дону)
«Если говорить о перестройке заводов в кластеры, то многофункциональное лофт-пространство «Библиотека» было открыто в старинных зданиях в 2018 году с целью проведения мероприятий. Найдя дореволюционную карту Нахичевани, мы узнали, что в здании, где сейчас расположена фасадная часть «Библиотеки», некогда находилось зернохранилище. На карте оно обозначено как «элеватор». Вторая часть здания, гостевой зал — это строение 1925 года. В 1935 году здесь был открыт завод «Энергосвязьавтоматика», которым это помещение и являлось вплоть до 1991 года. Мы завели сюда новую электрику, вентиляцию, обогрев, водопровод. Мы оживили здание, которое начало принимать посетителей с июня 2018 года. За пять лет работы к нам приходили бывшие сотрудники предприятия. Было приятно видеть их ностальгическую улыбку — они были рады походить по местам, где раньше стояли станки, за которыми они когда-то работали. Есть что-то доброе в таком восстановлении — войдя в заброшенное здание, человек вряд ли испытал бы такие же положительные чувства».
Евгения Благинина, директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства
«Креативные кластеры нужны и городу, и творческим людям, которые нуждаются в поддержке в начале своего пути. Центр «Новый Ростов» является бесплатным кластером, который более восьми лет функционирует как креативная площадка для начинающих и действующих предпринимателей. Проект по созданию «Нового Ростова» тиражировался Агентством стратегических инициатив по всей стране как лучшая муниципальная практика. Уже с 2021 года наш коворкинг в «Новом Ростове» стал точкой притяжения для молодежи и предпринимателей, работающих в секторе креативных индустрий. Таких в центре почти 27%.
В 2021 году мы провели на территории центра образовательный форум для производителей и дизайнеров сферы легкой промышленности. В 2022 году на площадке центра состоялся большой сторителлинг-концерт от проекта «Люди в тексте». Ежегодно, начиная с 2020 года, в «Новом Ростове» проходят маркеты для поддержки ремесленничества и малых товаропроизводителей. В прошлом и в текущем годах в рамках празднования Дня города проходил международный фестиваль купечества, на котором резиденты центра «Новый Ростов» презентовали свои изделия».
Денис Зубков, автор проектов «Донская улица творчества» и «Центр разработки творческих проектов»
«Сейчас у меня в работе два проекта. Первый — это «Донская улица творчества» в Ростове. Второй — «Центр разработки творческих проектов» в Таганроге. Последний — это проект федерального уровня, поскольку разработчики, которые будут создавать прототипы творческих проектов, могут быть не только таганрожцами. Любой проектировщик из России сможет приехать в Таганрог и поработать в центре в течение месяца-двух, чтобы создать прототип проекта и его упаковку, а также сформулировать потребности, необходимые для его реализации. Реализовывать проект можно будет на других территориях, возможно, на новых.
Основные направления работы будущего центра — архитектура, девелопмент, дизайн, искусство, скульптура, градостроительство, а также театр. Благодаря кластеру D30 мы поняли, что частный театр может быть творческим бизнесом, а не только творчеством на дотациях и субсидиях. Мы также планируем, что резиденты будут там жить и работать. Для этого в будущем центре предусмотрены апартаменты: формат «живи и работай» сейчас очень популярен».
Дарья Коробская, Анастасия Талызина