Федеральная налоговая служба продолжает технологическую трансформацию, дальнейшую автоматизацию процессов, масштабирует действующие эксперименты в области налогового администрирования, что способствует повышению собираемости налогов. Согласно статистике, за первые девять месяцев в Ростовской области было собрано налогов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Об этом в своем докладе в рамках форума «Бизнес 2023: налоги, право, ответственность» рассказал заместитель руководителя Управления налоговой службы по Ростовской области Александр Шевченко.
Поступления в бюджет увеличились
По итогам девяти месяцев 2023 года в Ростовской области рост поступлений налогов отмечен практически по всем видам экономической деятельности.
«За январь-сентябрь 2023 года в консолидированный бюджет РФ на территории Ростовской области обеспечено поступление налогов на общую сумму 279 млрд рублей, что на 92 млрд рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года», — рассказал Александр Шевченко.
Если задача наполнения бюджета стояла перед ФНС всегда, то задачу сохранить для компаний оборотный капитал налоговая служба определила себе сама. Манифест ФНС (Приоритет 2030) декларирует намерение максимально, в пределе до нуля, снижать издержки на налогообложение, а также готовность и желание гарантировать безопасность каждого бизнеса и помочь каждому, даже если это не относится к прямым обязанностям службы.
Повышение комфортности процедур уплаты налогов
ФНС взяла курс на взаимодействие с бизнесом в сфере сбора налогов более 10 лет назад. Такая стратегия, по словам Шевченко, способствует более эффективному наполнению государственной казны, снижает издержки на сбор налогов и стимулирует развитие экономики.
Эти результаты достигнуты не за счет увеличения давления на бизнес и использования силовых методов. ФНС прилагает усилия к тому, чтобы рост поступлений был обеспечен за счет повышения комфортности процедур уплаты налогов.
Технологии, используемые ФНС, позволили также сократить сроки проверки деклараций 3-НДФЛ и представления налоговых вычетов. За счет оптимизации организационных процессов и доработки программного обеспечения средний срок проверки этих деклараций за восемь месяцев 2023 года уменьшился до 20 дней при предельном сроке, регламентированном НК РФ, в 90 дней. В отношении упрощенных имущественных и инвестиционных вычетов по НДФЛ он сократился с 13 до 5 дней. При этом количество данных заявлений увеличилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Сокращение выездных проверок
«В части обеспечения комфортного ведения бизнеса мы выработали новые, более мягкие подходы к контролю, например, предпроверочный анализ, который существенно снижает вероятность выездной налоговой проверки. ФНС удалось добиться сокращения количества выездных налоговых проверок», — поясняет Александр Шевченко.
В среднем проверки проводятся в отношении одного налогоплательщика из тысячи зарегистрированных. А применительно к специальным налоговым режимам — одного из десяти тысяч. Фактически контрольный блок сейчас представлен аналитическим контролем, или так называемым предпроверочным анализом.
Также развивается проект налогового мониторинга. Присоединение к нему становится возможным уже и для среднего бизнеса. Налоговый мониторинг представляет собой почти бесшовную интеграцию бизнес-процессов компании и процессов налогового контроля в онлайн-режиме. Налогоплательщик освобождается от обычных налоговых проверок благодаря предоставлению Службе удаленного доступа к его информационным и учетным системам или витрине данных.
Рост эффективности налоговых проверок
Как отметил Александр Шевченко, современные технологии, эффективное использование информационных ресурсов и риск — ориентированный подход, возможность вести персональную налоговую историю каждого налогоплательщика в едином «облаке» концептуально изменили подход к проведению проверок. Совокупность этих технологических решений создала условия для существенного сокращения количества выездных налоговых проверок без потери их качества. Также за два последние года значительно сократилось количество истребуемых документов, что, безусловно, повышает комфортность ведения бизнеса.
Досудебное урегулирование налоговых споров
В условиях развития информационных технологий ФНС России продолжает совершенствоваться и повышаться качество работы по досудебному урегулированию налоговых споров.
Налогоплательщики могут подать жалобу (обращение) с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и по телекоммуникационным каналам связи, а также представить документы, обосновывающие свою позицию.
Сервис «Узнать о жалобе» позволяет оперативно получать информацию о дате поступления и регистрации жалобы (обращения) в налоговом органе, о сроках, статусе и результате рассмотрения, включая реквизиты ответа.
С марта 2021 года представлена возможность участия в рассмотрении жалоб налогоплательщиков с использованием видео-конференц-связи.
Анастасия Талызина